Организация работы органов и должностных лиц местного самоуправления, органов муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования и организация работы органов должностных лиц местного самоуправления обусловлена также факторами, связанными с федеративной природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и в ряде случаев, не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

Вложенные файлы: 1 файл

осн часть.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Представительный орган включает следующие структурные звенья:

  1. Руководящие органы и должностные лица представительного органа. Это, например, председатель и заместитель председателя представительного органа. Они избираются из числа депутатов на первом заседании представительного органа нового созыва, функции председателя подразделяются на внешние и внутренние. Внешние функции связаны с представлением этого органа перед населением муниципального образования, организациями и органами государственной власти. Председатель принимает меры по учету интересов населения и обеспечению гласности в работе представительного органа. От имени представительного органа председатель заключает договоры. Внутренние функции председателя связаны с координацией деятельности представительного органа и руководством работы аппарата представительного органа, так, председатель созывает заседания представительного органа, руководит подготовкой заседаний, председательствует на заседании, дает поручение депутатским комиссиям и подписывает акты представительного органа. Заместитель председателя представительного органа в отсутствие председателя исполняет его обязанности. Если Уставом муниципального образования предусмотрена должность главы муниципального образования, то он может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседаниях. В этом случае председатель и заместитель председателя представительного органа не избираются, их функции выполняет глава муниципального образования.
  2. Функционально отраслевые подразделения. Это постоянные и временные комиссии. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению представительного органа, а также для содействия реализации его решений, контроля за их исполнением, представительный орган местного самоуправления образует комиссии и комитеты. В состав комиссий и комитетов входят депутаты представительного органа. Представительный орган определяет задачи, полномочия, порядок работы и срок работы комиссий и комитетов. Данные органы подконтрольны и подотчетны представительному органу. Решение комитетов и комиссий носит рекомендательный характер.
  3. Депутаты представительного органа могут объединяться в группы, фракции по партийной принадлежности, политическим или иным интересам. Такие группы и фракции регистрируются представительным органом. Права фракций и групп по партийной принадлежности определяются регламентом представительного органа, а также положениями о депутатских группах и фракциях. Депутаты представительного органа, избранные от смежных территориальных избирательных округов, могут объединяться в территориальные депутатские группы, эти группы взаимодействуют с расположенными на их территории организациями и структурными подразделениями местной администрации. Территориальные депутатские группы изучают общественное мнение, ведут прием избирателей и решают иные вопросы. Основной формой деятельности представительного органа является заседание, периодичность созыва которого определяется Уставом муниципального образования и регламентом представительного органа. Заседания представительного органа, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц. Одно или несколько последовательных заседаний представительного органа с общей повесткой дня либо определённый период работы представительного органа называется сессией.

Существуют следующие виды заседаний:

  1. Очередные заседания - созываются главой муниципального образования, либо председателем представительного органа в соответствии с планом работы представительного органа.
  2. Внеочередные заседания - созываются по мере необходимости, в силу определенных обстоятельств. Они проводятся по предложению председателя представительного органа по требованию определённой группы депутатов представительного органа, а также по требованию главы муниципального образования. Кроме того, заседания могут быть: открытыми (предполагается присутствие всех заинтересованных участников, а также представителей общественности и СМИ) и закрытыми (закрытые заседания проводятся в особых случаях, например, для обсуждения вопроса об отзыве председателя представительного органа местного самоуправления, о досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа и т. д., помимо депутатов на закрытых заседаниях, могут присутствовать глава муниципального образования и прокурор). Как было сказано выше, органы местного самоуправления имеют исполнительные органы. Согласно ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления представительные органы местного самоуправления, избранные путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, «могут иметь подотчетные им исполнительные органы».

В разных субъектах Федерации и муниципальных образованиях в зависимости от того, является ли оно городским или сельским поселением, с учетом его особенностей, экономического развития, численности жителей и других факторов система органов, осуществляющих исполнительскую деятельность, их наименование и само содержание деятельности сильно различаются.

Ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепила положение о Главе муниципального образования. Так, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Наименование главы муниципального образования  и сроки  полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

 

 

3.2 Ответственность органов местного самоуправления

 

Любые права всегда неразрывно связаны с определенными обязанностями и, следовательно, ответственностью. Поэтому, говоря о компетенции органов местного самоуправления, необходимо сказать об ответственности этих органов за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

Существование механизмов ответственности и их реализации в муниципальных отношениях способствует решению на высоком качественном уровне ряда задач местного самоуправления. Во-первых, обеспечивается зависимость муниципальных органов и их должностных лиц от населения. Тем самым создается в корне отличная от командного, патерналистского управления психологическая модель отношений в территориальном сообществе. Во-вторых, создаются предпосылки для самоорганизации жителей, а также для проецирования ответственности органов местного самоуправления на самих жителей (одним из ключевых моментов в определении, закрепленном в Европейской Хартии о местном самоуправлении, является понятие «решение населением вопросов местной жизни под свою ответственность»). В-третьих, принцип самостоятельности местного самоуправления не перерастает в бесконтрольность муниципальных органов.

В соответствии со статьей 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы местного самоуправления несут ответственность перед государством за нарушения ими действующего законодательства и за исполнение ими отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены государственными органами, передавшими эти полномочия, материальными и финансовыми ресурсами. В случае нарушения законодательства по решению суда может быть отменено соответствующее решение органа местного самоуправления или выборного должностного лица или вообще прекращены их полномочия. Однако механизм юридической ответственности содержит явные логические противоречия, суть которых может быть сведена к следующему. Во-первых, неясно, кто и в каких случаях обращается в суд для проверки актов органов местного самоуправления; во-вторых, нет никаких указаний о том, за какой период деятельности органов местного самоуправления анализируются их акты; в-третьих, из нормы закона не следует, каким должно быть конкретное основание для обращения законодательного органа субъекта РФ в соответствующий суд; в-четвертых, неясно, на основании каких процессуальных установлений суд будет оценивать акты органов местного самоуправления, какие критерии следует использовать для установления количества и характера выявленных нарушений. Ну а в том, что меры ответственности применяет не суд, а законодательный орган субъекта Федерации, усматривается попытка подменить юридическую ответственность политической, тем более что заключение суда отнюдь не влечет автоматического прекращения полномочий «проштрафившегося» органа или должностного лица, а лишь может служить основанием для принятия такого решения.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные акты, за совершенные неправомерные действия или ненадлежащее исполнение своих полномочий.

Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает только по одному основанию – в результате “утраты доверия населения”. Порядок и условия ответственности в результате утраты доверия населения определяются в соответствии с уставами муниципальных образований. Санкцией, являющейся результатом утраты доверия, служит досрочное прекращение полномочий представительного органа в целом, отдельного депутата или выборного должностного лица местного представительного учреждения власти.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами. Таким образом, органы местного самоуправления подотчетны  населению муниципального образования, государству, физическим и юридическим лицам в соответствии с законом.   

Порядок и условия ответственности в результате утраты доверия населения определяются в соответствии с уставами муниципальных образований. Санкцией, являющейся результатом утраты доверия, служит досрочное прекращение полномочий представительного органа в целом, отдельного депутата или выборного должностного лица местного представительного учреждения власти.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные акты, за совершенные неправомерные действия или ненадлежащее исполнение своих полномочий.

 

Заключение

 

На основании анализа работ ряда авторов, я попыталась систематизировать их взгляды воедино, сделать определенные выводы. В своей курсовой работе я рассмотрела основные вопросы по данной теме. Позиции и доводы разных авторов были зачастую противоречивы, но в тоже время весьма убедительны. Некоторые авторы делали акцент лишь на какие-то определенные виды, упуская или практически не затрагивая другие. Поэтому я попыталась выявить наиболее актуальную на сегодняшний день информацию, соответствующую современному состоянию местного самоуправления, его гарантированности.

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Определенная самостоятельность в решении вопросов местного значения, составляющая, необходимый признак местного самоуправления, не может существовать вне единой государственной экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от государства. Многие объективные тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют об общих для демократических государств принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.

В результате анализа действующего законодательства можно сделать вывод о неудачной регламентации компетенции местного самоуправления на федеральном уровне. Дело в том, что в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются лишь предметы ведения муниципальных образований, а полномочия органов местного самоуправления закреплены в серьезно устаревшем законе РФ 1991 г. «О  местном самоуправлении в Российской Федерации».

Закрепляя принципиальные положения делегирования отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления (наличие закона, передача средств, контроль государства за реализацией полномочий), действующее законодательство практически не определяет механизм правового регулирования отношений, возникающих при реализации этих государственных полномочий. Во-первых, при делегировании полномочий другие органы получают такие правотворческие права и обязанности, которых у них ранее не было; во-вторых, делегирующий полномочия орган не теряет своей компетенции на издание нормативных правовых актов по данному кругу вопросов.

Если полномочия передаются законом, то сила правоприменительных актов органов местного самоуправления не может быть приравнена к силе закона. Поэтому формирование механизма регулирования отношений, складывающихся при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должно основываться на следующих принципиальных положениях. Во-первых, в законе о наделении органов местного самоуправления полномочиями должно содержаться поручение им издавать правоприменительные акты; во-вторых, форма этих актов не может быть иной, кроме той, что указана в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав муниципальных образований); в-третьих, юридическая сила правоприменительных актов не может быть приравнена к силе закона; в-четвертых, органы государственной власти с передачей полномочий не теряют права издания по этим вопросам своих нормативных правовых актов; в-пятых, органы местного самоуправления, получив право издания актов по вопросам, связанным с переданными им полномочиями, не могут вносить изменения в акты Российской Федерации и ее субъектов, принятые ранее по этим вопросам в порядке текущего правового регулирования; в-шестых, следует закрепить за органами местного самоуправления право вносить в установленном порядке предложения с законодательной инициативой (на уровне субъекта Федерации) по вопросам применения либо принятия нового законодательного акта в сфере переданных им государственных полномочий.

Информация о работе Организация работы органов и должностных лиц местного самоуправления, органов муниципального образования