Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 18:26, контрольная работа
Муниципальное право - система правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления. Это одна из наиболее молодых отраслей российской системы права. Хотя основы местного самоуправления начали формироваться в России с XIV в., а земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II пытались ввести демократическое управление на местах, российское муниципальное право стало развиваться лишь с 90-х г. ХХ в. В советский период развития России господствовала концепция полновластия советов, предусматривавшая избрание местных советов в качестве органов государственной власти на местах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....….……….....3
ВОПРОС 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА …………………………………………………....................…..…4
ВОПРОС 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МСУ ……..…………………………………………….....................….…8
ВОПРОС 3. ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ИЗУЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ И ФУНКЦИЙ МСУ? КАКИМ ОБРАЗОМ ОНИ ВОПЛОЩАЮТСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МСУ ……..............................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....…….....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………....…….27
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ВОПРОС 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК НАУКА
И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА …………………………………………………...........
ВОПРОС 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО
ОРГАНА МСУ ……..…………………………………………….........
ВОПРОС 3. ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ИЗУЧЕНИЕ
ПРИНЦИПОВ И ФУНКЦИЙ МСУ? КАКИМ ОБРАЗОМ
ОНИ ВОПЛОЩАЮТСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ МСУ ……............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………....…….27
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальное право - система правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления. Это одна из наиболее молодых отраслей российской системы права.
Хотя основы местного самоуправления начали формироваться в России с XIV в., а земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II пытались ввести демократическое управление на местах, российское муниципальное право стало развиваться лишь с 90-х г. ХХ в.
В советский период развития России господствовала концепция полновластия советов, предусматривавшая избрание местных советов в качестве органов государственной власти на местах. Они должны были, с одной стороны, формировать местные органы управления, представлять местное население и решать вопросы местного значения, а с другой - защищать государственные интересы и решать общенациональные задачи. Предусматривалась иерархия этих местных представительных учреждений, в конечном счете подчиненных Верховному Совету СССР.
Конституция Российской Федерации 1993г., принципиально отказавшаяся от советских терминов "местные органы государственной власти и управления", определила понятие и принципы местного самоуправления в РФ. Местное самоуправление рассматривается в Конституции, во-первых, в качестве одной из форм народовластия, одной из основ конституционного строя. Следовательно, отказаться от местного самоуправления нельзя, не нарушив тем самым основ конституционного строя Российской Федерации.
Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" относится к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, то нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также регулируют вопросы местного самоуправления. Кроме того, многие вопросы местного самоуправления могут быть определены только самим населением или его органами в муниципальных нормативных актах.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Муниципальное право как наука представляет собой совокупность знаний о различных проявлениях местного самоуправления и муниципального права как отрасли права. Муниципальное право в качестве отрасли научного знания относится к семье правоведческих дисциплин. Как и в любой другой отрасли знаний, в ней следует выделять предмет, содержание, форму, методологию, ценностные основания.1
Предмет науки - то, на что направлен научный поиск (вещи, институты, процессы, явления и др.). Содержание - само знание (взгляды, идеи, теории, представления, концепции). Оно выражается в понятиях, категориях, моделях, формулах, других познавательных образованиях и закрепляется на бумажных, электронных, иных материальных носителях. Понятийно-категориальный аппарат - внутренняя форма научного знания. Материальные носители научного знания, такие, как книги, брошюры, рукописи, электронные тексты и т.п., составляют внешнюю форму научного знания и обычно именуются источниками науки.
Методология науки - совокупность приемов, способов исследования ее предмета, выражения и закрепления научного знания. Ценностные основания исследований (или аксиология науки) - побудительные мотивы научных поисков, заставляющие ученых выбирать то или иное направление, тот или иной способ исследований. Часто это то, что может быть названо социальным заказом. Социальный заказ - прямо или косвенно выраженный призыв (запрос) органов власти, отдельных общественных групп, граждан на проведение исследований определенного рода, на обоснование или опровержение определенных социальных позиций. Социальный заказ - это и внутренние побудительные мотивы в познавательной сфере самих исследователей. Аксиологический (ценностный) подход выступает также в качестве метода исследований.
Предмет науки муниципального права. Им является местное самоуправление как общественный, но прежде всего политико-правовой институт в его статике и динамике, в его внешних отношениях с иными институтами общества и в первую очередь с государством. Еще одна составная часть предмета науки - муниципальное право как отрасль права, совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения местного самоуправления. Муниципально-правовую науку интересует и то, как нормы муниципального права работают на практике, какова действенность соответствующих правоприменительных механизмов. Очевидно, что в исследовании современного отечественного муниципального права, закрепляемой им модели местного самоуправления не обойтись без анализа муниципальных, смежных с ними институтов, муниципальной практики других стран. Не обойтись и без анализа организационно-правовых форм местного самоуправления, ранее имевших место в российской истории.
Методология науки. Методология - относительно самостоятельная отрасль научного знания. Ее наработки зачастую адресованы не какой-то одной научной дисциплине, а многим или даже всем отраслям науки. Методология муниципального права зиждется на общеметодологических подходах, основным из которых является диалектический. Такой подход требует рассматривать местное самоуправление, его отдельные институты в контексте таких фундаментальных закономерностей, как единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Скажем, в рамках названных закономерностей полезно рассмотреть последовательную смену российского земского самоуправления советской системой местной власти, а ее - сегодняшней моделью местного самоуправления.
В числе методов муниципально-
Аксиологический (ценностный)
метод настраивает на рассмотрение
муниципальной практики с точки
зрения тех или иных социальных ценностей.
За ней, как и за любыми другими
событиями общественно-
Аксиологический метод
заставляет обратить внимание и на
цивилизационно-исторический контекст
местного самоуправления в стране.
Выдающийся русский историк В.О.
Ключевский в качестве главного и
определяющего факта русской ис
Метод движения от абстрактного к конкретному, и наоборот, помогает общее разделять на частности, а частности соединять в общие правила, установки, институты, модели. Это, например, движение от "муниципального образования вообще" к отдельным видам муниципальных образований, а от них - к конкретным муниципальным образованиям. Или от "муниципального образования вообще" к его отдельным признакам. Пример обратного движения - соединение территориальных, организационных, материально-финансовых, правовых составляющих жизни местных сообществ жителей в родовой конструкции местного самоуправления.
Муниципально-правовые исследования опираются также на более элементарные приемы: формально-логический, системно-структурный, функциональный, нормативно-интерпретационный, сравнительного правоведения и др.
Муниципальное право как учебная дисциплина – это иерархическая, систематизированная система научного знания о местном самоуправлении, основной задачей которого является передача знания о муниципальном праве.
В зависимости от выбранной области муниципального права можно определить предметы изучения, методы, структура и источники.
В заключение данной темы можно сделать следующие выводы относительно различных сторон муниципального права РФ.
Во-первых, муниципальное право связано с муниципальным (или местным) самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право местного самоуправления, местное (локальное) право.
Во-вторых, муниципальное право - комплексная отрасль права, которая включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере местного самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих отношений в данной сфере, но на локальном уровне.
В-третьих, нормы муниципального права регулируют специфический круг общественных отношений, связанных с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МСУ
Решение жизненно важной проблемы повышения эффективности деятельности представительного органа муниципального управления во многом зависит от правового и фактического статуса депутата, члена представительного органа местного самоуправления.3
Закон об общих принципах организации местного самоуправления, развивая нормы Конституции РФ, весьма удачно решил проблему политико-правового статуса депутата, других членов выборных органов. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 1 ст. 15). Действительно, этот орган состоит именно из депутатов, а не из муниципальных советников, что существенно отличает статус депутата от других избираемых членов коллегиальных органов. В то же время Закон не закрепляет характера депутатского мандата. С одной стороны, ст. 18 предусматривает гарантии депутатам для беспрепятственного выполнения ими своих обязанностей, а с другой – предоставляет возможность закрепления в уставе муниципального образования отзыва депутата населением в соответствии с законами субъектов Федерации (п. 5 ст. 18). Таким образом, федеральное законодательство не исключает закрепления императивности депутатского мандата в региональном законе и в уставах муниципальных образований, которые должны соответствовать законодательству субъектов Федерации. Известно, что в мировой истории становления демократических начал императивный мандат сыграл решающую роль при формировании парламентского верховенства и местного самоуправления. Теория и практика императивного мандата в муниципальном управлении отвечали интересам широких народных масс, обосновывали их право на равное участие в управлении местными делами. Это поднимало роль выборных представительных учреждений как средство реализации общественных интересов, формы внеклассовой, внеполитической деятельности «государства благоденствия». Муниципалитеты теоретически обосновывались как средоточие демократических начал местной жизни, оплот народного суверенитета. Т. Джефферсон видел в них (и не без оснований) «республики в миниатюре», в которых прямые формы демократии, широкое избирательное право и императивный мандат обеспечивали демократическое развитие американского государства.
В законодательстве субъектов Федерации имеет место и свободный, и императивный мандат в весьма причудливом их сочетании с ответственностью депутатов перед избирателями и с правом избирателей отзыва депутата из выборного представительного органа местного самоуправления. Например, Закон Самарской области от 26 января 1996 г. «О местном самоуправлении в Самарской области» закрепляет выборы в органы местного самоуправления по одномандатной мажоритарной системе (п. 2 ст. 34). При этом депутат выражает волю населения, проживающего на территории местного самоуправления (п. 2 ст. 35), и в то же время руководствуется в своей деятельности предвыборной программой и наказами избирателей (п. 4 ст. 35). Невыполнение предвыборной программы и наказов избирателей может послужить основанием для отзыва депутата из выборного представительного органа местного самоуправления (п. 6 ст. 35).
Таким образом, законодательство субъектов Федерации, закрепляя свободный мандат депутата представительного органа местного самоуправления, тем не менее включает полномочия, свойственные депутатскому мандату императивного характера
(подконтрольность своим
Конституционно-правовая основа депутатского
мандата имеет различную
Депутат – это избранное лицо, уполномоченное представлять в выборном органе местного самоуправления интересы населения1.
Правовой статус депутата обладает
следующими особенностями: 1) это выборное
лицо, избранное непосредственно
населением; 2) он представляет интересы
всего населения