Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 14:57, реферат

Краткое описание

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.
Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция-долгосрочного-социально-экономического-развития-России.doc

— 846.50 Кб (Скачать файл)

снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов, улучшение состояния и восстановление водных объектов и их экосистем, в первую очередь в источниках питьевого водоснабжения;

создание в регионах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и риском аварийных техногенных загрязнений альтернативных систем обеспечения населения питьевой водой из подземных источников;

развитие систем по совершенствованию технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкции, модернизации и нового строительства водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использованию наиболее безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрению новых технологий водоочистки, модернизации промышленных предприятий, внедрение в технологических схемах производственных объектов оборотного водоснабжения;

развитие системы мониторинга водных объектов и водохозяйственных систем, совершенствование систем прогнозирования и информационного обеспечения, в том числе, направленных на защиту населения и объектов экономики от наводнений, сведение к минимуму ущербов от негативного воздействия вод, включая поддержание безопасного состояния водоподпорных гидротехнических сооружений;

вовлечение в хозяйственный оборот водных ресурсов, способствующее решению глобальных проблем дефицита пресной воды и повышению конкурентоспособности российских водоемких производств;

защита от паводков и создание резервуаров пресной воды посредством развития водноэнергетической инфраструктуры;

внедрение эффективного экономического механизма рационального водопользования и охраны водных объектов, ориентированного на самофинансирование водохозяйственного комплекса.

 

5.6. Развитие аграрного комплекса16

Основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются:

обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием за счет отечественного производства;

устойчивое развитие сельских территорий,  повышение уровня жизни сельского населения и сокращение его отставания от городского;

повышение конкурентоспособности отечественного аграрного комплекса, эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом аграрном рынке;

улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

В 2020 году по отношению к 2007 году уровень производства продуктов питания возрастет в 1,9 раза.

Валовой сбор зерновых культур в 2020 году может достичь  не менее 120-125 млн. тонн в результате роста урожайности с 19,8 ц/га в 2007 г. до не менее       26-28 ц/га в 2020 г. и расширения их посевных площадей. При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит России превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом зерновом рынке.

К 2020 году Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса, молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока – на 27%. Доля импорта в мясных ресурсах снизится с 34% в 2007 году до 12% в 2020 году, доля импорта молока в ресурсах  - с 17% до 12% соответственно. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства.

Для достижения этих целей предусматривается реализация следующих приоритетных направлений.

Первое - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства на основе:

совершенствования форм и механизмов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов;

повышения доступности кредитных ресурсов, развития земельной ипотеки, усиления конкурентных начал в сферах кредитования и страхования и на рынке лизинга;

поддержки, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров для сельского хозяйства,  улучшения условий  их жизни;

повышения финансовой устойчивости  всех форм хозяйствования на селе;

развития эффективно функционирующих рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и рыночной инфраструктуры; совершенствование государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, включая необходимые меры по защите отечественного производителя в рамках правил ВТО;

развитие кооперации, расширение участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей в формировании государственной аграрной политики.

Второе - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, включая:

осуществление мер по улучшению демографической ситуации в сельской местности и обеспечению занятости сельского населения, созданию новых рабочих мест, в том числе путем развития альтернативной деятельности, снижению бедности сельского населения;

развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села;

улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений;

повышение престижности сельскохозяйственного труда;

развитие на селе местного самоуправления и институтов гражданского общества;

сохранение и улучшение традиционных агроландшафтов.

Третье - повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе:

улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширение мелиорированных земель. Применение удобрений будет соответствовать оптимальным потребностям: внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) на 1 га посевов сельскохозяйственных культур возрастет  с 33 кг в 2007 году до 39 кг в 2010 году и до  110-117 кг в 2020 году;

развития эффективного оборота земель и создания условий для расширения посевных площадей.

Четвертое – развитие аграрных технологий и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства:

повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления (рост производительности труда в 2020 г. к 2007 г. в 1,7 р.);

обеспечение подъема племенного животноводства и повышение продуктивности скота до уровней, сопоставимых с показателями европейских стран;

развитие интенсивных технологий в растениеводстве, поддержка элитного семеноводства и резкое повышение урожайности основных культур. Существенно расширятся посевные площади сельскохозяйственных культур, занятые высокоурожайными сортами. К 2020 году их доля в общих посевах возрастет до 35-40%, при этом, увеличится общая посевная площадь.

 

6. Внешнеэкономическая политика17

 

Усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения роли инновационных факторов развития в странах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка. В этой связи существенно возрастет роль внешнеэкономической политики как одного из важнейших факторов социально-экономического развития России, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, решения ключевых социальных задач.

Сложившаяся модель участия России в международном разделении труда, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, не сможет стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Даже при условии выхода на устойчивый рост внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья в 1-2% в год, общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6-8% в год). Соответственно, доля России в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики и вытеснение ее из эффективного  участия в мировом разделении труда.

6.1. Цель и принципы внешнеэкономической  политики

Цель внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе – создание условий для достижения лидирующих позиций  России  в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает:

специализацию России в мировом разделении труда на высокотехнологичных товарах, интеллектуальных услугах, товарах с высокой степенью переработки;

достижение лидирующих позиций в поставках энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;

реализацию имеющихся конкурентных преимуществ в сфере транспорта, в аграрном секторе и в сфере переработки сырья;

обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей  с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;

создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, превращение России в один из мировых финансовых центров;

выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающее устойчивость развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;

усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка.

Основными индикаторами достижения отмеченной цели являются:

повышение доли России в мировой экономике с 3,1% мирового ВВП (по паритету покупательной способности) до 3,8% в 2015 году и 4,3% в 2020 году;

увеличение российского экспорта с 354 млрд. долларов США в 2007 году до  630-650 млрд. долларов США в 2015 году и более 900 млрд. долларов США  в 2020 году (при условии колебания мировых нефтяных цен в реальном выражении в пределах 80-90 долларов за баррель);

увеличение экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110-130 млрд. долларов США);

увеличение экспорта транспортных услуг более чем в 4 раза (до 45 млрд. долларов США) к 2020 году по сравнению с 2006 годом;

достижение доли не менее 5-10% на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 5-7 крупным позициям.

Основные принципы  внешнеэкономической политики:

обусловленность внешнеэкономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики, перевода экономики на инновационный путь развития;

активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;

открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на рынки на основе взаимности и  справедливой конкуренции;

предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;

специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и «экономики знаний»;

географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых, в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;

активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;

расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.

 

6.2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики

Первое - обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере:

обеспечение прорыва на новые рынки высокотехнологичных товаров и услуг – ядерных технологий, авиатехники, судостроения, космических услуг и космических аппаратов, программного обеспечения, образовательных и интеллектуальных услуг, а также услуг в сфере туризма на основе успешной модернизации соответствующих секторов российской экономики и умелого позиционирования в нишах мирового рынка;

обеспечение организационно-финансовой поддержки экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, создание инфраструктуры обслуживания поставляемых товаров в зарубежных странах.

Информация о работе Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации