Особенности разработки стратегии муниципально образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теории и практики разра-ботки стратегии развития на уровне муниципального образования.
Основные задачи:
- изучение сущности и специфики стратегии муниципального обра-зования;
- рассмотрение основных методик разработки стратегии, используе-мых на практике;
- характеристика этапов разработки стратегии;
- разработка и рассмотрение стратегического плана развития Шат-ковского муниципального района.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………….……4
1.1. Понятие стратегии развития муниципального образования...............4
1.2. Методика разработки СРМО……………………………………………6
1.3. Основные этапы процесса разработки СРМО……………………….….9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШАТКОВСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА…….15
2.1. Современная социально-экономическая ситуация в район……….15
2.2. Стратегические цели социально-экономического развития
района………………………………………………………………………..19
2.3. Стратегии социально-экономического развития района……………21
2.4. Оценка ресурсов, необходимых для реализации стратегического
плана…………………………………………………………….…………….42
2.5. Этапы и итоги реализации стратегического плана……………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...45
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая особенности разработки стратегии развития МО2.rtf

— 541.95 Кб (Скачать файл)

    В районе работают 22 сельскохозяйственных предприятия и более 25 фермерских хозяйств, доля произведенной продукции  которых в общем объеме сельскохозяйственного производства составляет  около 6 %. 

    Объем инвестиций  составляет около 60 млн. руб., основные источники :

     - собственные средства - 34,4  млн. руб. в том числе:

    - прибыль - 11,0 млн. руб.

    - амортизация - 23,4 млн. руб.

    - привлеченные средства - 34,3 млн. руб.

    - кредиты банков - 10,7 млн. руб.

    - бюджетные средства - 5,5 млн. руб. ( федерального бюджета -   1,9 млн. руб., бюджетов субъектов федерации - 2,0 млн. руб.  

    - прочие - 10,6 млн. руб.

    В районе зарегистрирована 391 малая предпринимательская   структура (2320чел.), в  т.ч. 77 малых предприятий (1868 работающих) и 314 предпринимателей без образования юридического лица (у них занято 452 наемных работника). Основные  виды деятельности в сфере малого предпринимательства района: сельское хозяйство (40 предприятий), промышленность (11 предприятий), торговля и  общественное питание (9 предприятий), бытовое  обслуживание  (4 предприятия), строительство (3 предприятия), материально-техническое снабжение (1 предприятие).

    Доля работающих у субъектов малого предпринимательства от общего количества занятых в экономике района составляет 21,0 % , в том числе доля ПБОЮЛ 2,8 %.

    За 2004 г. малыми предприятиями было выпущено товаров и услуг на сумму 231 млн. руб. Доля товаров и услуг предприятий малого бизнеса в общем объеме товаров и услуг, выпущенных в целом крупными, средними и малыми предприятиями района, составила более 20 %.

    Доля субъектов малого предпринимательства в собственных доходах местного бюджета 5,6 %.

    В целях поддержки малого предпринимательства в районе 07.12.2004 г.  открыт Центр развития бизнеса и предпринимательства Шатковского района.

    В районе действуют 30 общеобразовательных школ, 16 дошкольных учреждений, ДЮЦ, ДЮКФП Шатковский агротехнический техникум и филиал Нижегородской строительной академии.

    Район обладает богатыми историко-культурным наследием, значительными историческими, патриотическими, духовными традициями. Многие из объектов культуры имеют общероссийское значение и представляют собой огромный воспитательный потенциал. Это могила Тани Савичевой, ленинградской пионерки, умершей  после перенесенной блокады в 1944 году. 31 мая 1981 года на Шатковском кладбище был открыт памятник - мраморное  надгробие и стела с бронзовым борельефом.  На территории района сохранились культовые здания, находящиеся на федеральной охране: Предтеченская  церковь в с. Хирино и другие.

    Для населения района характерно уважительное отношение к представителям разных наций и народностей, религиозных конфессий.

    Для социально-экономической ситуации в районе характерны те же проблемы, негативные тенденции и трудности, что и для страны в целом.

    Наиболее тревожной является демографическая ситуация: сокращение численности населения района, сокращение численности населения трудоспособного возраста, снижение уровня здоровья, алкоголизм. Основные причины этих негативных явлений  в демографической ситуации - утрата населения веры в будущее, большей части традиционных духовных ценностей, стрессовое психологическое состояние, невысокий уровень  жизни большинства граждан района.

    Отсюда вытекает  основной приоритет  социально-экономического развития района: «Все для человека, ради его достойной жизни».

    Проблемы социально-экономического развития района:

    - недостаточный объем инвестиций, старение основных фондов (степень износа более 50 %)

    - дефицит оборотных средств у предприятий

    - диспаритет цен в разных отраслях производства (особенно в сельском хозяйстве)

    - проблема высокого уровня издержек при производстве и реализации продукции

    - низкая конкурентоспособность     продукции

    Проблемы в социальной среде:

    - углубление социального расслоения и высокого уровня бедности

    - проблема низкого уровня жизни - покупательская способность среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума.

    - недостаточность жилья для малообеспеченных  категорий населения и особенно молодых семей.

    - высокая степень изношенности инженерно-технических сетей ЖКХ при невозможности возложения издержек, связанных с восстановлением этих сетей, на население из-за низкого уровня дохода значительной части населения.

    - высокий уровень распространения заболеваний, отсутствие  прозрачных государственных гарантий медицинской помощи

     - низкий уровень  общей культуры

    - высокий уровень угрозы личной безопасности граждан

    Проблемы управления:

     - ограниченные  возможности органов власти района влиять на ход социально-экономических процессов в интересах населения района. 

    2.2 Стратегические цели социально-

    экономического развития района 

    Стратегия  развития Шатковского района Нижегородской области - «Все для человека, ради его достойной жизни». Главное средство ее достижения - формирование новой наукоемкой экономики, экономики знаний при эффективном использовании потенциала индустриальной экономики.

    Конкурентоспособность продукции, выпускаемой  предприятиями района может быть обеспечена за счет низких издержек производства на основе использования уникальных отечественных  научно-технических достижений.

    Нужно выделить  в качестве приоритетных производства, которые  базируются на местном сырье, способные удовлетворять потребности населения.

    Важную роль в формировании новой экономики играет развитие человека. Только свободный и гармонично развитый человек способен быть «творцом».

    Для свободного развития человека, формирования современной экономики необходим свободный доступ всех категорий населения к информации, образованию, лучшим достижениям культуры, здоровая духовная жизнь.

     Взаимосвязанные ценности свободы, справедливости и солидарности должны лежать в основе развития экономики и социально- духовной области. Только в этом случае район может достичь общей стратегической цели - стать передовым промышленно-сельскохозяйственным районом с динамично и устойчиво развивающимся производственным комплексом, инвестиционной привлекательностью, развитой инфраструктурой, в котором обеспечиваются достойное качество жизни всех категорий населения, общественная и личная безопасность граждан.

    Стратегическая цель развития в экономической сфере - выход Шатковского района к 2015 г. на путь устойчивого экономического роста.

    Принятые оценочные показатели реализации этой цели:

    - увеличение к 2015г. ВП в два раза по сравнению с 2003г.

          - доведение доли продукции собственных    товаропроизводителей на рынке до 30%

    Стратегическая цель развития в социальной сфере - существенное повышение качества жизни населения, уровня социальной безопасности и личной безопасности граждан при сокращении социальной дифференциации.

    Оценочные показатели реализации цели:

    - улучшение к 2015г. демографической ситуации;

    - увеличение реальных доходов в 1,5- 1,8 раза;

    - снижение уровня преступности в 1,3 раза;

    - обеспечение положительной динамики показателей здоровья населения на основе улучшения всего комплекса условий жизнедеятельности населения;

    - сокращение темпов распределения социально значимых заболеваний;

    - приоритетное развитие образования и культуры;

    - обеспечение населения гарантированным объемом качественных социальных услуг.

    Миссия органов власти района заключается в создании необходимых административных, экономических, правовых и информационных условий для обеспечения устойчивого развития экономики района, повышения качества жизни населения, расширения возможностей для свободного развития личности, всех предприятий и организаций, способствующих развитию района, а также региональной безопасности граждан на основе формирования баланса интересов разных групп населения района и бизнеса и координации их деятельности. 

    2.3 Стратегия социально-экономического развития района. 

     Из анализа существующих проблем социально- экономического развития района вытекает система основных стратегий (стратегических направлений развития района), обеспечивающих их комплексное решение и достижение общих стратегических целей.

    Стратегия 1 - Развитие человека через развитие и эффективное         использование информационного, образовательного и культурного потенциала района.

    Стратегия 2 - Реализация социальной политики, направленной на сближение социальных интересов, и борьба с бедностью.

    Стратегия 3 - Повышение эффективности использования ресурсов района.

    Стратегия 4 - Развитие  и совершенствование районной рыночной инфраструктуры.

    Стратегия 5 -  Совершенствование  развития  поселений.

    Стратегия 6 - Комплексное развитие сельских территорий.

    Стратегия 7 - (Общая стратегия управления социально-экономическими процессами в районе) - Повышение качества управления.

Стратегия 1. Развитие человека через развитие и эффективное использование информационного, образовательного и культурного потенциала района.

         Проблемы, мешающие всестороннему и гармоничному развитию человека:

   - обострение демографической ситуации ( устойчивое сокращение численности населения, сокращение продолжительности жизни, разрушение института семьи);

   - ухудшение состояния здоровья населения, быстрые темпы распространения социально - опасных заболеваний;

   - снижение доступности социальных услуг для отдельных групп населения, особенно в сельской местности, разрушением материально- технической базы учреждений и организаций, нарастание проблем кадрового обеспечения;

   - детская безнадзорность и беспризорность;

   - возрастание угрозы личной и общественной безопасности, низкий уровень раскрываемой преступности;

   - низкий уровень патриотизма среди молодежи.

    Данная стратегия основана на том, что развитие  человеческих качеств в человеке и солидарности между людьми могут в современных условиях обеспечить быстрое развитие экономики  района, области и страны в целом. Актуальной задачей при проведении экономических преобразований является создание, сбережение, воспроизводство физического, духовного и интеллектуального потенциала населения района.

Цели:

    1.1. Объединение и развитие образовательного, интеллектуального, культурного и духовного потенциалов района.

    Действия:

    - сохранять и развивать имидж Шатковского района как культурного и образовательного центра

    - совершенствовать районный образовательный комплекс в направлении  соответствия  профессиональных  образовательных программ  потребностям в квалифицированных кадрах

        - обеспечить рациональное функционирование государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории района

             - обеспечить восстановление и эффективное использование всего культурного потенциала района путем восстановления памятников истории и культуры, пропаганда культурного наследия, поддержки народного творчества;

Информация о работе Особенности разработки стратегии муниципально образования