Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:01, реферат

Краткое описание

Местное самоуправление, в основе которого лежит право населения городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством, предполагает ответственность органов местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности.
В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления норм, указанных в законодательных актах, прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда, они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд в соответствии с действующим законодательством.

Содержание

Введение...…………………………………………………………... 2
Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.………………………………………………………………… 3
Конституционная ответственность……………….……………. 4-6
Административная ответственность ………………………….... 7-8
Дисциплинарная ответственность……………………………. 9-10
Гражданско-правовая ответственность……………………... 11-12
Уголовная ответственность……………………………………... 13
Заключение……………………………………………………….. 14
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Рефик МП.docx

— 28.60 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

  1. Введение...…………………………………………………………... 2
  2. Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.………………………………………………………………… 3
  3. Конституционная ответственность……………….……………. 4-6
  4. Административная ответственность ………………………….... 7-8
  5. Дисциплинарная ответственность……………………………. 9-10
  6. Гражданско-правовая ответственность……………………... 11-12
  7. Уголовная ответственность……………………………………... 13
  8. Заключение……………………………………………………….. 14
  9. Список литературы……………………………………………… 15
 

Введение.

 

Местное самоуправление, являющееся одной из основ конституционного строя Российской Федерации, гарантируется  государством. Гарантии обеспечиваются рядом мер политического, экономического, правового характера, включая установление в законодательстве РФ, субъектов  РФ, муниципальных правовых актах  юридической ответственности за нарушение конституционного права  граждан на осуществление местного самоуправления.

В соответствии с современной  концепцией, закрепленной в Конституции  Российской Федерации, публичная власть делится на две разновидности - государственную  и муниципальную власть. Ответственность  призывает и принуждает к неукоснительному соблюдению законов и организационных  мер.

Местное самоуправление, в  основе которого лежит право населения  городских и сельских поселений  самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление  органов местного самоуправления в  системе управления обществом и  государством, предполагает ответственность  органов местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности.

В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления норм, указанных в законодательных  актах, прав физических и юридических  лиц, причинения им имущественного или  морального вреда, они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд  в соответствии с действующим  законодательством.

 

Понятие ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления.

 

Ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления – это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

Федеральный закон о местном  самоуправлении 2003 г. выделяет три вида ответственности органов и должностных  лиц местного самоуправления:

  • перед населением муниципального образования;
  • перед государством;
  • перед физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность  за свои действия. К должностным  лицам местного самоуправления могут  применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

 

Конституционная ответственность.

 

Органы и должностные  лица местного самоуправления несут  конституционную ответственность  за ненадлежащее исполнение полномочий. Можно выделить следующие основные случаи привлечения их к конституционной  ответственности:

- при утрате доверия;

- издании незаконных правовых актов;

- неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.

Ответственность должностных лиц местного самоуправления в случае утраты доверия. В соответствии с ч. 2 ст. 71 Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г. население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. едеральном Законе о местном самоуправлении 2003 г. данный термин не используется.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г., основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Ответственность должностных лиц местного самоуправления в случае издания незаконных правовых актов. Конституционная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает также в случаях нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ, устава муниципального образования. В случае совершения указанных выше действий представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а должностное лицо местного самоуправления отрешено от должности.

Полномочия представительного  органа муниципального образования  прекращаются со дня вступления в  силу закона субъекта РФ о его роспуске.

Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован  в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и  принять решение не позднее чем  через 10 дней со дня ее подачи. Порядок  рассмотрения таких обращений устанавливается  указанным законом и гл. 25 ГПК  РФ.

Основанием отрешения  от должности главы муниципального образования (местной администрации) является не только принятие незаконного  нормативного правового акта, но и  совершение иных действий (в том  числе принятие незаконного акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности  РФ, национальной безопасности РФ и  ее обороноспособности, единству правового  и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. В любом случае эти действия должны быть подтверждены решением суда.

Ответственность органов и должностных лиц  местного самоуправления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения отдельных  государственных полномочий. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Конкретные виды ответственности  за ненадлежащее осуществление отдельных  государственных полномочий Федеральным  Законом о местном самоуправлении 2003 г. не установлены.

Отдельные меры ответственности  за совершение указанных выше действий в настоящее время установлены  законодательством субъектов Федерации. Законодательство некоторых субъектов  предусматривает в качестве санкции  изъятие из компетенции органов  местного самоуправления отдельных  государственных полномочий.

В определенных случаях за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий к органам и должностным лицам  местного самоуправления могут быть применены санкции, предусмотренные  ст. 73 и 74 Закона о местном самоуправлении 2003 г. Кроме того, в случае если при  осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным  бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленное соответствующим судом, к ним могут быть применены меры, предусмотренные ст. 75 Закона о местном самоуправлении 2003 г.

Органы местного самоуправления в любом случае не могут нести  ответственность за неисполнение или  ненадлежащее исполнение государственных  полномочий, переданных им с нарушением требования ст. 19 Закона о местном  самоуправлении 2003 г.

 

Административная ответственность.

 

Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими правонарушений при исполнении служебных обязанностей, предусмотренных  КоАП РФ или законами субъектов РФ.

Конкретные составы правонарушений, за которые должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности, содержатся в  КоАП РФ. Так, действия должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, т.е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы РФ, — влекут наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.9 КоАП).

Непредставление руководителем  или другим должностным лицом  организации, а равно должностным  лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный  комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков  граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, — влечет наложение  административного штрафа в размере  от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 21.1 КоАП).

В соответствии с ч. 1 ст. 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. В силу этого некоторые составы административных правонарушений, которые могут совершаться должностными лицами местного самоуправления, содержатся в законодательстве субъектов.

Действующее законодательство не содержит каких-либо особенностей привлечения  депутатов, членов выборных органов  местного самоуправления, выборных должностных  лиц органов местного самоуправления к административной ответственности. Согласно ст. 24 Закона об обеспечении конституционных прав граждан России зарегистрированный кандидат не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ.

 

Дисциплинарная ответственность.

 

Дисциплинарная ответственность  представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим  дисциплинарное правонарушение, и влекущего  неблагоприятные последствия для  нарушителя.

Дисциплинарная ответственность  является самостоятельным видом  юридической ответственности. В  целом она характеризуется следующим:

- основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок;

- за такой проступок применяются дисциплинарные взыскания;

- дисциплинарная ответственность применяется только в Порядке подчиненности и только к физическим лицам.

Существенно различается  дисциплинарная ответственность муниципальных  служащих и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Дисциплинарная  ответственность муниципальных  служащих устанавливается действующим законодательством о труде и о муниципальной службе. Согласно Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации».

Должностной (дисциплинарный) проступок имеет формальный состав, т.е. для привлечения служащего  к дисциплинарной ответственности  достаточно самого факта нарушения  служебной дисциплины, даже если вредные  последствия этого нарушения  отсутствуют.

Дисциплинарное взыскание  применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни служащего, пребывания его в отпуске, а также  времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Кроме того, дисциплинарное взыскание  не может быть применено позднее  шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной  деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его  совершения.

Дисциплинарная  ответственность выборных должностных  лиц местного самоуправления. Нормативные акты некоторых субъектов РФ и муниципальных образований предусматривают дисциплинарную ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления, прежде всего депутатов представительных органов. Анализ действующих актов в этой сфере показывает, что дисциплинарным проступком депутата представительного органа муниципального образования обычно признается нарушение порядка работы представительного органа, которое может выражаться в различных деяниях: от непосещения заседаний представительного органа до нарушения правил депутатской этики во время этих заседаний. В перечне дисциплинарных взысканий наиболее часто указываются: предупреждение о лишении слова; лишение слова; призыв к порядку; удаление из зала заседания; порицание (выговор) и досрочное прекращение полномочий. Последняя мера применяется исключительно редко и должна быть обоснована очень вескими причинами. Например, на основании ст. 31 Устава города Красноярска полномочия депутата досрочно прекращаются в случае уклонения депутата от выполнения депутатских обязанностей, выразившегося в систематическом отсутствии без уважительных причин на заседаниях городского Совета, его постоянных и временных комиссий, членом которых он избран.

Информация о работе Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления