Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления…………..4
Глава 2. Конституционная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………………...6
§1. Ответственность должностных лиц местного самоуправления в случае утраты доверии………………………………………………………………………………….6
§2. Ответственность должностных лиц органов местного самоуправления в случае издания незаконно правовых актов…………………………………………………...8
§3. Ответственность органов и должностных лиц органов местного самоуправления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий……………………………………………9
Глава 3. Уголовная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления……………………………………………………………………….10
Глава 4. Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………………………………………….11
Глава 5. Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………………………………………….14
Глава 6. Дисциплинарная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления……………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Иркутский Государственный Технический Университет

Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Муниципальное право»

на тему: Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы Юрз-05

                                                          Калашникова Альбина Анатольевна

         Проверил: 
 
 

Иркутск 2009

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Понятие  ответственности в системе местного самоуправления…………..4

Глава 2. Конституционная  ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………………...6

§1. Ответственность  должностных лиц местного самоуправления в случае утраты доверии………………………………………………………………………………….6

§2. Ответственность  должностных лиц органов местного самоуправления в случае издания  незаконно правовых актов…………………………………………………...8

§3. Ответственность  органов и должностных лиц  органов местного самоуправления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий……………………………………………9

Глава 3. Уголовная  ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления……………………………………………………………………….10

Глава 4. Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………………………………………….11

Глава 5. Административная ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления…………………………………………………………….14

Глава 6. Дисциплинарная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления……………………………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы………………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Местное самоуправление как одна  из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

    Конституция РФ, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность  местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в качестве вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.

    Признавая и гарантируя местное  самоуправление, Конституция РФ  устанавливает, что местное самоуправление  в пределах своих полномочий самостоятельно.

    В системе местного самоуправления применяются различные виды юридической ответственности: конституционно-правовая, уголовная, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, муниципально-правовая.

    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральным законом.1

Таким образом, можно констатировать три вида их ответственности:

1) перед государством;

2) перед населением  муниципального образования;

3) перед физическими  и юридическими лицами.

Глава 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления

    Местное самоуправление, в основе которого лежит право населения городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и  государством, предполагает ответственность органов местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности.

    При  этом следует учитывать природу  муниципальной власти и особенностей  институтов местного самоуправления  как наиболее приближенных к  населению.

    Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью служат обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.

    Ответственность  органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления – это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими или противоправные решения, ненадлежащие осуществление своих задач и функций.2

     Закон о местом самоуправлении 2003 г.3, выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: 1) перед населением муниципального образования; 2) перед государством; 3) перед физическими и юридическими лицами.

     Органы  местного самоуправления могут нести  конституционную, административную и  гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления может применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

     Следует отметить, что в науке муниципального права дискутируется вопрос о существовании так называемой муниципально - правовой ответственности. Сторонники ее выделения в самостоятельный вид ответственности относят к мунициопально-правовой, в частности, ответственность перед населением муниципального образования. Они производят разграничение между конституционно-правовой и муниципально- правовой ответственностью следующим образом: конституционно-правовая ответственность, по их мнению, является ответственностью за ненадлежащее осуществление государственной власти, а муниципально-правовая ответственность – за  ненадлежащее осуществление муниципальной власти.

     Однако  более верным  представляется понимание  конституционной (конституционно-правовой) ответственности как ответственности  за ненадлежащее осуществление всякой публичной власти. В соответствии с этим в качестве субъектов конституционной ответственности выступают органы и должностные лица местного самоуправления, полномочные принимать важные решения, которые затрагивают интересы всего муниципального образования.

     Таким образом, ответственность органов  и должностных лиц органов  местного самоуправления перед населением муниципального образования является конституционной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Конституционная ответственность  органов и должностных лиц  местного самоуправления.

     Органы  и должностные лица местного самоуправления несут конституционную ответственность  за ненадлежащее исполнение публичной  власти. Можно выделить следующие  основные случаи привлечены их к конституционной  ответственности:

1) утрата доверия;

2) издание незаконных правовых актов;

3) неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий.

§1. Ответственность должностных лиц местного самоуправления в случае утраты доверии.

     Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.4 Закон о местном самоуправлении 1995 г. указывал, что основанием ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением является утрата доверия. Новый Закон, данный термин не использует, однако его анализ показывает, что предусмотренный ст. 24 и ч. 2 ст. 71 механизм ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления также основывается на утрате доверия к ним жителей муниципального образования.

     Об  утрате доверия населения можно  говорить лишь применительно к выборным органам местного самоуправления и  выборным должностным лицам местного самоуправления, ибо они получают в результате выборов своеобразный «мандат доверия» от населения на решение вопросов местного значения.5

     Следует иметь ввиду, что в соответствии с ч. 2 ст. 24 нового Закона основаниями  для отзыва депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица органа местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Основанием для отзыва депутата не могут служить его политическая деятельность, позиция при голосовании и т.п.

     Практически институт отзыва выборных должностных  лиц органов местного самоуправления используется достаточно редко.

     Муниципальное образование с учетом законодательства субъектов РФ определяет процессуальный механизм реализации права населения на отзыв данных выборных лиц муниципального образования.

     Как свидетельствует практика, процедура  отзыва депутатов и избранных  населением должностных лиц решается не только в уставах муниципальных образований, но и в законах: субъектов РФ о местном самоуправлении, в законах о выборах или в специальных законодательных актах о порядке отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления6.

     Вместе  с тем, обобщая некоторые вопросы  судебной практики по гражданским делам. Судебная коллегия по гражданским делам. Верховного Суда Российской Федерации отмечала, что отсутствие в законах субъектов РФ норм о порядке отзыва этих лиц не может рассматриваться как препятствие для введения института отзыва в уставах муниципальных образований. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §2. Ответственность должностных лиц органов местного самоуправления в случае издания незаконно правовых актов.

     Конституционная ответственность органов и должностных  лиц органов местного самоуправления наступает также в случаях  нарушения ими Конституции РФ, федеральных Конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования. В случае совершения указанных выше действий представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а должностное лицо органа местного самоуправления — отрешено от должности.

     Механизм  реализации роспуска представительного  органа муниципального образования  закреплен в ст. 73 Закона о местном  самоуправлении 2003 г.

     Основанием  начала процедуры применения данного  вида ответственности к представительному органу муниципального образования является принятие им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образованна,  в случае, если незаконность данного нормативного акта установлена судом, а представительный орган муниципального образования в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

  В таком случае высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ) в течение 1 месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. 
 

Информация о работе Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления