Основы ГМУ Бизнесс в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство - важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом рыночной инфраструктуры.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по Основы ГМУ Бизнесс в россии ДА.docx

— 90.35 Кб (Скачать файл)

- морально-нравственной  легитимации предпринимательства  и частной собственности;

- согласования формальных  и неформальных экономических  институтов и механизмов;

- легитимации частной  собственности и отделения собственности  от власти;

- создания механизмов  институционализации и эффективного  функционирования сложноструктурных  форм частной собственности (таких, как акционерные общества);

- создания институтов  корпоративного управления;

- создания эффективного  института банкротства.

Именно создание институтов, препятствующих коррупции, обеспечивающих надежное и доступное гражданское и арбитражное судопроизводство, разделяющих собственность и власть, политическую и экономическую сферы, обеспечит социально-эффективное предпринимательство, ведущее к появлению новых управленческих механизмов, росту производительности труда, созданию рабочих мест, макроэкономическому росту.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СУБЬЕКТАХ  РФ.

4.1 Динамика развития малого предпринимательства  
в регионах России в 2012 году

 

Таблица  4.1      Количество зарегистрированных малых предприятий 
по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2013 г. 

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1 января 2013 г. 
в расчете на 100 тыс. чел. населения1

единиц

прирост / сокращение за период

01.01.2012-01.01.2013

в % от

среднего 
по РФ

РФ

1 395,9

110,5

100,0

Центральный ФО

1 449,2

30,2

103,8

Северо-Западный ФО

2 369,8

462,3

169,8

Южный ФО

1 094,7

30,7

78,4

Северо-Кавказский ФО

530,6

25,8

38,0

Приволжский ФО

1 202,7

77,7

86,2

Уральский ФО

1 511,0

75,9

108,2

Сибирский ФО

1 441,9

169,0

103,3

Дальневосточный ФО

1 478,7

185,4

105,9


 

1 исходя из численности населения на 1 января 2012 г.

По состоянию на 1 января 2013 года в России было зарегистрировано  
1 997,0 тыс. малых предприятий (в том числе 1759,0 тыс. микропредприятий), что на 8,7% больше, чем по состоянию на 1 января 2012 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 110,5 ед. и составило 1395,9 ед.

Во всех федеральных округах отмечается рост количества малых предприятий как в абсолютных значениях, так и в пересчете на 100 тыс. жителей. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 22,5% или 462,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Дальневосточном федеральном округе (на 14,0% или 185,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 13,3% или 169,0 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). В Приволжском федеральном округе число малых предприятий выросло на 6,7% или 77,7 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей, в Уральском федеральном округе – на 5,8% или 75,9 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей, в Северо-Кавказском федеральном округе – на 5,7% или 25,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей.

В Южном федеральном округе и Центральном федеральном округе число малых предприятий выросло в меньшей степени, – на 3,1% и 2,4% соответственно.

На 1 января 2013 г. по сравнению с 1 января 2012 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 69 регионах.

Наиболее значительный рост показателя отмечен в г. Санкт-Петербурге (на 932,1 ед.), Красноярском крае (на 538,7 ед.), Калининградской (на 531,5 ед.)

Количество малых предприятий за прошедший год сократилось только в 14 регионах. Наиболее значительное снижение отмечено в Забайкальском крае, где число малых предприятий сократилось почти на четверть (на 25,6%), т.е. минус 165,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей.

 

 

 

Таблица   4.2 Количество малых предприятий на 100 тыс. жителей на 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г. по регионам РФ.

Субъект РФ

Количество МП на 100 тыс. жителей

на 1 января 
2012 года,

ед.

на 1 января 
2013 года,

ед.

изменение 
с 01.01.2012 по 01.01.2013

Российская Федерация

1 285,4

1 395,9

110,5

Алтайский край

1 305,1

1 488,2

183,1

Амурская область

802,0

1 033,0

231,0

Архангельская область

1 030,4

1 207,6

177,2

Астраханская область

862,8

893,8

31,0

Белгородская область

1 214,0

1 428,4

214,4

Брянская область

874,9

902,2

27,3

Владимирская область

1 338,4

1 243,3

-95,1

Волгоградская область

954,5

1 046,2

91,7

Вологодская область

829,8

844,0

14,2

Воронежская область

980,9

949,1

-31,8

г. Москва

2 114,0

2 022,3

-91,7

г. Санкт-Петербург

3 333,7

4 265,8

932,1

Еврейская авт.область

845,7

915,6

69,9

Забайкальский край

656,7

491,5

-165,2

Ивановская область

1 604,2

1 723,6

119,4

Иркутская область

975,6

1 024,0

48,4

Кабардино-Балкарская Республика

489,7

502,3

12,6

Калининградская область

2 039,2

2 570,8

531,5

Калужская область

1 142,7

1 244,0

101,3

Камчатский край

1 545,1

1 598,6

53,5

Карачаево-Черкесская Республика

526,2

538,9

12,7

Кемеровская область

1 060,8

1 219,2

158,4

Кировская область

1 325,7

1 500,7

175,0

Костромская область

1 191,2

1 264,2

73,0

Краснодарский край

1 045,0

1 038,6

-6,4

Красноярский край

1 264,7

1 803,5

538,7

Курганская область

666,0

805,9

139,9

Курская область

781,2

889,6

108,3

Ленинградская область

850,9

1 181,6

330,7

Липецкая область

1 023,6

1 050,9

27,3

Магаданская область

1 577,9

1 949,1

371,1

Московская область

1 023,8

1 047,1

23,3

Мурманская область

771,8

777,6

5,7

Ненецкий АО

726,8

1 034,5

307,7

Нижегородская область

1 247,8

1 163,2

-84,6

Новгородская область

1 132,0

1 232,7

100,8

Новосибирская область

2 330,9

2 240,6

-90,3

Омская область

1 194,8

1 333,2

138,4

Оренбургская область

849,1

892,6

43,6

Орловская область

902,0

996,2

94,2

Пензенская область

920,0

1 256,8

336,8

Пермский край

1 383,6

1 300,9

-82,8

Приморский край

1 530,4

1 569,2

38,8

Псковская область

925,9

1 106,1

180,3

Республика Адыгея

824,7

825,0

0,3

Республика Алтай

1 051,2

1 199,5

148,3

Республика Башкортостан

796,8

957,1

160,3

Республика Бурятия

917,3

1 057,1

139,8

Республика Дагестан

191,3

264,4

73,1

Республика Ингушетия

199,5

303,6

104,1

Республика Калмыкия

303,2

311,5

8,3

Республика Карелия

1 413,2

1 455,7

42,5

Республика Коми

1 288,3

1 376,2

87,9

Республика Марий Эл

1 005,9

1 098,0

92,1

Республика Мордовия

751,0

865,7

114,7

Республика Саха (Якутия)

1 031,1

1 297,2

266,0

Республика Северная Осетия-Алания

695,5

871,6

176,2

Республика Татарстан

1 212,7

1 259,5

46,8

Республика Тыва

498,5

494,3

-4,2

Республика Хакасия

698,3

1 073,4

375,1

Ростовская область

1 277,6

1 322,2

44,6

Рязанская область

1 126,6

1 288,9

162,3

Самарская область

1 485,4

1 618,0

132,6

Саратовская область

928,7

1 103,8

175,1

Сахалинская область

1 545,5

1 635,2

89,8

Свердловская область

1 694,7

1 776,2

81,5

Смоленская область

1 357,8

1 386,5

28,6

Ставропольский край

813,3

789,2

-24,2

Тамбовская область

767,4

794,2

26,9

Тверская область

892,9

1 401,9

509,0

Томская область

1 467,6

1 928,8

461,2

Тульская область

1 267,9

1 501,0

233,2

Тюменская область

1 755,6

1 864,8

109,2

Удмуртская Республика

1 315,8

1 292,9

-23,0

Ульяновская область

1 064,1

1 233,7

169,6

Хабаровский край

1 337,2

1 698,1

360,9

Ханты-Мансийский АО

1 485,3

1 646,8

161,5

Челябинская область

1 001,3

1 012,7

11,5

Чеченская Республика

542,0

481,4

-60,6

Чувашская Республика

1 134,3

1 120,7

-13,7

Чукотский АО

578,0

1 045,3

467,3

Ямало-Ненецкий АО

1 292,6

1 269,6

-23,0

Ярославская область

2 054,4

2 116,6

62,2


 

 

 

  • Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях

 

По итогам 2012 года среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 0,6% по сравнению с показателем прошлого года и составила 10 481,1 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 0,6 п.п. и составил 22,6%.

Количество занятых на малых предприятиях выросло в большинстве федеральных округов. Наибольший рост отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе (на 5,9%) и Приволжском федеральном округе (на 3,0%).

В двух федеральных округах напротив, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях сократилась: в Северо-Западном федеральном округе – на 0,3%, в Центральном федеральном округе – на 2,2%.

В 2012 году прирост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечается в 49 регионах.

Лидерами по темпам роста числа занятых на малых предприятиях являются Чеченская Республика (показатель вырос на 66,4%) и Чукотский АО (на 53,6%).

Наиболее значительное сокращение числа занятых на малых предприятиях отмечено в Забайкальском крае (на 24,2%), Архангельской (на 20,0%) и Саратовской (на 16,5%) областях.

 

  • Оборот малых предприятий

Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за 2012 год составил 23 465,9 млрд. рублей, что лишь на 3,8% выше показателя 2011 года (с учетом индекса потребительских цен оборот малых предприятий сократился на 2,4%).

Рост оборота малых предприятий с учетом ИПЦ наблюдается в большинстве федеральных округов. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Приволжском федеральном округе (на 9,4%), Северо-Кавказском федеральном округе (на 7,2%) и Южном федеральном округе (на 5,3%).

В 2012 году объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ по сравнению с показателем прошлого года вырос в 59 регионах.

Лидерами по темпам роста показателя стали Чеченская Республика (показатель вырос на 61,8%), Ярославская (на 42,8%), Самарская (на 31,8%) и Ивановская (на 26,6%) области.

Снижение оборота малых предприятий в 2012 году с учетом ИПЦ отмечено в 24 регионах.

Наибольшее сокращение объема оборота малых предприятий с учетом ИПЦ произошло в Чукотском АО (на 34,5%), г. Москве (на 22,2%), Республике Калмыкия (на 20,9%), Республике Северная Осетия-Алания (на 16,6%), Карачаево-Черкесской Республике (на 13,4%), Амурской (на 12,1%) и Архангельской (на 10,5%) областях.

  • Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях

Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2012 году в целом по РФ составил 521 545,0 млн. рублей, что на 20,9% выше показателя 2011 года (с учетом индекса потребительских цен рост инвестиций в основной капитал составил 13,7%).

Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ наблюдается во всех федеральных округах, наибольший рост отмечен в Центральном федеральном округе (показатель вырос на 19,1%) и в Северо-Кавказском федеральном округе (на 19,0%).

По итогам 2012 года положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ отмечена в 56 регионах.

К лидерам по темпам роста показателя относятся: Республика Калмыкия (показатель вырос в 3,4 раза), Республика Северная Осетия-Алания (в 3,1 раза), Орловская (в 3,0 раза), Липецкая (в 2,4 раза), Челябинская (в 2,2 раза), Брянская (в 2,0 раза) и Курская (в 2,0 раза) области.

Сильное увеличение (50%-100%) показателя отмечено в Еврейской автономной области (на 99,7%), Республике Марий Эл (на 91,1%), Амурской области (на 85,9%), Республике Ингушетия (на 82,1%), Республике Мордовия (на 77,9%), г. Москва (на 76,8%).

Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ наблюдается в 9 регионах, в числе которых Республика Тыва (показатель сократился на 89,6%), Республика Хакасия (на 82,6%), Карачаево-Черкесская Республика (на 80,8%), Чукотский АО (на 77,1%), Ямало-Ненецкий АО (на 67,4%), Республика Саха (Якутия) (на 65,2%), Магаданская область (на 63,1%), Тамбовская область (на 59,0%), Республика Алтай (на 57,1%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Основные выводы

  1. По итогам 2012 года по сравнению с 2011 годом в целом по стране наблюдался рост основных показателей развития малого предпринимательства:  количества малых предприятий, среднесписочной численности занятых на малых предприятиях, оборота малых предприятий и инвестиций в основной капитал.

Динамика количества малых предприятий основных показателей  в целом по Российской Федерации в 2008-2012 гг. приведена на рисунке 4.3.

  1. На 1 января 2013 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 января 2012 года на 8,7%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 0,6%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 22,6%. Объем оборота малых предприятий вырос на 3,8% (с поправкой на ИПЦ оборот, напротив, уменьшился на 2,4%), рост инвестиций в основной капитал на малых предприятиях составил 20,9% (с поправкой на ИПЦ инвестиции в основной капитал выросли на 13,7%).

  1. Итоги деятельности малых предприятий в 2012 году в региональном разрезе можно рассматривать как позитивные. В 69 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на МП отмечено в 49 регионах, объемов оборота МП (с учетом ИПЦ) – в 59 регионах; инвестиций в основной капитал на МП (с учетом ИПЦ) – в 56 регионах.

                          

 

 

 

 

 

  Рисунок 4.3

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В целом можно сказать, что за последние несколько лет удается успешно выстраивать взаимодействие между законодательной властью и малым предпринимательством, но чтобы добиться решительного изменения делового климата, надо затронуть исполнительную власть в центре и на местах, с ее административными и финансовыми ресурсами.

Также поддержку малому предпринимательству оказывают негосударственные структуры: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды.

Перечисленные выше теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства позволили сделать вывод, что мер поддержки малого предпринимательства достаточно много, но не все они осуществляются на должном уровне.

Малый бизнес не может развиваться без помощи со стороны государства. С другой стороны, государственное регулирования малого бизнеса позволяет «поднять» определенный сектор экономики.

Очевидно, что, предоставляя льготы определенным категориям малых предприятий, государство может увеличить как приток капитала, так и приток рабочей силы в определенных областях экономики. Некоторые страны поддерживают малые предприятия, которые занимаются разработкой инновационных технологий, что позволяет не только сохранить квалифицированных специалистов, но и сделать серьезный шаг вперед в научно-техническом развитии.

Государственное регулирование малого бизнеса должно быть тщательно продумано. Результат подобного регулирования должен приносить пользу экономике страны, а не создавать еще одну «лазейку» для уклонения от уплаты налогов.

Во многих странах мира применяется государственное регулирование малого бизнеса, именно поэтому малый бизнес составляет 50 - 60, а в некоторых странах до 90 процентов ВВП. Благодаря государственному регулированию, владелец малого бизнеса имеет больше гарантий того, что он не потеряет вложенные средства, и обладает большей свободой действий при организации и управлении предприятием. Денежные средства, вложенные в малый бизнес, приносят прибыль намного быстрее, чем средства, вложенные в крупные предприятия.

Информация о работе Основы ГМУ Бизнесс в России