Организационно-правовые основы деятельности Счетной палаты РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

В последующие годы масштабы деятельности Счетной палаты расширялись, накапливался практический опыт организации и проведения контроля за исполнением федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, использованием и управлением федеральной собственности. За это время были налажены и получили дальнейшее развитие связи Счетной палаты со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля зарубежных стран и соответствующими международными организациями, что позволило Счетной палате значительно расширить возможности для многостороннего сотрудничества в рамках международных объединений.
Международные контакты и изучение зарубежного опыта финансового контроля позволили Счетной палате сделать более содержательной свою деятельность, критически оценить принятую за рубежом систему государственного финансового контроля, перенять некоторые методы работы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в соответствии с Регламентом Счетной палаты на заместителя Председателя Счетной палаты возлагается координация экспертно-аналитической деятельности, в том числе подготовка заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также на проекты федеральных законов об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и координация деятельности аудиторов Счетной палаты при осуществлении ими совместных контрольных мероприятий.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты имеют право заниматься научной деятельностью. Определение научной деятельности дано в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».14 Под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. А именно: а) фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; б)прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Научная деятельность может быть выражена в виде подготовки и опубликовании научных работ (статей, монографий, учебных пособий и др.), участии в научных конференциях, «круглых столах», семинарах, симпозиумах, проведении научно-исследовательских работ (наблюдений, экспериментов, опытов).

Председателем Счетной палаты РФ, заместителем председателя Счетной палаты РФ в процессе научной деятельности может быть получен научный результат. Согласно ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе. Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

В состав Счетной палаты также входят аудиторы, которые являются должностными лицами, возглавляющими направления деятельности Счетной палаты. Аудиторы Счетной палаты самостоятельно решают все вопросы организации работы в возглавляемых ими направлениях деятельности Счетной палаты и несут ответственность за ее результаты.

Аудитор Счетной палаты разрабатывает и вносит предложения по основным, включая приоритетные, направлениям деятельности Счетной палаты, предложения в проект годового плана работы Счетной палаты, разрабатывает и представляет на рассмотрение Коллегии концепцию работы соответствующего направления деятельности Счетной палаты.

Руководствуясь основными, включая приоритетные, направлениями деятельности Счетной палаты, концепцией работы Счетной палаты по возглавляемому направлению деятельности Счетной палаты, а также годовым планом работы Счетной палаты аудитор Счетной палаты организует разработку и утверждает план работы по возглавляемому направлению деятельности Счетной палаты.

Аудитор Счетной палаты представляет Председателю Счетной палаты ежеквартальный и годовой отчеты о выполнении направлением деятельности Счетной палаты годового плана работы Счетной палаты.15

Аудитор Счетной палаты организует экспертно-аналитические мероприятия в целях обобщения и исследования причин выявленных нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, использования федеральной собственности и последствий указанных нарушений, а также в иных целях, предусмотренных стандартом Счетной палаты, регламентирующим проведение экспертно-аналитических мероприятий.

Итоговые документы по результатам экспертно-аналитических мероприятий утверждаются Коллегией и в срок не более 14 календарных дней со дня окончания мероприятия (если иное не предусмотрено решением Коллегии) в обязательном порядке направляются палатам Федерального Собрания Российской Федерации, а также адресатам, по запросам которых проводилось экспертно-аналитическое мероприятие.

В соответствии с нормой ст. 11 данного федерального закона Председатель Счетной палаты, его заместитель и аудиторы Счетной палаты по должности входят в состав Коллегии Счетной палаты, представляющей собой постоянно действующий орган коллективного управления.

Следует иметь в виду, что с позиций Лимской декларации ИНТОСАИ Председатель Счетной палаты, его заместитель и аудиторы Счетной палаты соответствуют понятию «члены высшего контрольного органа»: согласно п. 1 ст. 6 названного документа членами высшего контрольного органа считаются лица, которые принимают решения за высший контрольный орган и ответственны за эти решения перед третьей стороной, т.е. - это члены руководящих коллегиальных органов или руководители единоначально управляемых высших контрольных органов. Тем не менее, в ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» предусмотренные Конституцией РФ должности Счетной палаты именуются именно так, как они в ней и названы - Председатель Счетной палаты, его заместитель и аудиторы Счетной палаты.

Рассмотрим правовой статус Коллегии Счетной палаты. Как указано в п.1 ст.11 вышеназванного закона для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологического и методического обеспечения деятельности Счетной палаты, утверждения стандартов Счетной палаты, общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля), отчетов, иных документов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты.

Причем Коллегия Счетной палаты образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, руководителя аппарата Счетной палаты с правом совещательного голоса.16 В заседаниях Коллегии Счетной палаты могут принимать участие председатели комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, члены Правительства Российской Федерации, а также иные лица по решению Председателя Счетной палаты.  Член или группа членов Коллегии Счетной палаты, несогласные с ее решением, вправе в трехдневный срок подать Председателю Счетной палаты особое мнение, которое прилагается к решению Коллегии Счетной палаты и подлежит опубликованию совместно с ним. В компетенцию Коллегии Счетной палаты РФ входят много различных вопросов, среди которых: 1) рассмотрение вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологического и методического обеспечения деятельности Счетной палаты; 2) утверждение стандартов Счетной палаты, общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля); 3) утверждение Регламента, внесение в него изменений и дополнений; 4) рассмотрение и утверждение основных, включая приоритетные, направлений деятельности Счетной палаты, концепций работы Счетной палаты по направлениям деятельности Счетной палаты на среднесрочную перспективу и годового плана работы Счетной палаты; 5) утверждение распределения обязанностей между аудиторами Счетной палаты, а также изменений в распределение обязанностей; 6) рассмотрение и утверждение отчета о работе Счетной палаты за год; 7) принятие решения о корректировке годового плана работы Счетной палаты; 8) утверждение программ проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, изменений к ним в случаях, определенных Регламентом и иные.

Коллегия проводит очередные и внеочередные заседания. Очередные заседания Коллегии проводятся регулярно в соответствии с годовым планом работы Счетной палаты и планом работы Коллегии, как правило, один раз в неделю. Председательствует на заседаниях Коллегии Председатель Счетной палаты, а в случае его отсутствия - заместитель Председателя Счетной палаты. Заседание Коллегии является правомочным при участии в нем более половины членов Коллегии.

Решение Коллегии считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов Коллегии, имеющих право голоса. При равном количестве голосов «за» и «против» окончательное решение принимает председательствующий на заседании Коллегии. Руководитель аппарата Счетной палаты может принимать участие в обсуждении рассматриваемых вопросов, вносить свои предложения и замечания, но участия в голосовании не принимает.

Решения, принятые Коллегией по вопросам, отнесенным к ее ведению Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и Регламентом, являются обязательными для инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты, а по процедурным вопросам - для всех участников контрольного или экспертно-аналитического мероприятия. Контроль за исполнением решений Коллегии возлагается на Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты.

В обязательном порядке в повестку заседания Коллегии включаются следующие вопросы: 1) о поступивших поручениях и обращениях, обязательных для включения в годовой план работы Счетной палаты; 2) о поступивших обращениях, обязательных для рассмотрения Счетной палатой; 3) о ходе проводимого контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, если включения этого вопроса в повестку заседания требует один из членов Коллегии; 4) о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных по обращениям, обязательным для включения в годовой план работы Счетной палаты, и о результатах иных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; 5) о докладах и заключениях, представляемых Счетной палатой палатам Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации»; 6) о проекте годового плана работы Счетной палаты, а также о корректировке указанного плана; 7) о ходе выполнения годового плана работы Счетной палаты и иные.

Материалы к заседанию Коллегии представляются не позднее чем за пять рабочих дней до заседания Коллегии в Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля, а по вопросам о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, качество которых подлежит рассмотрению рабочими экспертными группами в соответствии с положением о контроле качества материалов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вносимых на рассмотрение Коллегии, не позднее чем за 10 рабочих дней до заседания Коллегии.

Кроме, Коллегии, в структуре Счетной палаты РФ выделяют аппарат Счетной палаты. Так, норма ч. 1 ст.12 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» определяя состав Счетной палаты, наряду с указанием на предусмотренные Конституцией РФ должности Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов Счетной палаты, называет также аппарат Счетной палаты. В соответствии со ст. 6 и 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных сотрудников. Основными задачами аппарата Счетной палаты являются осуществление и обеспечение контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности Счетной палаты. Функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты осуществляются в соответствии с Положением об аппарате Счетной палаты Российской Федерации и положениями о структурных подразделениях аппарата Счетной палаты.

Права и обязанности инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты определяются федеральными законами «О Счетной палате Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации»17, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом18, решениями Коллегии, Служебным распорядком Счетной палаты Российской Федерации, приказами и распоряжениями Председателя Счетной палаты, распоряжениями руководителя аппарата Счетной палаты, Положением об аппарате Счетной палаты Российской Федерации, должностными регламентами и другими документами.

Основу аппарата составляют инспекции, которые специализируются на определенных функциональных задачах и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. В рамках инспекций служебную деятельность осуществляют инспектора и иные штатные сотрудники.

Инспектор Счетной палаты - должностное лицо Счетной палаты, уполномоченное проводить контрольно-ревизионные мероприятия в пределах компетенции Счетной палаты.

Инспекторы Счетной палаты полномочны беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия для работы инспекторов Счетной палаты, проводящих проверку или ревизию, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов и выполнение работ по делопроизводству.

Требования инспекторов Счетной палаты, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности.

Инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

В ст.12 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» в общих чертах определяется правовой статус инспекторов, иных штатных сотрудников Счетной палаты.

Информация о работе Организационно-правовые основы деятельности Счетной палаты РФ