Муниципальное самоуправление в Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 19:00, реферат

Краткое описание

Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное право.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Список  использованной литературы:

1.Чиркин В.Е.  Современное государство. -М.: 2001.

2. Василевич  Г.А. К вопросу о форме правления  в Белоруссии .- М.:-2001

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

 

 

 

 

Юридический факультет

 

 

 

Реферат на тему:

« МУНИЦИПАЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В  БЕЛОРУССИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010 год 
Местное самоуправление является неотъемлемым условием создания гражданского общества и критерием демократичности государства, способом привлечения граждан к участию в решении общегосударственных и местных задач, а на этой основе – повышения уровня удовлетворения запросов и потребностей населения.

Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Местное управление и самоуправление осуществляется через:

    • местные Советы депутатов,
    • органы территориального общественного самоуправления (ОТОС),
    • местные собрания, местные референдумы,
    • инициативы граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели
    • иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

  • Законность и социальная справедливость;
  • защита прав и законных интересов граждан;
  • сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;
  • взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
  • разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;
  • выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;
  • гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;
  • ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;
  • обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;

В нашей стране постоянно уделяется внимание совершенствованию  и реальному укреплению основ  местного управления и самоуправления, расширению прав местных Советов депутатов.

12 января 2007 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения», в соответствии с которым повышены статус органов местного самоуправления первичного уровня, их роль в решении вопросов жизнеобеспечения населения. Указом определен порядок формирования финансово-экономической базы бюджетов. Такой подход обеспечил более оперативное и качественное финансирование мероприятий социального характера, благоустройства населенных пунктов и т. д.

Важным шагом  на пути дальнейшего развития местного самоуправления стало создание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания. Совет по взаимодействию – это структура, которая основана на базе и с участием органов местного самоуправления всех уровней. Вместе с тем это и координационный орган. Он занимается обобщением и внедрением опыта, разработкой единых подходов к той или иной проблеме, доведением до местных органов самоуправления политики государства.

Сегодня деятельность Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь выходит на более высокий уровень. Впервые после получения статуса наблюдателя в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы Совет по взаимодействию в марте 2009 г. принял участие в пленарном заседании Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге.

Европейский опыт по совершенствованию системы управления на местах очень важен для Беларуси.

Следующим этапом в повышении эффективности института местного самоуправления в Беларуси станет создание на базе Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики национальной ассоциации местных и региональных властей. Это также будет способствовать консолидации усилий, направленных на экономическое развитие регионов, поскольку в настоящее время важно повышать самостоятельность, ответственность и инициативность местных органов власти в этой сфере.

 

Вопросы дальнейшего развития местного управления и самоуправления в Беларуси находятся постоянно в поле зрения государства. Об этом свидетельствует принятие 4 января 2010 г. нового Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

С принятием  данного Закона отменено 27 прежних законодательных актов и отдельных положений, которые действовали еще с 1984 года. Впервые в Законе комплексно урегулированы общественные отношения в сфере местного управления и самоуправления, детально разделены полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Новый документ дает возможность и дальше развивать  процесс укрепления местной власти в целях повышения эффективности  ее работы с населением.  В Законе компетенция органов местного управления и самоуправления дополняется рядом соответствующих полномочий: законодательно закреплено укоренение принципа «одно окно», упрощены административные процедуры, уделено внимание дальнейшему усовершенствованию работы с гражданами и юридическими лицами.

В целях расширения возможностей граждан в решении  вопросов местного значения предусмотрено, что по решению местного собрания или органа территориального общественного самоуправления (ОТОС) может вводиться добровольный сбор средств граждан, или так называемое самообложение. Эти средства включаются в местный бюджет и расходуются только на цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления.

Впервые законодательно закреплен такой единоличный  орган территориального общественного самоуправления, как институт старост. На сегодняшний день в соответствии с новым Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» институт старост – это действенное звено между населением и органами местного управления и самоуправления.

Основным звеном системы местного самоуправления Республики Беларусь являются Советы депутатов. Советы избираются гражданами и являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения), к базовому – городские (городов областного подчинения) и районные, к областному – областные Советы. Минский городской Совет депутатов имеет особый статус. Он обладает правами и базового, и областного Советов.

  В прошедшем году были сделаны первые шаги по оптимизации административно-территориального деления области. На 17 сессии областного Совета депутатов 23.12.2009г. было принято решение «Об изменении административно-территориального устройства некоторых административно-территориальных единиц Могилевской области». 9 сельсоветов на территории 8 районов были упразднены, у 21 сельсовета изменены границы.

Организационные формы деятельности Советов весьма разнообразны. Они осуществляют свои функции через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем  реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Следует отметить, что новым Законом Республики Беларусь «О местном управлении и  самоуправлении в Республике Беларусь»  от 4 января 2010 г. закреплены общая компетенция местных Советов депутатов, а также особенности компетенции местных Советов депутатов каждого территориального уровня: областного, базового и первичного.

Так, согласно Закону Советы областного уровня в пределах своей компетенции:

  • обеспечивают сбалансированность бюджетов административно-территориальных единиц на соответствующей территории;
  •         регулируют порядок осуществления административных процедур на соответствующей территории;
  • оказывают государственную поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям индивидуально;
  • утверждают предельный размер долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год;
  • определяют меры социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей;
  • утверждают примерное положение об органе территориального общественного самоуправления;
  • присваивают звание почетного гражданина области (города Минска), определяют порядок присвоения такого звания и особенности статуса почетного гражданина и др.

Советы базового уровня в пределах своей компетенции:

  • утверждают территориальные планы развития районов, генеральные планы городов районного подчинения и других населенных пунктов, расположенных на соответствующей территории;
  • утверждают предельный размер долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год;
  • присваивают звание почетного гражданина соответственно города, района, определяют порядок присвоения такого звания и особенности статуса почетного гражданина.

Советы первичного уровня в пределах своей компетенции:

  • вносят в Совет и исполком базового уровня предложения по социальной защите граждан;
  • вносят в Совет базового уровня предложения о размерах отчислений от местных налогов и сборов, суммах дотаций в бюджеты первичного уровня;
  • выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;
  • утверждают положение о единоличном органе территориального общественного самоуправления;
  • осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления.

 

Правовую основу избирательной системы в Беларуси составляют Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь и иные акты законодательства страны (указы Президента, постановления Совета Министров, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и др.).

Указом  Президента Республики Беларусь от 18 января 2010 г. № 21 в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Конституции Республики Беларусь на 25 апреля 2010 г. назначены выборы в местные Советы депутатов двадцать шестого созыва.

Этим правовым актом в стране дан старт очередной  избирательной кампании, основанной на демократических принципах свободного волеизъявления народа и выборности власти.

Выборы во все местные Советы депутатов проводятся одновременно.

В предстоящую  избирательную кампанию будет сформировано 1 495 местных Советов депутатов, в том числе 6 областных, Минский городской, 118 районных, 12 городских (городов областного подчинения), 14 городских (городов районного подчинения), 56 поселковых, 1 288 сельских Советов депутатов.

 

В области будет  сформировано 210 местных Советов  депутатов, в том числе областной, 2 городских (городов областного подчинения Бобруйска и Могилева), 21 районный, 3 поселковых и 183 сельских Советов депутатов.

  В Славгородском районе- 1 районный  Совет депутатов, 5 сельских.

 

Отличительной чертой нынешней избирательной кампании является то, что выборы депутатов местных Советов депутатов проходят по новым правилам: впервые применены на практике обновленные статьи избирательного законодательства.

4 января 2010 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов и о признании утратившим силу Закона Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов». Изменения и дополнения внесены в Избирательный кодекс Республики Беларусь и Закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

Все изменения, которые произошли в избирательном  законодательстве, отвечают реалиям сегодняшней жизни Беларуси. Речь идет примерно о 130 изменениях в 45 статьях Избирательного кодекса.

Белорусское избирательное законодательство действует уже достаточно давно. Это одна из самых стабильных законодательных баз в нашей стране, которая кардинально не менялась в течение 9 лет. За данный период изменились общественные отношения, стал другим расклад политических сил. Кроме того, свои предложения по реформированию избирательного законодательства высказала ОБСЕ.

Информация о работе Муниципальное самоуправление в Белоруссии