Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления…………..4
Глава 2. Конституционная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………………...6
§1. Ответственность должностных лиц местного самоуправления в случае утраты доверии………………………………………………………………………………….6
§2. Ответственность должностных лиц органов местного самоуправления в случае издания незаконно правовых актов…………………………………………………...8
§3. Ответственность органов и должностных лиц органов местного самоуправления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий……………………………………………9
Глава 3. Уголовная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления……………………………………………………………………….10
Глава 4. Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………………………………………….11
Глава 5. Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………………………………………….14
Глава 6. Дисциплинарная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления……………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

     §3. Ответственность органов и должностных лиц органов местного самоуправления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий.

     Ответственность органов и должностных лиц  органов местного самоуправления перед  государством может наступить также в случаях ненадлежащего осуществления ими отдельных государственных полномочий. Органы и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

     Законодательство  некоторых субъектов предусматривает  в качестве санкции изъятие из компетенции органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Действенность такой санкции представляется сомнительной, учитывая, что отдельные государственные полномочия передаются органам местного самоуправления без их согласия.

     В определенных случаях за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных  государственных полномочий к органам и должностным лицам органов местного самоуправления могут быть применены санкции, предусмотренные ст. 73 и 74 Закона о местном самоуправлении 2003 г. Кроме того, в случае, если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом, к ним могут быть применены меры, предусмотренные ст. 75 Закона о местном самоуправлении 2003 г.

Органы  местного самоуправления в любом  случае не могут нести ответственность  за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий, переданных им с нарушением требования Закона о местном самоуправлении 2003 г.  

     Глава 3. Уголовная ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления

     Уголовная ответственность должностных лиц  органов местного самоуправления наступает  в случае совершения ими деяний, содержащих все признаки состава преступления и предусмотренных УК РФ. Перечень этих деяний содержится в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Применительно к должностным лицам органов местного самоуправления данная глава содержит такие составы преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий; отказ в представлении информации федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации; незаконное участие в предпринимательской деятельности; получение взятки; служебный подлог; халатность. Для привлечения к ответственности в соответствии с данными статьями следует руководствоваться определением должностного лица, данным в примечании к ст. 285 УК РФ. То есть, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, в органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ7.

     Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает особенности привлечения к уголовной ответственности выборных должностных лиц органов местного самоуправления. Так, в частности, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается прокурором субъекта РФ.

     Глава 4. Гражданско-правовая ответственность  органов и должностных лиц  местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления несут ответственность  перед различными физическими и  юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке. Строго говоря, необходимо отметить, что к ответственности перед физическими и юридическими лицами могут быть привлечены только органы местного самоуправления, но не должностные лица, так как последние не являются субъектами гражданского права. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.

     Можно выделить три наиболее важных случая наступления ответственности органов местного самоуправления.

     Первый  случай—принятие органами и должностными лицами органов местного самоуправления незаконных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан. Такие  правовые акты могут быть обжалованы любым гражданином, который считает, что его права были нарушены.

     В суд могут быть обжалованы любые  акты как нормативного, так и индивидуального  характера. Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. При этом закон предоставляет гражданину право выбора, в какой суд обратиться: по своему местожительству или по местонахождению органа местного самоуправления.

     По  результатам рассмотрения жалобы суд  выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

     Во  втором случае органы или должностные  лица органов местного самоуправления несут ответственность, если своими противоправными действиями они причинили имущественный или иной (например, моральный) вред. На них в таком случае ложится обязанность возместить (компенсировать) причиненный ущерб.

     Возмещение ущерба в таком случае регулируется ст. 1069 ГК РФ. Данная статья сформулирована с учетом требований ст. 33 и 153 Конституции РФ и ст. 16 ГК РФ и является специальной. В ней предусмотрены особенности, отличающие ее от общих правил деликтной ответственности. Они выражаются, во-первых, во властно-административном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; во-вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов.

     Виды  и формы деяний, причиняющих вред, весьма многообразны. Ими могут быть различные нормативные или индивидуальные акты,  которые направлены гражданам  и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению. Таковым  может быть и противоправное бездействие, так как непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может также привести к причинению вреда8.

     Следует обратить внимание, что возмещение вреда производится не за счет самих  должностных лиц, чьи действия или бездействие и вызвали, по сути дела, причинение ущерба, а за счет казны муниципального образования. Это связано с тем, что должностные лица органов местного самоуправления, как уже указывалось выше, не являются субъектами гражданского права. От имени казны муниципального образования  обычно выступают соответствующие финансовые органы.  

     Третий  случай связан с причинением вреда  органами и должностными лицами органов  местного самоуправления не в сфере  властно-административных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности. Органы местного самоуправления в соответствии со ст.41 Закона о местном самоуправлении 2003 г. являются юридическими лицами. Это означает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия.

     Ответственность органов местного самоуправления может  наступать, например, в результате невыполнения ими условий гражданско-правовых договоров с физическими и  юридическими лицами. В случае причинения вреда источниками повышенной опасности, принадлежащими органам местного самоуправления (например, машиной местной администрации), ответственность наступает в соответствии со ст. 1079 ГК РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 5. Административная ответственность  органов и должностных лиц местного самоуправления

     Должностные лица органов местного самоуправления несут административную ответственность  в случае совершения ими при исполнении служебных обязанностей правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов РФ.

       КоАП РФ9 определяет должностное лицо как лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской федерации), в то же время Закон о местном самоуправлении 2003 г. содержит иное определение должностного лица местного самоуправления. Эта выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнително - распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. При привлечении должностных лиц местного самоуправления к административной ответственности следует    руководствоваться Примечанием к ст. 2.4 КоАП, так как эта норма является специальной.

     Конкретные  составы правонарушений, за которые  должностные лица органов местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности, содержатся в КоАП РФ. Так, например, действия должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, т.е. недопущенные на местные рынки товаров из других регионов Российской Федерации либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы Российской Федерации, влекут наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

     В соответствии с ч. 1 ст. 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях  состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В силу этого составы административных правонарушений, которые могут совершаться должностными лицами органов местного самоуправления, содержатся в законодательстве субъектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 6. Дисциплинарная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

     Дисциплинарная  ответственность представляет собой  одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.10

     В отличие от других видов юридической  ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не надведомственными органами (судом, арбитражем, инспекциями и т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

     Дисциплинарная  ответственность является самостоятельным  видом юридической ответственности. В целом она характеризуется  следующим:

     1) дисциплинарный проступок является  основанием дисциплинарной ответственности;

     2) дисциплинарные взыскания применяется  за указанный проступок;

     3) дисциплинарная ответственность  применяется только в порядке  подчиненности и только к физическим  лицам. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Формы государственного и общественного  контроля деятельности местного  самоуправления, закрепляемые Законом и обеспечивающие защиту интересов государства, населения, граждан, предприятий, учреждений и организаций, являются в то же время необходимым условием реализации норм муниципального права, устанавливающих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

    Местное самоуправление, являющееся одной из основ конституционного строя Российской Федерации, гарантируется государством. Гарантии обеспечиваются рядом мер политического, экономического, правового характера, Включая установление в законодательстве РФ, субъектов Федерации, муниципальных правовых актах юридической ответственности за нарушение конституционного права, граждан на осуществление местного самоуправления.

Информация о работе Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления