Особенности разработки стратегии муниципально образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теории и практики разра-ботки стратегии развития на уровне муниципального образования.
Основные задачи:
- изучение сущности и специфики стратегии муниципального обра-зования;
- рассмотрение основных методик разработки стратегии, используе-мых на практике;
- характеристика этапов разработки стратегии;
- разработка и рассмотрение стратегического плана развития Шат-ковского муниципального района.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………….……4
1.1. Понятие стратегии развития муниципального образования...............4
1.2. Методика разработки СРМО……………………………………………6
1.3. Основные этапы процесса разработки СРМО……………………….….9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШАТКОВСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА…….15
2.1. Современная социально-экономическая ситуация в район……….15
2.2. Стратегические цели социально-экономического развития
района………………………………………………………………………..19
2.3. Стратегии социально-экономического развития района……………21
2.4. Оценка ресурсов, необходимых для реализации стратегического
плана…………………………………………………………….…………….42
2.5. Этапы и итоги реализации стратегического плана……………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...45
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая особенности разработки стратегии развития МО2.rtf

— 541.95 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, сценарный подход позволяет видеть поле возможных вариантов развития событий, совершать упреждающие действия и минимизировать риски и негативные последствия воздействия внешних сил, а также создавать условия для извлечения максимальных выгод от реализации того или иного сценария.

     1.3 Основные этапы процесса разработки СРМО

     Очевидно, что в каждом муниципальном образовании, разрабатывающем или уже реализующем стратегию, существуют свои специфические причины, послужившие катализатором стратегической работы. Соответственно, в каждом МО проявляются особенности как в части организации работы, так и в части содержательной стороны разрабатываемых планов, даже с учетом того, что для большинства территорий присущи схожие проблемы. К общим проблемным вопросам можно отнести: уменьшение численности населения, изношенность объектов инфраструктуры, недостаточную собственную налоговую базу, недостаток инвестиционных ресурсов, отсутствие продуктивного диалога бизнес-власть и т. д.

     Несмотря на индивидуальность и уникальность формируемых программ и мероприятий, в основном, рабочие группы всех муниципальных образований придерживаются одинаковой схемы работы - вне зависимости, привлекаются или нет сторонние эксперты к решению поставленной задачи:5

     Организационная часть:

    - определение основных целей, постановка задач,

    - формирование рабочей группы/групп,

     Аналитическая часть:

    - проведение анализа социально-экономического положения МО,

    - оценка состояния предпринимательской среды

    - анализ внешнего окружения,

     Содержательная часть:

    - формулировка вариантов и сценариев развития,

    - выбор приоритетного варианта развития,

    - разработка программы действий, мероприятий,

     реализация стратегических программ.

     Организационный этап Заголовков в тесте быть не должно.

     Разработка стратегии - процесс политизированный, т.к. изначально предопределяет взаимодействие с различными течениями внутри МО. Даже в небольших МО, как правило, действуют несколько полюсов влияния. Соответственно, силу влияния и пути вовлечения всех конструктивных сил необходимо заранее определить и предусмотреть.

     Важным моментом является определение состава рабочих групп. Необходимо соблюсти разумный баланс между внутренними экспертами (специалисты, руководители административных органов) и привлеченных экспертов (научные организации, консалтинговые фирмы и т.д.). Основным моментом, который желательно предусмотреть, является уравновешивающее влияние внутренних и внешних экспертов для достижения результатов при разумных затратах (и времени, и финансовых ресурсов).

     Принимая во внимание высокую степень ответственности за конечные результаты работы, выбор специалистов и экспертов для участия в работе является основой успешности реализации наработанных впоследствии мероприятий и программ. Учитывая, что опыт взаимодействия муниципалитетов, особенно небольших МО, с организациями, предоставляющими услуги по разработке стратегии городов (научные организации, консалтинговые фирмы, преподаватели высших учебных заведений) еще явно недостаточен, особое внимание необходимо уделять их опыту работы, предоставляемым рекомендациям и расценкам на эти услуги.

     Организация контроля за ходом работ. Несмотря на предполагаемый высокий статус главного координатора (глава муниципального образования) необходимо понимать, что наличие большого количества текущих задач может привести к задержке работ как по причине возникновения непредвиденных задержек в предоставлении информации, так и по причине недисциплинированности со стороны исполнителей. Соответственно, необходимо наладить дополнительный контроль путем задействования ресурсов заинтересованных организаций и объединений (общественные органы, горсовет депутатов и т.д.).

     Аналитический этап

     Основной трудностью, встречающейся на данном этапе, является сложность сбора необходимой информации. Так как, для обеспечения полноты и достоверности оценки социально-экономического положения города, требуется получить информацию не только от официальных органов (статистика, финансовые и экономические службы администрации и т.п.), но и от предприятий, работающих на территории МО. Понимание того, каким образом и в каких направлениях будет развиваться бизнес, какая поддержка ему будет необходима, является одним из ключевых факторов успешности и реализуемости муниципальной стратегии. Соответственно, ключевыми вопросами являются персональный состав рабочих групп и подход к сбору информации. Естественно, что получение информации не должно носить характер административного давления на предприятия, а основываться на принципах взаимной открытости и цивилизованного диалога сторон.

     Однако необходимо также понимать, что скорость получения информации от предприятий также весьма невысока. Таким образом, необходимо очень тщательно подготовить систему сбора необходимых данных и обеспечить ему поддержку на уровне главы территории.

     Для того, чтобы определиться с направлениями развития необходимо провести тщательную оценку всех секторов экономики, чтобы определить какие из них могут стать наиболее привлекательными. Для этого используют следующие критерии оценки:

    - привлекательность сектора (потенциал роста, производительность труда, отраслевые риски);

    - возможные развития на территории МО устойчивых конкурентных преимуществ (наличие материальных ресурсов, кадров, необходимой инфраструктуры и т.д.)

     Оценка стратегии с качественной точки зрения заключается в целостности и ее внутренней согласованности (системности), а также обоснованности и соответствии реальной ситуации. Количественные результаты проявляются в фактическом состоянии социально-экономического положения МО, что находит свое подтверждение в данных статистической отчетности.

     Содержательный этап

     Наиболее существенным ограничительным моментом на этапе определения вариантов и сценариев развития является скорость принятия решений ответственными лицами - как правило, руководители и специалисты администраций - от которых зависит дальнейшая работа. Очевидно, что при рассмотрении предлагаемых рабочими группами вариантов и сценариев развития возникает проблема выбора между оптимистичными и пессимистичными сценариями развития событий. Соответственно, определение оптимального для МО варианта становится большой проблемой для всех участников работы.

     Тем более, что последствия и дальнейшая ответственность, в основном, перекладывается на главу МО. Для соблюдения баланса между степенью обоснованности выбора и временем, необходимым для этого, предлагается разработать запасные сценарии для предлагаемых вариантов развития событий. Обеспечивая пути отступления, рабочие группы прорабатывают, таким образом, большее количество вариантов и предлагают комплексные предложения для принятия решений.

     Важным для последующей реализации стратегии является разработка и принятие исполнителями конкретных программ и мероприятий стратегического развития. Необходимо на этом этапе четко осознавать приоритеты и ориентиры муниципального развития. Такой подход обеспечивает баланс между потребностями и ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципалитета для реализации предложенных мероприятий.

     Дополнительным фактором, обеспечивающим принятие сбалансированного решения, является участие в обсуждении и выборе вариантов развития широких слоев общественности путем периодических публикаций в средствах массовой информации (печатных и электронных) сообщений о стадии работ и приглашения к участию в работе групп, разрабатывающих стратегию развития.

     Стратегия развития МО представляет собой принятые органами власти на долгосрочную перспективу генеральные цели, направления, принципы и методы действий· органов управления МО в экономической и социальной сфере. Вместе с тем в рамках общей стратегии развития МО представляется целесообразным выделение ряда условий (частных стратегий развития):

     1) корпоративные стратегии или стратегии развития различных субъектов хозяйствования, включая стратегии развития предприятий, банков, страховых компаний и т. д.;

  1. стратегии развития административных районов города;

     3) стратегии развития различных политических сил, действующих на территории данного города;

     4) система стратегических интересов различных групп населения Муниципального образования. 6

     В процессе разработки общей стратегии развития МО должна решаться достаточно сложная задача согласования и объединения названных частных стратегий развития. От соблюдения всех основных правил и последовательности действий зависит результативность стратегии развития, позиционирование МО на уровне региона, страны в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Стратегический  план социально-экономического развития Шатковского муниципального района Нижегородской области на период до 2015 года 

    2.1. Современная социально-экономическая

    ситуация  в районе 

    Шатковский муниципальный район расположен в юго-восточной части Нижегородской области.

    Площадь района 144,1 тыс. га, лесами занято 45,2 тыс. га 31% всей территории района, сельскохозяйственные угодья  85 тыс. га, в т.ч. пашней  62,6 тыс. га.

    Районный центр  - рабочий поселок Шатки. От р.п. Шатки до областного центра - г. Нижний Новгород - 140 км. С г. Нижний Новгород связывают железная дорога и федеральная автомобильная магистраль.

    Район нельзя назвать  богатым природными ресурсами, однако, запасы некоторых из них  достаточно значительны. К такого рода запасам следует отнести: строительный песок, высокопластичные глины (Красноборское  месторождение), строительный щебень (Смирновское месторождение - разведанные  запасы составляют 61 млн. куб.м., Кардавильское  месторождение - разведанные  запасы  - 809 тыс. куб. м.), россыпь титан-циркониевых песков, подземный источник  высококачественной  минеральной питьевой  воды «Кипячий ключ» с эксплуатационными запасами 120 куб. м. / сутки (взят под охрану  решением облисполкома 20.10.1965 г.), залежи целебных грязей с балансовым запасом  221,7 тыс. куб.м (озера Черное, Долгое, Широкое II, Светлое).

    Район имеет  значительные ресурсы леса (запасы древесины 5364,7 тыс. куб. м), земель сельскохозяйственного назначения (88,9 тыс. га). Преобладающий тип  почвы в районе - серые, бедные минеральными веществами , лесостепные дерново-подзолистые песчаные и супесчаные  почвы (60 %). Около 40 %  занимают выщелоченные и оподзоленные черноземы.

    Численность Шатковского района  - 28,2 тыс. чел., плотность - 19,5 человек на 1 кв.км. Большая часть  населения (более 60 %) проживает  в сельской местности. С начала 90-х годов в районе  складывается неблагоприятная демографическая ситуация, которая характеризуется  отрицательным  естественным приростом населения. По данным последних лет в Шатковском районе рождается, в среднем, 210-230 человек, умирает 630-690 человек. Смертность превышает рождаемость  в 3 раза. В  трудоспособном возрасте находится - 15,8 тыс. человек. Демографическая нагрузка  на 1000 лиц трудоспособного населения 785, в том числе 304 - моложе трудоспособного возраста, 481 - старше трудоспособного возраста. По половому признаку  в районе преобладает  женское население, которого на 3,6  тыс. человек больше.

    В отраслевой структуре  валовой продукции объем промышленного  производства составляет примерно треть. В промышленном производстве  района велик удельный вес машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности. Индекс физического объема за последние 5 лет колеблется от 104,7 % в 2001 г. до 129 % в 2003 году.

    Значительную роль в экономике района играет сельскохозяйственное производство, доля которого в валовой продукции района составляет около 35 %. Более 60 % в объеме сельского хозяйства  занимает  растениеводство. Наблюдается спад  объема сельскохозяйственного производства. Это связано с диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию, уменьшением численности работающих в сельском хозяйстве, прекращением деятельности  СХП «Доброволец», снижением производства в подсобных хозяйствах ОАО «ГАЗ».

Информация о работе Особенности разработки стратегии муниципально образования