Органы государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение системы органов государственной власти субъектов РФ.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
Изучить понятие, конституционные признаки и правовой статус органа государственной власти;
Охарактеризовать принципы деятельности, систему и ответственность органов государственной власти субъектов РФ;
Рассмотреть законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
Рассмотреть органы исполнительной власти субъекта РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие и общие принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………………………………4
1.1.Понятие конституционные признаки и правовой статус органа государственной власти………………………………………………………...4
1.2. Принципы деятельности, система и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………….9
2. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………….13
2.1.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации…………………………………..13
2.2.Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации…22
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы…. ……………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_organy_gosudarstvennoy_vlasti_subekto.docx

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Решение Президента РФ об отрешении  высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации от должности влечет за собой отставку возглавляемого им высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ.

В случае отставки высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  он продолжает действовать до сформирования  нового высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ.

Во всех случаях, когда  высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не может исполнять  свои обязанности, их временно исполняет  должностное лицо, установленное  конституцией (уставом) или законом  субъекта РФ.

В случае отрешения Президентом  Российской Федерации высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации от должности, если конституцией (уставом) или законом  субъекта Российской Федерации не установлен порядок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, Президент РФ может назначить  временно исполняющего обязанности  высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации на период до вступления в должность вновь избранного высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) Российской Федерации для временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации могут быть установлены ограничения на осуществление  отдельных полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта РФ.

В случае досрочного прекращения  полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации назначаются  внеочередные выборы высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, которые проводятся не позднее чем через шесть  месяцев со дня досрочного прекращения  полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим  органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Законодательство субъектов  Российской Федерации предусматривает  различный порядок формирования высших исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.

По представлению премьер-министра Президент может включать в состав Правительства руководителей других органов и организаций Республики.

Высший исполнительный орган  государственной власти обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной  политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения и экологии.

Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта Российской Федерации:

  • осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • разрабатывают для представления высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;
  • обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
  • формирует другие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ;
  • вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные им правовые акты в случае, если эти акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обращаться в суд;
  • заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления своих полномочий;
  • осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации на основании  и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации  издает указы (постановления) и распоряжения. Эти акты, а также акты высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации (постановления и распоряжения), принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обращаться к высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или в органы исполнительной власти субъекта РФ с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо об их отмене, а также вправе обжаловать эти акты в судебном порядке или обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии их Конституции РФ.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации вправе обратиться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с предложениями  о внесении изменений и (или) дополнений в постановления законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ либо об их отмене, а также вправе обжаловать их в  судебном порядке.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать  участие в формировании высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных  должностных лиц высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти в случаях, предусмотренных  федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта РФ, а в отношении руководителей  территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти также  федеральным законом.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимает участие.

Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств, государственных  комитетов, департаментов, управлений и других подведомственных ему органов, которые руководят порученными  им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление. Они несут  ответственность за состояние и  развитие порученных им сфер и отраслей управления.

 

Заключение.

Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов  людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие  коллективы действуют постоянно  и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие  в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность  своей работы.

Осуществление государственным  органом полномочий может проходить  в порядке, установленным Конституцией, либо законами. Органу предоставляется  право 1) принимать общеобязательные решения в виде нормативно-правовых актов или индивидуальных актов  применения права, 2) проводить организационную, контрольную или иную властную деятельность, 3) применять государственное принуждение  к лицам и организациям, не выполняющим  общеобязательные решения данного  органа, либо иных органов государства. Каждый орган государства может  действовать только в рамках предоставленных  ему полномочий. Выход за их пределы  признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами  предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.

  Государственный орган всегда структурно обособлен от других органов государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных правоотношениях выступает самостоятельным субъектом и в пределах компетенции принимает решения, не нуждающиеся в каком либо предварительном или последующем одобрении другими органами или должностными лицами. Исключение возможны лишь в случае осуществления одной функции государства несколькими его органами, когда для совершения определенных действий или для принятия решения требуется согласие других органов. Например, законы, принимаемые представительным органом государства, должны быть подписаны президентом.

Механизм Российского  государства представляет собой  систему органов, наделенных властными  полномочиями и осуществляющих функции  государства. в связи с тем, сто  РФ является федеративным государством, его механизм состоит из федеральных  органов и органов субъектов  РФ. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную  власть в РФ осуществляет Президент  РФ, Федеральное собрание, Правительство  РФ, суды РФ.

Государственную власть в  субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляется право  самостоятельно устанавливать систему  органов государственной власти, порядок их организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами конституционного строя  РФ и общими принципами организации  органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом.

Взаимодействие федеральных  органов и органов субъектов  РФ осуществляется сообразно предметам  ведения, закрепленным ст. 71 и 72 Конституции  РФ. При этом федеральным органам  исполнительной власти разрешается  создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц. В процессе своей  деятельности федеральные органы РФ имеют право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к  компетенции РФ, и обеспечивать их исполнение с помощью органов  государственной власти субъектов  РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов  РФ, органы государственной власти РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже противоречить  нормативно-правовым актам федеральных  органов.

Солирующую роль в согласованном  взаимодействии всех компонентов механизма  РФ играют федеральные органы. Особое значение имеет деятельность Президента РФ.

 

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г.// Российская газета. – 1993. – 25 декабря
  2. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1999. – 18 октября; Российская газета. – 1999. – 19 октября.
  3. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ// Российская газета. – 2004. – 31 августа; Парламентская газета. – 2004. – 1 сентября; Собрание законодательства РФ. – 2004. – 30 августа.
  4. Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. Конституционное право России// А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - М.: Юрист, 2003 – 536с.
  5. Анисимов Л.Н. Конституционное право России// Л.Н. Анисимов. - Юстицинформ, 2006 – 168с.
  6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России 3-е изд// Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2003. — 585 с.
  7. Никулин В.В. Конституционное право РФ // В.В. Никулин. - Издательство ТГТУ, 2006. – 45с.
  8. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации// М.В. Баглай. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - 800 с.
  9. Шувалов Е.В. Конституционное право Российской Федерации// Е.В. Шувалов, - М., 2006 – 140с.
  10. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право// Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян, - М. Юристъ, 2000. – 492с.
  11. Васильев В.Г. Конституционное право РФ// В.Г. Васильев, - Новосибирск: СибАГС, 2004. - 268 с.
  12. Головко С.Н. Конституционное право России// С.Н. Головко, - Н. Новгород, 2005. – 67 с.
  13. Голубок С.А. Конституционное право России // С.А. Голубок, - М.: РИОР, 2008. - 161 с.
  14. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации// М.Б. Смоленский, - Рос-тов н/Д: Феникс, 2007. — 445 с.
  15. Червонюк В.И., Конституционное право России// В.И. Червонюк, - М., 2004. – 317с.
  16. http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/

Информация о работе Органы государственной власти