Организационно-правовые основы деятельности Счетной палаты РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

В последующие годы масштабы деятельности Счетной палаты расширялись, накапливался практический опыт организации и проведения контроля за исполнением федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, использованием и управлением федеральной собственности. За это время были налажены и получили дальнейшее развитие связи Счетной палаты со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля зарубежных стран и соответствующими международными организациями, что позволило Счетной палате значительно расширить возможности для многостороннего сотрудничества в рамках международных объединений.
Международные контакты и изучение зарубежного опыта финансового контроля позволили Счетной палате сделать более содержательной свою деятельность, критически оценить принятую за рубежом систему государственного финансового контроля, перенять некоторые методы работы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Сотрудники Счетной палаты могут находиться на государственной службе и замещать должности государственной службы РФ. Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности трех видов государственной службы: гражданской, военной и правоохранительной.19

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Не все сотрудники Счетной палаты являются государственными служащими. Федеральным государственным служащим признается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств федерального бюджета.

Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года N 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» установлены должности государственной гражданской службы в аппарате Счетной палаты.20

Сотрудники Счетной палаты, замещающие указанные должности являются по статусу государственными служащими государственной гражданской службы. На них распространяется действие Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

На гражданскую службу в аппарат Счетной палаты вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий руководители, помощники (советники), специалисты всех групп должностей гражданской службы, а также категории обеспечивающие специалисты главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

Кроме аппарата Счетной палаты, при Председателе Счетной палаты создается Экспертно-консультативный совет. Основные задачи Совета - повышение эффективности экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты и формирование научно обоснованной политики в области финансового контроля.

Основные направления деятельности Совета: экспертно-консультативная помощь в осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; научно-методическая помощь в определении целесообразности и эффективности расходов бюджетных средств, использования федеральной собственности; проведение независимой экспертной оценки эффективности операций с государственным имуществом; консультативная и научно-методическая помощь при проведении финансовой экспертизы проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; методическая помощь в организации взаимодействия Счетной палаты с федеральными органами государственной власти, осуществляющими контрольные функции.

Таким образом, структура счетной палаты не претерпела изменений. Как и ранее, она образуется в составе председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Однако вместе с тем изменился порядок выдвижения кандидатов на замещение должностей председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты. Так, ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» установлено, что кандидатуры для назначения на должность председателя Счетной палаты вносятся Президенту РФ Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе, тогда как ранее указанные предложения могли вноситься фракциями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее 1/5 от общего числа депутатов Государственной Думы. Еще одним из новшеств является ограничение максимального срока занятия должностей председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты. Законом о Счетной палате четко установлено, что одно и то же лицо не вправе занимать каждую из этих должностей более двух сроков подряд. Напомним, что указанный срок, как и ранее, составляет шесть лет.

Также отметим, что в ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»  определен и конкретный срок, которым определяется опыт работы кандидата на должность аудитора Счетной палаты РФ в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, юриспруденции, - он должен составлять не менее пяти лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Правовой статус Счетной палаты РФ

2.1. Понятие правового статуса Счетной палаты РФ

Правовой статус – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей. Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности. В структуру правового статуса входят следующие элементы: 1) права и обязанности (ядро правового статуса); 2) законные интересы; 3) правосубъектность; 4) гражданство; 5) юридическая ответственность; 6) правовые принципы и т.п.21 Определим каков правовой статус Счетной палаты Российской Федерации.

Ст.2 Федерального закона «О Счетной палате в Российской Федерации» закреплено, что Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном данным Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию. Счетная палата обладает статусом одного из комитетов или комиссий Федерального Собрания РФ, с особенностями назначения ее Председателя (назначается Государственной Думой), заместителя Председателя (назначается Советом Федерации) и аудиторов (назначаются поровну Государственной Думой и Советом Федерации).22

Спецификой статуса этого органа законодательной власти является направленность его функций – осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений в первую очередь исполнительной власти по финансовым вопросам. И в этом своем качестве Счетная палата практически дублирует полномочия органов исполнительной власти, по своей компетенции обязанных выполнять такие контрольные функции. Например, Счетная палата уполномочена проводить внешние проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджета субъектов РФ, в то время как это относится к компетенции Министерства финансов. Все это приводит к дополнительным затратам на содержание государственного аппарата и отражает нечеткое распределение полномочий между различными его звеньями.23

Однако со вступлением в силу нового федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» ситуация изменилась. И Счетная палата стала обладать более обширными полномочиями. Так, например, одной из новых функций Счетной палаты РФ проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля), а также систематический анализ итогов проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Как сказал Сергей Степашин в своем интервью, Счетная палата наделяется правом осуществлять новые виды государственного аудита. Наиболее актуальным является аудит эффективности, который предлагает не только проверку степени достижения запланированных результатов, но и разработку рекомендаций по устранению системных причин, которые препятствуют их полному достижению. Однако нужно играть и на опережение, то есть оценивать обоснованность механизмов реализации и ресурсного обеспечения госпрограмм, а также их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики. Это - стратегический аудит. Он направлен на то, чтобы дать комплексную оценку качества разработки государственных проектов и программ, их реализуемости и результативности. При этом анализ осуществляется на всех стадиях их реализации - от стадии планирования до проведения оценки общественно значимых результатов. То, что мы раньше делали в инициативном порядке в смысле стратегического аудита, аудита эффективности проектов и программ, контрактного аудита госзакупок и IT-аудита, сегодня норма и требование закона.24

В соответствии с п. »д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ Председатель Счетной палаты РФ и половина состава ее аудиторов назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой. Согласно п. »и» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относится назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Счетная палата подотчетна в своей деятельности Федеральному Собранию РФ. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями Государственной Думы и Счетной палаты, осуществляемыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным федеральным законом и другими законами Российской Федерации, регулируется Регламентом Государственной Думы РФ.

Ежегодные отчеты о работе Счетной палаты, отчеты Счетной палаты по результатам проведенных проверок, а также другие документы Счетной палаты, связанные с взаимоотношениями Государственной Думы и Счетной палаты, предварительно рассматриваются Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в случае вынесения указанных документов на рассмотрение Государственной Думы представляет по ним свои заключения.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Государственная Дума дает поручения Счетной палате провести контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Указанные поручения подлежат обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты. Поручения Государственной Думы Счетной палате оформляются соответствующими постановлениями Государственной Думы.

Программы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых Счетной палатой по поручениям Совета Федерации и Государственной Думы, обращениям не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, утверждаются Коллегией.

Обязательному рассмотрению и утверждению Коллегией подлежат также программы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий: 1) охватывающих вопросы, входящие в компетенцию двух и более аудиторов Счетной палаты; 2) проводимых в открытых и закрытых акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, государственных корпорациях, а также программы мероприятий, применительно к которым это специально оговорено в годовом плане работы Счетной палаты; 3) решение об утверждении которых принято Коллегией; 4) программы совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых Счетной палатой; 5) проводимых с привлечением государственных контрольных органов, негосударственных аудиторских организаций и отдельных специалистов.

Счетная палата отчитывается перед Государственной Думой и обнародует свои выводы. Счетная палата отчитывается перед Государственной Думой (Комитетом по бюджету и налогам) и Советом Федерации (Комиссией по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации). Ежегодный отчет о работе Счетной палаты после утверждения Коллегией Счетной палаты направляется в Государственную Думу и в Совет Федерации. После рассмотрения депутатами Государственной Думы на пленарном заседании отчет рассматривается в Совете Федерации. После рассмотрения обеими палатами парламента отчет обнародуется. В Государственную Думу и в Совет Федерации также направляются отчеты по индивидуальным проверкам, проведенным Счетной палатой. Отчеты, как правило, публикуются в Бюллетене Счетной палаты. Кроме того, Счетная палата регулярно выпускает пресс-релизы по результатам проведенных проверок. Отчеты об основных результатах проверок направляются в Правительство Российской Федерации, и наиболее важная информация по их результатам направляется Президенту Российской Федерации.

В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий палат Федерального Собрания.

Информация о работе Организационно-правовые основы деятельности Счетной палаты РФ