Основные методы изучения системы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучение государственного управление, его сущности.
Для достижения поставленных целей нам необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятия государственного управления;
Системность и функция Государственного управления;
Понятие о методе управления;
Классификация методов управления;
Основные методы государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ
1.1 Понятия государственного управления…………………………………...…5
1.2 Системность государственного управления…………………………………6
1.3 Функции государственного управления……………………………………..8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Понятие о методе управления, классификация методов управления……..11
2.2 Виды методов государственного управления……………………………....12

ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….......26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 60.08 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, они используются в отношении одних и тех  же объектов управления; не существует таких объектов, которые нуждаются исключительно в косвенном управляющем воздействии.

В-пятых, прямые и косвенные  средства используются в практической деятельности соответствующих исполнительных органов (должностных лиц) в рамках единого варианта, а именно - как одностороннее и властное волеизъявление субъекта управления. Например, поощрительные или стимулирующие меры (премии, материальные льготы и т.п.) оформляются в виде соответствующих управленческих решений (приказ о премировании, решение о предоставлении кредитных или налоговых льгот и т.п.).

В-шестых, для реализации прямого и косвенного управляющего воздействия требуется, как правило, единая правовая форма. Между тем  нередко при выделении административных и экономических методов исходят из того, что первые регламентированы правом, а вторые базируются непосредственно на объективных экономических закономерностях общественного развития. Подобная аргументация глубоко ошибочна. Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации и юридической формы невозможно осуществлять эффективное, рациональное и грамотное управление вообще. Тем более, что речь идет о самом существенном - о непосредственном (или опосредствованном) управляющем воздействии на объект управления.

В-седьмых, практически в  правовых актах управления можно  обнаружить органическое сочетание  экономического содержания и административно-правовой формы. Так, указы Президента Российской Федерации о повышении уровня заработной платы отдельным категориям работников, о материальных компенсациях в связи с инфляцией, несомненно, затрагивают материальные интересы, являясь в то же время юридической формой реализации государственно-управленческих функций. Экономические рычаги управляющего воздействия, следовательно, приобретают жизненность не сами по себе, а с помощью административно-правовых средств.

Изложенные позиции свидетельствуют  о том, что распространенное конструирование особых экономических методов, противоположных административным, неправомерно.

В работе А.А. Дегтярева "Основы политической теории" (1998г.) дается классификация  методов государственного управления.

Во-первых, наиболее радикальным  приемом управления является открытое насилие и применение карательно-силовых  средств. Когда-то на начальных этапах политической истории человечества этот метод был одним из доминирующих. Например, этот метод активно использовался  в восточных деспотиях, захватывающих  новые территории и вплоть до полного  уничтожения притеснявших при помощи грубой силы их население. На современном  же этапе инструменты насилия  преобладали в основном в тоталитарных государствах, как, к примеру, в фашистской Германии и СССР в 30-е годы или  в Кампучии в 70-е годы нынешнего  века.

Во-вторых, возможно такое  применение принудительной мобилизации  и административной регламентации  населения, когда органы государства  обходятся и без регулярного  насилия и открытого террора. При этом в качестве опоры используется вполне реальная угроза использования  административных санкций со стороны государства (например, в ряде арабских и африканских авторитарных режимов, а при определенных кризисных ситуациях и в условиях переходных обществ становящейся демократии).

В-третьих, одним из главных  методов современного государственного управления выступает правое регулирование  на базе законодательных норм и судебно-арбитражной  системы. Конечно же, данные методы используются, прежде всего, в правовых государствах, где норма закона становится основным регулятором жизни граждан.

В-четвертых, эффективным  методом управления в условиях стабильного  общества является систематическое  социально-политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической  политике, связанные с перегруппировкой сил и перераспределением ресурсов. Например, в случае, если консервативная модель политики правительства не дает ожидаемых результатов, то последнее  может усилить социальные программы  и перебросить на их осуществление  определенные ресурсы. 10

И, наконец, пятым основным средством управления можно назвать  идейно-политическое манипулирование, действующее в "мягких" формах на механизмы сознания и установки  поведения граждан, то есть, прежде всего, на "голову" людей, в отличие  от грубой силы, действующей на их "тело". На ранних этапах государственного развития подобную роль инструмента идейно-политического  и морального воздействия на массы  выполняла религиозная проповедь. Сегодня же на первый план выдвигаются  средства идейно-политического и  социально-психологического манипулирования  со стороны "масс-медиа". Средства телекоммуникаций и массовой информации (СМИ) в конце XX века стали приоритетными  и эффективными инструментами манипулирования  народными массами, играя в особенности  заметную роль в структуре демократических  режимов Запада (одним из методов манипулирования общественным сознанием в России являются, например, рейтинги политических лидеров и общественно-политических организаций).

Конечно, не следует забывать о том, что в структуре средств  и методов практически каждого  государства имеется весь арсенал  упомянутых выше инструментов в той  или иной пропорции и комбинации, которые используются в зависимости  от конкретной ситуации (кризис, война  и так далее), типа режима и фазы его становления, воспроизводства  или трансформации. В любом случае методы государственного управления подвергаются пересмотру, модернизируются, изменяются. Усложнение социально-экономических  и политических отношений в период проведения в стране кардинальных реформ повышает необходимость использования  всей совокупности ресурсов, обеспечивающих модернизацию политико-управленческой деятельности. 11

Что же можно считать критериями эффективной модернизации политико-управленческой деятельности? Во-первых, углубление и  расширение обратной связи с электоратом  органов власти и аппарата управления, и, прежде всего, предоставление гражданам  реальной возможности принимать  участие в обсуждении через средства массовой информации законопроектов, разрабатываемых верховной властью, а также вносить свои замечания  и предложения по этому поводу в специальные отделы государственного аппарата и местного самоуправления; во-вторых, создание не только равных возможностей, но и равных условий всем желающим для получения образования, приобретения профессии, обеспечивающих социальный престиж и благосостояние на уровне среднего класса; в-третьих, пропуск  всего управленческого аппарата через тренинг с наглядным  показом работы, по-новому, и формированием у каждого внутренней психологической установки на длительное и бескомпромиссное преодоление стереотипов прежнего труда; в-четвертых, формирование принципа ответственности власти, который включает: а) комплекс политико-юридических норм, требований, установок, определяющих ответственность субъектов власти за качество политики, за принимаемые решения, действия и поведение; б) государственные и общественно-гражданские институты, обеспечивающие контроль и способность добиться от власти выполнения установленных для нее требований; в) систему развития духовно-нравственных мотивов, стимулов, побудителей к добросовестному выполнению долга у субъектов власти; г) способность общества предупреждать и устранять безответственность, произвол и беззаконие из действий и поведения власти; д) сама ответственная деятельность субъектов власти, обеспечивающая наибольшие результаты на благо общества и граждан12.

Проблема методов государственно-управленческой деятельности или административно-правовых методов состоит в обеспечении  разумного сочетания в механизме управляющего и властного по своей изначальной природе воздействия на управляемые объекты, на их поведение и взаимоотношения средств (рычагов) прямого и косвенного характера. Задача такого рода, в смысле ее последовательного решения, во многом зависит от субъективных факторов, т.е. от профессионального уровня подготовки управленческих кадров. Не меньшее значение имеет и содержание законодательных и административно-правовых норм, регламентирующих взаимосвязи между субъектами исполнительной власти и управляемыми. Современное их состояние далеко от совершенства.

Конкретное содержание методов  государственного управления достаточно разнообразно. Это - установление правил поведения в сфере государственного управления общеобязательного или частного характера; утверждение конкретных (адресных) заданий; предписания о совершении определенных действий; назначение на должности; удовлетворение законных притязаний участников регулируемых отношений; запрещение определенных действий; выдача разрешений различного рода; осуществление регистрационных действий; проведение контроля и надзора; материальное и моральное поощрение; применение материальных санкций; разрешение споров между участниками управленческих отношений; установление стандартов; оформление государственных заказов; применение административно-принудительных мер и т.п.

На эффективное решение  проблемы методов управления несомненное влияние оказывает то обстоятельство, что в сфере государственного управления все более четко обозначаются три группы общественных отношений, требующих различного подхода в плане обеспечения в их рамках должного поведения и порядка, отвечающих общественным интересам. Имеются в виду:

а)  управленческие отношения, в рамках которых государство  в лице исполнительной власти сохраняет  свои монопольные позиции (армия, транспорт  и связь, атомная энергетика и  космос и т.п.);

б)  управленческие отношения, в рамках которых наблюдается  сочетание государственной инициативы и самодеятельности тех или иных объектов управления (системы здравоохранения, культуры, образования, жилищный фонд, общественные объединения, граждане, государственные предприятия и т.п.);

в)  управленческие отношения, в рамках которых преобладают  не публично-правовые, а частные  интересы (как правило, коммерческие структуры негосударственного характера).13  Очевидно, что механизм государственного управления должен перестраиваться с учетом особенностей названных групп отношений и потребностей «вмешательства» исполнительной власти в их развитие с помощью использования административно-правовых методов управления в том или ином их объеме.

Последний вопрос, связан с  оценкой двух вариантов средств  управляющего воздействия. Очевидны сильные стороны так называемых административных методов, без которых практически невозможно обеспечить должную упорядоченность управляемой сферы, быстрое и эффективное решение всех возникающих в ней индивидуальных проблем. Именно в силу этого их качества они отличаются живучестью. Однако их безграничное использование таит опасность их перерождения в волюнтаристски - бюрократическую опеку над объектами управления, что и было характерно для многолетнего периода существования строго централизованной системы управления. 14Значит, важнейшим условием обеспечения их разумного применения является высокий профессионализм управленческих работников (субъективный фактор), научная, информационная, экономическая (в необходимых случаях) и, наконец, правовая обоснованность юридически-властных волеизъявлений субъектов управления. Особенно важно это для процесса практической реализации исполнительной власти. Что касается так называемых экономических методов, то их стимулирующее назначение очевидно. Однако нельзя ограничиваться лишь подобной констатацией, ибо все зависит от практики их использования. А она свидетельствует о том, что с помощью таких методов далеко не всегда достигаются стимулирующие цели. По существу ориентация на их широкое применение, на вытеснение ими административных методов ничего существенного не дала в 60-е - 90-е годы. Как самоцель, экономические методы должным образом, не срабатывали и не срабатывают сейчас, ибо иное с неизбежностью повлекло бы за собой эффективное решение всех задач, стоящих, прежде всего, в сфере экономики. Стимулирующее воздействие этих методов с должной результативностью не проявляется. Практика свидетельствует об обратном, а именно о крайней деформации сути экономического стимулирования как такового. Мало того, практически экономическое состояние производственных и непроизводственных объектов, как правило, резко ухудшается, хотя в административном порядке используются именно экономические средства воздействия на их работу (например, налог, кредиты).

Следовательно, экономические  рычаги управления нередко утрачивают свой стимулирующий характер и превращаются в чисто конфискационные средства. При этом резко возрастает роль в их использовании отдельных ведомств (например, энергетики, связи), причем без должного контроля со стороны правительственных служб. А административные же рычаги управления практически бездействуют в отношении самой системы государственно-управленческой деятельности, но в отношении граждан, да и многих негосударственных формирований (прежде всего коммерческого профиля) они все в большей степени ужесточаются. Подобная ситуация подчеркивает необходимость, во-первых, отказа от излишне прямолинейных трактовок проблемы методов управления и, во-вторых, учета как позитивных, так и негативных их проявлений.

Негативное отношение  к административным рычагам управления не преодолено и в наши дни, когда  проводится, хотя и непоследовательно и болезненно, хозяйственная реформа. Опять то и дело звучит угроза господства административно-командной системы.  Все это, в конечном счете, как показывает практика, находится в прямом противоречии с реальным положением вещей в сфере реализации исполнительной власти.

Таким образом, в принципе при выделении административных и экономических методов по существу имеются в виду одни и те же качества, присущие управляющему воздействию, но выраженные по-разному, а нередко весьма противоречиво.

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

                                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное Управление – функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

Государственное Управление служит интересам взаимодействия составляющих систему элементов. Государственное Управление – внутреннее качество целостной системы, элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах организации.

Существует множество  взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что  предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так  и межсистемного характера.

Государственное Управление заключается в упорядочении системы, обеспечении ее функционирования в соответствии с закономерностями ее существования. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом.

Информация о работе Основные методы изучения системы государственного управления