Конституционно – правовая основа реализации принципа разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является исследование проблем становления и развития принципа разделения властей.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. определить основные этапы реализации разделения властей в России.
2. раскрыть сущность принципа разделения властей
3. проанализировать нормативно-правовые закрепления данного принципа.
4. охарактеризовать особенности реализации принципа разделения властей.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!работа.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Второй период адаптации теории разделения властей применительно к российской действительности охватывает промежуток времени с сентября 1993 г. (с момента издания Указа от 21.09.1993 № 1400) и до декабря этого же году (включая день проведения референдума по проекту новой Конституции и выборов 12 декабря 1993 г.). Характерной особенностью этого периода была ликвидация системы Советов. Этим же Указом было «предложено» Конституционному Суду РФ «не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания».

Другим Указом Президента этого периода была формально-юридически и фактически разрушена система местных органов государственной власти, а исполнительно- распорядительные функции, закрепленные законодательством Российской Федерации за Советами народных депутатов, были возложены на администрацию соответствующего субъекта Российской Федерации». Наконец, Указом от 07.10.1993 «О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения» был отменен действовавший порядок выборности глав администраций органами государственной власти. Прерогатива в решении данных вопросов перешла от органов законодательной власти к органам исполнительной власти. С принятием Конституции России 12 декабря 1993 г.

В реализации теории разделения властей в нашей стране начался новый, третий период, который продолжается вплоть до настоящего времени. В новой Конституции РФ принцип разделения властей был восстановлен. в ст. 10 подчеркивается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную и что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.                        Конституция РФ 1993г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

Президент, согласно Конституции, является главой государства. Он -  гарант Конституции. 24

Существуют множество проблем связанные с реализацией данного принципа вот например: Процедура формирования Совета Федерации, конкретизированная в Законе «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»25 , нарушает принцип разделения властей. Дело в том, что члены Совета Федерации выполняют законодательные функции на федеральном уровне, одновременно выступая в качестве руководителей представительных или исполнительных органов субъектов РФ. Таким образом, Конституция РФ позволяет одним и тем же лицам одобрять законопроекты, а затем воплощать собственные решения в жизнь. Научный деятель Николаев А. А. считает , что одним из вариантов изменения ситуации может стать формирование верхней палаты парламента из представителей органов законодательной власти субъектов Федерации, причем представители не должны возглавлять представляемые ими органы ; так же Николаев А.А. говорит что Предусмотренное Конституцией участие Совета Федерации в законотворчестве делает порядок принятия законопроектов достаточно сложным. Совет Федерации, используя возможность отклонить представленный Думой законопроект еще до его рассмотрения главой государства, выполняет роль предварительного фильтра. Многомесячные рассмотрения законопроектов поочередно Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом не повышают ни качество нормативных актов, ни их количество. В этой связи было бы целесообразным сохранить за членами Совета Федерации лишь полномочия, закрепленные в ст. 102 и 106 Конституции РФ.

 

Но на этом не заканчиваются особенности реализации данного принципа. Можно сказать , что от законодательной власти так или иначе зависят исполнительная и судебная ветви власти, а законодательная зависит в какой-то мере от исполнительной. Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов.   Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно.  

Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире. К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

1. Обобщив все полученные знания во время проведения данного исследования   можно   выделить еще одну ветвь власти - «четвертую власть» - средства массовой информации. Телевидение, радио, печать и другие средства массовой информации, ставшие в наше время доступными почти всем слоям населения, не просто информируют общество о тех или иных политических событиях, но и навязывают людям свою оценку происходящего, свои идеалы, они имеют возможность манипулировать общественным мнением.

2. Рассматриваемый различными  мыслителями различных времен, данный принцип нашел закрепление в Конституциях большего числа государств.

3. Изучая    предмет  исследования,  формально данный  принцип без каких либо пробелов  отражен в нормативно правовых  актах. К исполнительной власти относится правительство РФ , к законодательной власти – федеральное собрание состоящее из совета федерации и государственной думы, а к судебной власти относится Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и др. суды осуществляющие судопроизводство.

4. Но не смотря на то, что принцип разделения властей нашел себе закрепления в Конституции РФ и во множествах ФКЗ и ФЗ, на практике же существуют множество проблем связанные с реализацией данного принципа.

      5. России нужна сильная исполнительная власть. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Два трактата об управлении – 2-ой трактат // Дж. Локк. С. 133.

2 Монтескье Ш. О духе законов / Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. - М.: 1999. С. 47.

3 Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: 1955. С. 93.

4 Руссо Ж.Ж.Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.:1998. С. 166.

5 Конституция США. Принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте.

6 Сперанский М.М. Проекты и записки. М., Л., 1961. С. 178.

7 Лазарев Б.М. "Разделение властей" и опыт Советского государства // Коммунист. 1988. С. 234.

8 Лазарев Б.М. "Разделение властей" и опыт Советского государства // Коммунист. 1988. С. 117.

9 Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.47

10 Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.48

11 Дж. Локк « Два трактата о правлении», с.52

12 К. Маркс, Ф. Энгельс сочинения. том-5 М.:1960. С. 199.

13 М.М.Сперанский Проекты и записки. М., Л., 1961. С. 215.

14 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 146.

15  Конституция Российской Федерации (принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 2009. - № 7. – 21 января.

16  Конституция Российской Федерации (принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 2009. - № 7. – 21 января.

17 Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Карповича, Ю.В. Кудрявцева. – M. : Норма, 2002. – 236 c.

18 Конституция Российской Федерации (принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 2009. - № 7. – 21 января.

19  Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ 
"О Правительстве Российской Федерации"  // "Российская газета" от 23 декабря 1997 г.

20 Конституция Российской Федерации (принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 2009. - № 7. – 21 января.

21 Конституция Российской Федерации (принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 2009. - № 7. – 21 января.

22 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ ( ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации"// "Российская газета" от 10 апреля 2013 г.

23 Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной российской государственности /Разделение властей: история и современность / Отв.ред. М.Н. Марченко — М., 1996.— С. 320.

24 Краснов Ю.К. «Принцип разделение властей в России: теория и практика» // М., 1999. С. 255.

25 Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // "Российская газета" от 10 апреля 2013 г.

 


Информация о работе Конституционно – правовая основа реализации принципа разделения властей