Организация работы органов и должностных лиц местного самоуправления, органов муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования и организация работы органов должностных лиц местного самоуправления обусловлена также факторами, связанными с федеративной природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и в ряде случаев, не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

Вложенные файлы: 1 файл

осн часть.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Действующее федеральное законодательство не обусловливает обязательное создание в муниципальных образованиях исполнительных органов местного самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального образования и других выборных должностных лиц, наделяемых при этом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Исполнительные органы местного самоуправления - формируемые представительными органами местного самоуправления и подотчетные им органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность (исполнительную власть) в границах муниципального образования. Ими являются местные администрации, которые образуются во всех муниципальных образованиях.

Тем не менее, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что в структуру органов местного самоуправления, кроме представительного органа, входят глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исполнительные органы по своей правовой природе и назначению должны выполнять исполнительно - распорядительные функции, осуществлять оперативное управление на соответствующей территории, обеспечивать взаимодействие с другими органами власти, то есть исполнять решения представительных органов местного самоуправления. Но узаконена ситуация, когда исполнительные органы, принимая решения, сами же их исполняют.

Для осуществления руководства и организации деятельности исполнительных органов местного самоуправления может учреждаться должность главы исполнительного органа (главы администрации и т.д.).

Глава местной администрации - глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района или городского округа - соответственно представительным органом муниципального района или городского округа, в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

 

2 КОНТРОЛЬ И НАДЗОР  ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ  ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ

 

2.1 Государственный контроль  за деятельностью органов местного самоуправления

 

В статье 15 Конституции РФ указывается на обязанность соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законов, иными словами закреплен принцип соблюдения законности. К формам обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления относится: выполнение норм действующего законодательства, действие строго в рамках своих полномочий, доступность к информации о деятельности органов местного самоуправления, обязанность решать возникающие проблемы населения, неукоснительно соблюдать устав муниципального образования и т.д. Это обуславливает необходимость организации государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления

В сфере местного самоуправления объектами контроля являются органы местного самоуправления, принимаемые ими акты, решения, принятые населением муниципального образования на референдуме, решения органов государственной власти в отношении муниципальных образований.

Субъектами контрольной деятельности выступают: население муниципального образования, органы местного самоуправления, органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы, осуществляющие контрольную и надзорную деятельность (прокуратура, контрольно-ревизионные подразделения, налоговые органы и т.д.), судебные органы.

Контроль в сфере муниципального управления базируется на принципах: законности, правовой определенности, соразмерности.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131-ФЗ (в ред. от 21 июля 2007 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» две статьи посвящены государственному контролю за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В статье 21 указывается, что возможен контроль не только за переданными полномочиями, но и за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии со статьей 77 Федерального закона №131-ФЗ уполномоченные органы государственной власти реализуют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Фактически не определена процедура контроля. Устанавливается только, что органы местного самоуправления не должны препятствовать контролю.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 5 и частью 2 статьи 6 Федерального закона №131-ФЗ осуществление контрольных полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, данным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Формы контрольной деятельности разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.

В статьях 14, 77 Федерального закона №131-ФЗ используется не только термин контроль, но и надзор. Надзор осуществляется как прокуратурой (общий надзор), так и специальными государственными инспекциями (административный надзор).

Контроль в свою очередь подразделяется на внешний контроль и внутренний. Особенность внешнего контроля заключается в том, что он проводится за неподчиненными в административном отношении контролирующему субъекту органами. Внутренний контроль осуществляется непосредственно внутри органов одной системы и охватывает всю деятельность обследуемого органа, а система внешнего контроля чаще всего образуется как узкоспециализированная и касается только определенной функции или отдельной стороны деятельности подконтрольного звена.

На органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, распространяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Все требования, в том числе процедурные, установленные этим законом, распространяются и на контроль (надзор) за органами местного самоуправления за исключениями, установленными в самом законе.

В случае выявления органами контроля и надзора нарушений, могут быть применены меры принуждения, вплоть до юридической ответственности Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 октября 1997 года отметил, что данные меры не могут рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность местного самоуправления.

С точки зрения единства государственно-правовой системы контроль следует рассматривать как гарантию обеспечения законности деятельности муниципальных властей и соблюдения баланса интересов населения муниципальных образований и государственного целого, как средство обеспечения социальной справедливости в обществе.

Следует констатировать, что прослеживается тенденция постоянного увеличения количества оспоренных прокуратурой актов, принятых органами местного самоуправления. Возможно, одной из причин этого являются существенные изменения законодательства о местном самоуправлении и неспособность органов местного самоуправления быстро отреагировать на это изменение.

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий. Формами контроля за осуществление органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий может являться:

  • предоставление органами местного самоуправления отчетности об осуществлении отдельных государственно-властных полномочий;
  • проверка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий;
  • выдача органами государственной власти предписаний об устранении нарушений;
  • согласование проектов муниципальных правовых актов и иных решений, принимаемых по вопросам осуществления отдельных государственно-властных полномочий;
  • правовая экспертиза и анализ муниципальных правовых актов, принятых по вопросам осуществления отдельных государственно-властных полномочий;
  • отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственно-властных полномочий;
  • назначение уполномоченных должностных лиц органов государственной власти для постоянного наблюдения за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий;
  • посещение представителями уполномоченного органа государственной власти органов местного самоуправления с целью ознакомления на месте с ходом осуществления отдельных государственных полномочий;
  • рассмотрение жалоб граждан и организаций на деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственно-властных полномочий;
  • обращение с жалобами на действия (бездействие) и решения органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственно-властных полномочий в суды РФ и прокуратуру;
  • мониторинг и анализ деятельности органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Фактически установлено важное ограничение степени ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за осуществление переданных им государственных полномочий. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления (часть 3 статьи 21 названного закона).

Контроль за проведением конкурсов при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд осуществляется на федеральном уровне Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по оборонному заказу, Министерством экономического развития и торговли РФ, Счетной палатой РФ.

Основными формами осуществления контроля за проведением конкурсов является проведение плановых и внеплановых проверок. При осуществлении проверок Федеральная антимонопольная служба:

проверяет соблюдение законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов в части организации и порядка проведения конкурсов;

устанавливает факт наличия или отсутствия совершения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной - комиссией действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или преступления;

проверяет соблюдение требований антимонопольного законодательства к проведению конкурсов на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В случае установления при проведении проверки факта совершения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной комиссией действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, федеральная антимонопольная служба рассматривает дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 23.66 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В случае установления при проведении проверки факта совершения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной комиссией действия (бездействия), содержащего признаки преступления, Федеральная антимонопольная служба передает информацию и материалы в соответствующие правоохранительные органы и органы прокуратуры РФ для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Информация о работе Организация работы органов и должностных лиц местного самоуправления, органов муниципального образования