Особенности разработки стратегии муниципально образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теории и практики разра-ботки стратегии развития на уровне муниципального образования.
Основные задачи:
- изучение сущности и специфики стратегии муниципального обра-зования;
- рассмотрение основных методик разработки стратегии, используе-мых на практике;
- характеристика этапов разработки стратегии;
- разработка и рассмотрение стратегического плана развития Шат-ковского муниципального района.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………….……4
1.1. Понятие стратегии развития муниципального образования...............4
1.2. Методика разработки СРМО……………………………………………6
1.3. Основные этапы процесса разработки СРМО……………………….….9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШАТКОВСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА…….15
2.1. Современная социально-экономическая ситуация в район……….15
2.2. Стратегические цели социально-экономического развития
района………………………………………………………………………..19
2.3. Стратегии социально-экономического развития района……………21
2.4. Оценка ресурсов, необходимых для реализации стратегического
плана…………………………………………………………….…………….42
2.5. Этапы и итоги реализации стратегического плана……………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...45
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая особенности разработки стратегии развития МО2.rtf

— 541.95 Кб (Скачать файл)

           Основные проблемы села следующие:

    разрушение материально-технической базы (старение машинно-тракторного парка, разрушение животноводческих комплексов)

    деградация земельных ресурсов

    диспаритет цен на продукцию  сельского хозяйства и промышленную продукцию

    высокий уровень самозанятости сельского населения в личных подсобных хозяйствах

    неразвитость социальной инфраструктуры, снижение доступности для сельского населения профессиональных  образовательных услуг, услуг сферы  здравоохранения, культуры

    отсутствие последовательной системы  государственной  поддержки аграрного производства

           В качестве позитивных тенденций развития села можно  отметить следующие:

    повышение экономической активности сельского населения, что создает предпосылки для его адаптации к рыночным отношениям

    продолжение процесса  газификации села

           Главной стратегической целью развития сельских территорий района является формирование эффективного и устойчивого агропромышленного производства, обеспечивающего потребности населения района   в качественных продуктах питания и спрос перерабатывающей промышленности на сырье по приемлемым ценам, а также благоприятные условия жизнедеятельности  и жизнеустройства как городских, так и сельских жителей.

    Цели:

    Цель 6.1. Развитие материально-технической базы сельских товаропроизводителей.

           Достижение этой цели возможно путем  кооперации сельских товаропроизводителей, сельских товаропроизводителей с промышленными предприятиями городов для производства конкурентоспособной продукции.

           Действия:

    привлекать промышленные предприятия района к выпуску запасных частей  к сельскохозяйственной технике для обновления парка сельскохозяйственных машин района

    создавать и оказывать содействие  созданию  районных  машинно-технологических станций, расширению системы лизинга сельскохозяйственной техники

    разработать и реализовать районную программу  рационализации производственной структуры  АПК, повышения плодородия почв, эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения

    Цель 6.2. Создание условий и предпосылок для повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса района.

         Действия:

    обеспечить равенство условий в развитии  различных  форм собственности и хозяйствования  в аграрном секторе района

    разработать программу поддержки личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, включающую обеспечение их необходимыми  материально-техническими  средствами и организацию эффективного сбыта производимой ими продукции

    совершенствовать формы  и методы сезонного кредитования хозяйствующих субъектов продовольственного рынка

    осуществлять  дальнейшее развитие  и укрепление  местного самоуправления в сельской местности

    обеспечить разработку кадастра сельскохозяйственных земельных угодий и использовать его для определения рациональной системы землепользования

    увеличивать объемы закупок для нужд муниципальных учреждений товаров

    ускоренно развивать сеть дорог с твердым покрытием.

    Цель 6.3. Создание условий для развития социальной инфраструктуры на селе и социальной поддержки сельского населения

           Решение социальных проблем сельского населения зависит от многофункционального развития сельской территории  - создания новых рабочих мест в перерабатывающей промышленности, сфере услуг, торговле, в отраслях, обеспечивающих многоцелевое использование природных ресурсов.

          Действия:

    содействовать строительству комфортабельного жилья и социально-значимых объектов в сельской местности

    разработать комплекс мер по сокращению сельской безработицы

    предоставлять гарантии, льготы и другие поощрительные меры сельхозпредприятиям, продолжающим содержать объекты социальной  инфраструктуры

    разработать систему  адресной социальной поддержки и социальной защиты малообеспеченных слоев сельского населения.

    Цель 6.4. Обеспечение рационального использования и сохранности природных ресурсов области, используемых  в сельскохозяйственном производстве.

           Природные ресурсы в процессе развития села должны приобретать все большее значение, поскольку продолжающаяся деградация земельных и иных природных ресурсов ведет к снижению отдачи материальных средств, вложенных в сельскохозяйственное производство, подрывает продовольственную и экономическую безопасность района, ухудшает условия жизни населения района в целом и на селе- в частности.

           Действия:

    - установить правила целевого расходования средств, поступающих от земельного налога и предназначенных для охраны земли и повышения плодородия почв;

    привлекать сельских товаропроизводителей к проведению природоохранных мероприятий в периоды снижения напряженности сельскохозяйственных работ (в межсезонье);

    установить правила компенсации хозяйствам затрат на защиту растений.

              Оценочные показатели реализации стратегии:

    - соотношение между объемом инвестиции и стоимостью основных производственных фондов отраслей АПК;

    - ресурсо- и энергообеспеченность 1 га сельскохозяйственных угодий;

    уровень внесения удобрений в расчете на 1 га пашни;

    уровень урожайности в земледелии и продуктивности в животноводстве;

    удельный вес площади угодий, подвергающихся деградационным процессам, в общей площади сельскохозяйственных угодий;

    уровень занятости сельского населения;

    среднедушевой доход сельского населения;

    доля доходов от внесельскохозяйственной деятельности в доходах сельского населения;

    демографическая ситуация в сельской местности;

    уровень образованности сельского населения;

    уровень заболеваемости сельского населения;

    уровень преступности в сельской местности.

    Риски:

    бесперспективность проживания в сельской местности, потеря трудовых ресурсов, значительное увеличение удельного веса нетрудоспособных граждан;

    Широкое развитие посредничества между производителями и покупателями сельскохозяйственной продукции;

    Широкое развитие производства недоброкачественной продукции и сокращение производства экологически чистой продукции.

    Стратегия 7. (общая стратегия  управления социально-

    экономическими процессами в районе).

    Повышение качества управления

           Все охарактеризованные выше стратегии социально-экономического развития могут быть реализованы  только при  соответствующей эффективной деятельности органов местного самоуправления  района на основе общей стратегии управления социально-экономическими процессами в районе.

          Данная стратегия направлена на решение существующих проблем управления социально-экономическими процессами в районе, к числу которых относятся следующие противоречия:

    между высокой  степенью ответственности муниципальных органов власти за развитие социально-экономической ситуации  в районе и реальными административными и экономическими рычагами, имеющимися в их распоряжении , их полномочиями и возможностями влияния на социально-экономические процессы в районе

    между большим числом социально-экономических субъектов, действующих  на территории района и ограниченными возможностями органов местного управления района на получение информации о деятельности этих субъектов и влияния на нее

    между интересами разных социально-экономических субъектов, социальных групп

           Стратегия управления социально-экономическими процессами в районе должна иметь следующие основные направления:

    Эффективное использование административно-политического  ресурса органов муниципальной власти района на основе единства их действий. Эти ресурсы могут быть использованы для реализации основных стратегических  направлений социально-экономического развития района.

    Заключение Генерального Соглашения между государственной  властью области, органами местного самоуправления, представителями бизнеса.

    Расширение научного обеспечения управленческих решений. Следует  создать постоянно работающие  структуры, обеспечивающие тесную связь  органов  местного самоуправления с научными организациями и общественностью, необходимую для повышения качества управленческих решений. 

2.4 Оценка  ресурсов, необходимых для реализации стратегического плана 

     Механизм реализации стратегического плана.

    Разработка стратегических планов социально-экономического  развития  муниципальных образований

    Разработка комплексной программы социально-экономического развития района, системы целевых программ социально-экономического развития района;

    Создание  системы мониторинга реализации Стратегического плана, периодический пересмотр и корректировка Стратегического плана и других основанных на нем планов и программ.

    Одним из наиболее важных механизмов реализации Стратегического плана на этапе до 2010 года является Программа социально-экономического развития района  до 2010 года. Вместе с тем, для реализации  Стратегического плана необходима разработка и реализация дополнительных целевых программ, особенно, на период 2011-2015 г.

    Поэтапная реализация представленных в Плане  стратегических направлений социально-экономического развития с помощью охарактеризованных механизмов позволит обеспечить  рост инвестиций и производительности труда в общественном производстве. В связи с тем, что к 2010 г. будут практически исчерпаны все факторы экономического роста на основе  восстановления  производства на устаревших основных фондах, достижение  стратегических целей социально-экономического развития связано с наличием «инвестиционного пика», приходящегося примерно на 2010 г.

           Природных  и прогнозируемых трудовых ресурсы  достаточно для реализации Стратегического плана.

           Ресурсное обеспечение реализации стратегических целей определяют объемы и источники финансирования программ и мероприятий стратегического плана.

           В качестве источников  финансирования приняты следующие:

    федеральный бюджет

    областной бюджет

    местные бюджеты

    собственные средства предприятий

    средства финансовых и кредитных организаций

    средства населения

    Конкретные объемы финансирования будут определены  при разработке программ социально-экономического развития. 

2.5 Этапы и итоги  реализации стратегического плана 

      Основные этапы  реализации Стратегического плана:

    На этапе организации  осуществляется разработка (корректировка) системы комплексных целевых программ развития отраслей, территорий, хозяйствующих  субъектов и создаются необходимые правовые  организационные условия для реализации Стратегического плана.

Информация о работе Особенности разработки стратегии муниципально образования