Основные методы изучения системы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучение государственного управление, его сущности.
Для достижения поставленных целей нам необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятия государственного управления;
Системность и функция Государственного управления;
Понятие о методе управления;
Классификация методов управления;
Основные методы государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ
1.1 Понятия государственного управления…………………………………...…5
1.2 Системность государственного управления…………………………………6
1.3 Функции государственного управления……………………………………..8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Понятие о методе управления, классификация методов управления……..11
2.2 Виды методов государственного управления……………………………....12

ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….......26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 60.08 Кб (Скачать файл)

Предмет функций управления указывает на стороны, аспекты проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию государства. Для функции  регулирования, к примеру, это конкретные отношения между людьми, ставшие  актуальными для общества содержание функций управления выражает смысл и характер управляющего воздействия; у названной выше функции это создание или применение необходимых социальных норм. Способ реализации раскрывает средства (возможности) сохранения или преобразования управленческих взаимосвязей, заложенные в данной функции: в функции регулирования — это способность к упорядочению искомых отношений между людьми посредством влияния на их сознание, поведение и деятельность.

В результате управленческие функции государственных органов  можно определить как юридически выраженные управляющие воздействия  отдельных государственных органов, которые они вправе и обязаны  осуществлять в отношении определенных управляемых объектов или управляющих  компонентов каких-либо иных структур.

 Внутренние функции  управления — это управление  внутри государственной управляющей  системы. Их существование обусловлено  многоуровневым и равнокомпонентным  построением государства как  субъекта управления, актуальностью  упорядочения и активизации действий  его подсистем и звеньев. 4

Целевая ориентация таких  функций управления состоит в  том, чтобы придавать динамичность и законность управления каждому  государственному органу, совершенствовать и развивать его, приводить в  состояние, соответствующее общественным потребностям в государственном  управлении.

 Внешние функции управления  характеризуют непосредственно процесс воздействия государственных органов на общественные процессы (управляемые объекты). В них — основной смысл и содержание государственного управления, его общественное предназначение. Система внешних функций управления государственных органов определяется, с одной стороны, вертикальным и горизонтальным построением организационной структуры государства, а с другой — особенностями целей и содержания деятельности разных управляемых объектов.5

Специфические функции управления отражают особенное содержание отдельных  воздействий, обусловленное разнообразием  многих взаимодействующих в управлении компонентов. Они реализуются, как  правило, в отдельных сферах, отраслях или на участках государственного управления и детерминированы в основном запросами управляемых объектов.

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

                                                        УПРАВЛЕНИЯ.                         

                       2.1 Понятие о методе управления, классификация методов управления.

 

Методы управления — это  способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Через  методы управления реализуется  основное содержание управленческой деятельности. Направленность методов управления ориентирована на систему управления деятельности (фирма, отдел, подразделение, компания). 6

Организационно - административные  методы отличаются прямым характером воздействия и известны в истории  как «метод кнута». Они обязательны  для исполнения, предполагают санкции  за неисполнение или уклонения от выполнения  распоряжений, должностных  обязанностей, за  нарушение трудового  распорядка и т.д. Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления предприятия  в заданных параметрах путем прямого  административного регулирования (приказы, запрет, распоряжения, указания, консультация, разрешение компромисса, совет, инструктирование, наставления, целевое планирование, нормирование труда, координация работ, контроль исполнения).7 Директивные команды обязательны для выполнения, причём в установленные сроки, даже если невыгодно исполнителю. В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения: вынуждение и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчинёнными как нажим «сверху». Пассивное, для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений. Осознанное, внутренне обоснованное. Распоряжение отличается от приказа тем, что оно не охватывает все функции предприятия.  Указания и инструкции направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Инструктирование и координация работы основаны на передаче подчиненным правил выполнения трудовых операций. Наставление - метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчиненного. Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случаях нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязательств работником, если доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно.

Экономические методы основываются на правильном использовании экономических  законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Экономические  методы руководства чаще всего выступают  в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчёт, ценообразование, финансирование, экономическое стимулирование, различные  нормативы, цены, местные налоги и  сборы. Методы косвенного воздействия: местные налоги, предоставление в  аренду муниципальной собственности, гарантия МО для получения кредита, продажа муниципальной собственности. Прямые методы экономического воздействия: бюджетное финансирование, установление тарифов, установление цен на муниципальные  услуги, создание предприятий путём  предоставления им муниципальной собственности.

Социально-психологические  методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия  на личные отношения и связи, возникающие  в трудовых коллективах, а также  на социальные процессы, протекающие  в них. Они основаны на использовании  моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических  приёмов Главная цель применения этих методов – формирование в  коллективе положительного социально - психологического климата. Социально- психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления.    По масштабам и способам воздействия делятся на две основные группы: 1. социологические методы (направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе производства); 2. психологические (воздействуют на личность   конкретного человека).

 

 

                                      2.2 Виды Методов государственного управления

 

Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме методов государственного управления допустим как с общетеоретических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются их конкретизацией с учетом особенностей сферы применения методов.

С общетеоретических позиций  проявляется действие универсальных методов любой деятельности - убеждения и принуждения. Это - два взаимосвязанных «полюса» единого целого, т.е. механизма обеспечения должного поведения и правопорядка. Они взаимно дополняют друг друга.8

С помощью средств убеждения, прежде всего, стимулируется должное поведение участников управленческих общественных отношений путем проведения воспитательных (включая правовое воспитание), разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу не результативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. При необходимости в обеспечении общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.

Специальный подход к проблематике видовой классификации административно-правовых методов исходит, прежде всего, из характера (содержания) управляющего воздействия. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространенным является выделение двух групп методов, а именно - административных и экономических. Акцент именно на этих вариантах порождает до сегодняшнего дня немало противоречивых суждений, разночтений, а потому проблема методов управления нуждается в детальном освещении.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает, что субъект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение (правовой акт управления), юридически-обязательное для объекта управления, т.е. адресата. Налицо - прямое предписание («команда»), ибо управляющее воздействие предполагает императивный (директивный) вариант волеизъявления субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает непосредственно из властной природы управления, являющегося одним из существенных каналов практической реализации государственной власти. Подразумевается реализация исполнительной власти.

Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых (будь то гражданин или предприятие и т.п.). Должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых («соподчинение воль»). При этом используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается возможность юридического принуждения к должному поведению, что, однако, не дает оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.

С учетом названных качеств  административных методов, очевидно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они находятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности, которые осуществляют администрирование, т.е. управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов - административные.

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т.е. опосредствованно в отличие от способов прямого властного воздействия.9

Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием директивных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот и т.п.). Тем самым стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач. Управляющее воздействие осуществляется не прямо на поведение (это можно делать, а это нельзя и т.п.), а косвенно (опосредствованно), т.е. через воздействие на материальные (имущественные) интересы объекта управления. Должное поведение последнего достигается перспективами материальных выгод, равно как и угрозой материальных санкций. Следовательно, экономические рычаги, используемые в процессе решения управленческих задач, устанавливают систему материальных стимулов. Однако управляющее воздействие составляет содержание и таких рычагов, что сближает их по конечной цели с рычагами прямого (административного) характера.

Проблема методов государственного управления диалектична. Это означает, что недопустимо антагонистическое  противоречие между методами прямого и косвенного воздействия. И для этого имеются соответствующие причины.

Во-первых, поскольку управленческая деятельность по своей природе административная («административное» суть «управленческое»), постольку любые методы, используемые в процессе ее практического осуществления, не могут не быть административными. В силу этого выделение административных и экономических методов управления алогично; буквально имеются в виду «управленческие методы управления», независимо от того, какое содержание в них вложено, т.е. единые по своей сути методы управления.

Во-вторых, средства прямого (административного) и косвенного (экономического) назначения используются с единой конечной целью - реализации управленческого  воздействия субъекта управления на поведение объекта управления.

В-третьих, эти средства практически  используются одними и теми же, а  не различными, субъектами исполнительной власти.

Информация о работе Основные методы изучения системы государственного управления