Особенности прохождения муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В условиях становления и развития российской государственности и формирования гражданского общества становится все более актуальной потребность в создании эффективной и действенной системы управления общественными процессами в стране. Это является основной целью административной реформы, одной из задач которой стало проведение коренных преобразований в системе местного самоуправления. Концепция административной реформы исходит из того, что общество и государство призваны решать задачи обеспечения интересов и потребностей граждан, опираясь в том числе и на возможности местного самоуправления, являющегося непосредственной формой народовластия.

Содержание

Введение………………………………………………......…………................. 3
Глава 1. Муниципальная служба как особый вид службы РФ………………………………………………………………………..……
8
1.1. Возникновение института муниципальной службы…………………….. 8
1.2. Понятие и признаки муниципальной службы…………………………… 11
1.3. Задачи и функции муниципальной службы……………………………... 14
1.4. Правовое регулирование муниципальной службы РФ…………………. 16
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего…………………. 19
2.1. Муниципальная должность: понятие, виды………………………........... 19
2.2. Права и обязанности муниципального служащего…………...…………
2.3. Условия прохождения муниципальной службы…………...……………. 20
24
Глава 3. Профессиональная подготовка муниципальных служащих: проблемы и пути решения………………………………………………...
28
3.1. Инновации в профессиональной подготовке муниципальных служащих……………………………………………………………………
28
3.2. Кадровая политика муниципальной службы: новые подходы…………. 31
Заключение……………………………………………………………………. 36
Библиографический список……………………………….............................
38

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности прохождения муниципальной службы.docx

— 62.86 Кб (Скачать файл)

          Инновационные аспекты системы профессиональной подготовки муниципальных служащих, касающиеся содержания образования:

          - отражение в содержании программ профессионального образования данных функционального анализа деятельности органов местного самоуправления двух уровней (функции органов местного самоуправления определяют требования к профессиональным компетенциям муниципальных служащих каждого из уровней местной власти);

          - разработка компетентных моделей для каждой группы должностей муниципальной службы с учетом данных функционального анализа деятельности органов местного самоуправления;

          - формулировка целей программ профессионального образования в форме компетенций, обеспечивающих способность муниципальных служащих определенного уровня местного самоуправления продуктивно решать профессиональные задачи;

          - индивидуализация содержания программ дополнительного профессионального образования в контексте формирования тех компетенций, которые необходимы конкретному муниципальному служащему в соответствии с его должностью.

          Необходимо также раскрыть инновационные аспекты системы профессиональной подготовки муниципальных служащих в Томской области, касающиеся ее организационно-технологической стороны:23

          - определение образовательных технологий, обеспечивающих формирования компетенций муниципальных служащих, необходимых для достижения высоких показателей результативности служебной деятельности;

          - выявление организационных подходов, обеспечивающих индивидуализацию программ профессиональной подготовки муниципальных служащих;

          - применение технологий дистанционного обучения для формирования профессионализма кадров муниципальной службы;

          - использование возможностей участия муниципальных служащих в научно-исследовательской работе (НИР) для развития их профессионализма.

          Одним из важнейших условий, обеспечивающих реализацию компетентного подхода, является индивидуализация образовательных программ профессиональной подготовки.

          Индивидуальные образовательные программы повышения квалификации муниципальных служащих моделировались в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся (самостоятельный выбор модулей для изучения). Каждая индивидуальная образовательная программа согласовывалась с непосредственным руководителем обучающегося.

          Анализ результатов позволил сделать вывод, что целесообразно дистанционное обучение сочетать с контактным (аудиторным) с сохранением элективно-модульного принципа конструирования их содержания в соответствии с компетентными дефицитами обучающихся.

          Вследствие причастности к научно-исследовательской деятельности в ходе реализации индивидуальных программ обучения был сформулирован перечень компетенций для развития: способность к проектной деятельности; способность мыслить и действовать инновационно; способность к анализу; владение способами продуктивного разрешения проблем; системное видение; рефлексивность; способность переносить полученные знания в социальную реальность; владение методами познания; умение учиться; способность к критической оценке событий; владение базовыми приемами исследовательской деятельности; способность побуждать коллег к дискуссии и стимулировать их креативное поведение24.

          Реализация обозначенных направлений модернизации профессиональной подготовки кадров местного самоуправления в соответствии с приоритетными задачами развития этой сферы актуализирует проблему формирования готовности преподавателей к осуществлению необходимых преобразований в системе профессионализации муниципальных служащих.

 

   3.2 Кадровая политика муниципальной службы: новые подходы

          Одним из направлений проводимых преобразований муниципальной службы является решение проблемы дефицита компетентных кадров и создание корпуса муниципальных служащих, обладающих актуальными знаниями и подготовленных к осуществлению профессиональной деятельности в органах местного самоуправления. Для того, чтобы судить о компетентности и качестве состава муниципальных служащих, необходимо определиться, каким образованием, опытом (стажем) работы, знаниями, навыками, личными качествами должен обладать муниципальный служащий.

          При осуществлении процесса кадрового управления в бизнесе, чтобы нанять персонал, который необходим организации, руководство первоначально определяет, какие задачи работник будет выполнять, каковы личные и общественные характеристики этих работ, то есть какие качества и навыки нужны работнику. В целях упрощения процесса подбора кандидатов, многие коммерческие организации стали создавать (в дополнение к должностным инструкциям, а в последнее время вместо них) документы, описывающие основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности, - квалификационные карты и карты компетенции («портреты» и «профили» идеальных сотрудников)25.

          Квалификационная карта представляет собой набор квалификационных характеристик, которыми должен обладать идеальный сотрудник, занимающий эту должность. Поскольку в ходе отбора значительно легче определить наличие квалификационных характеристик, чем наличие способностей выполнять определенные функции, квалификационная карта является инструментом, облегчающим процесс отбора кандидатов.

          Карта компетенций. Компетенции представляют собой личностные характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, типов поведения социальных ролей, как, например, ориентация на интересы клиента, умение работать в группе, напористость, оригинальность мышления. Важнейшим дополнением карты является описание компетенций, то есть детальное объяснение каждого штриха портрета идеального сотрудника.

          П.2 ст.9 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» предусмотрена разработка и  утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы законом субъекта РФ. В части субъектов РФ кроме требований к уровню профессионального образования и стажа работы, разработаны и утверждены квалификационные требования к уровню знаний и навыков муниципальных служащих в соответствии с классификацией муниципальных должностей. Так, например, в Республике Марий-Эл в качестве квалификационных требований к знаниям и навыкам ведущих должностей муниципальной службы предусмотрены: организация и обеспечение выполнения задач, составление служебных документов делового и справочно-информационного характера, грамотный учет мнения коллег, эффективное планирование рабочего времени, владение компьютерной техникой и другой оргтехникой, владение необходимым программным обеспечением, систематическое повышение своей квалификации, систематизация информации, работа со служебными документами, деловое и профессиональное общение, квалификационная работа с людьми по недопущению личностных конфликтов, оперативность, работоспособность.26

          Однако, нормативное закрепление таких требований наблюдается лишь в части субъектов РФ и, как правило, составлено на основе экспертных оценок, то есть не обладает достаточной степенью обоснованности, достоверности и универсальности.

          Таким образом, выходом из сложившейся ситуации могло бы стать формирование «портретов» и «профилей» муниципальных служащих в соответствии с классификацией муниципальных служащих.

          Практическое применение базы знаний и навыков муниципального менеджера, а также «портрета» муниципального служащего в соответствии с классификацией муниципальных должностей в случае соблюдения условий их универсальности и достоверности достаточно широкое: от использования в качестве основы для типовых квалификационных требований до использования в качестве критерия и основания при проведении аттестации, квалификационного экзамена и направления на подготовку, переподготовку, повышение квалификации.27

          Возможность проведения подобной работы в муниципальном менеджменте обусловлена спецификой характера выполняемых функций муниципальных служащих в зависимости от группы муниципальной должности, которую он замещает.

          Таким образом, для формирования «портретов» и «профилей» муниципальных служащих уже существуют следующие составные элементы «портретов» и «профилей», закрепленные в составе типовых квалификационных требований, утверждаемых законом субъекта РФ:

  • уровень образования и стажа муниципального служащего;
  • существующая практика по описанию личных и деловых качеств муниципального служащего.

          Следующим шагом должно стать нормативное закрепление необходимости наличия в составе типовых квалификационных требований субъекта, утверждаемых законом РФ, требований к личным и деловым качествам муниципального служащего, а также специфике его знаний. Это позволит в последующем провести работу по обобщению накопленного опыта и сформировать среднероссийский «портрет» и «профиль» муниципального служащего, что в конечном итоге упростит процесс поступления и прохождения муниципальной службы как для муниципальных служащих, так и для органов местного самоуправления как работодателя.

          Кадровый потенциал муниципальных служащих в России достаточно высок, но необходимо проводить работу по совершенствованию профессиональной подготовки муниципальных служащих, ориентировать их на качественный результат деятельности органов местного самоуправления. Инновационная система менеджмента качества позволяет изменить систему управления кадрами муниципальной службы, повысить их профессионализм. Но для реализации данного направления необходимо разработать новую, компетентно-ориентированную методику оценки результативности программ профессионального образования муниципальных служащих.28

          Для того, чтобы реализовать такие программы, необходимо разработать компетентные модели для каждой группы должностей муниципальной службы и построить процесс обучения на основе данных моделей.

          Повышение компетентности кадров муниципальной службы на уровне образования является первым шагом в модернизации профессиональной подготовки муниципальных служащих. Вторым шагом является разработка квалификационных карт и карт компетенций - «портретов» и «профилей» идеальных сотрудников, которые  позволят упростить процесс поступления и прохождения муниципальной службы, а также оценить уровень компетенции того или иного сотрудника и соответствие его профессионального уровня занимаемой должности.

 

                                               Заключение

          Цель исследования данной курсовой работы являлось определение особенностей муниципальной службы в Российской Федерации, ее роль и место в обществе и государстве и определить основные направления совершенствования данного института.

          Понятие муниципальной службы складывалось на протяжении всей истории становления в России местного самоуправления.

          Федеральный закон от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» закрепил определение муниципальной службы – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.

          Развитие муниципальной службы определяется теми же механизмами, что и любой другой организации. Но при этом общие элементы организационных процессов проявляется в системе муниципальной службы в виде особенностей, обусловленных спецификой этого социального института.

          Эти особенности детерминированы статусом местного самоуправления в обществе, для которого типичны три черты. Во-первых, местное самоуправление является формой самоорганизации жителей муниципального образования; во-вторых, оно представляет собой специфический вид организационно-регулирующей деятельности на территории муниципального образования; в-третьих, местное самоуправление выступает как форма публичной власти.

          Муниципальная служба неотделима от местного самоуправления. Местное самоуправление создает необходимые условия для приближения власти к населению, формирует мобильную систему управления, достаточно приспособленную к местным территориальным или этническим особенностям, способствует процессу развития  гражданских инициатив, поэтому необходима четкая организация деятельности муниципальных служащих, принятие должностных регламентов муниципальных служащих на региональном уровне для повышения эффективности функционирования института муниципальной службы, повышения результативности деятельности органов местного самоуправления.

          Необходимым условием решения задачи повышения качества функционирования муниципальной службы является совершенствование ее самоорганизации. Ключевой проблемой системы муниципальной службы состоит в кадровой проблеме, в качестве персонала и уровне управления качественными процессами.

          Таким образом, основными направлениями совершенствования института муниципальной службы являются:

  • введение инновационных технологий по обеспечению стабилизации муниципальной службы и повышению качества ее функционирования;
  • повышение профессионализма кадров муниципальной службы по средствам введения новых методик системы обучения;
  • формирование идеальной модели муниципального служащего, деятельность которого направлена на качественный результат деятельности органов местного самоуправления.

Информация о работе Особенности прохождения муниципальной службы