Конституционно – правовая основа реализации принципа разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является исследование проблем становления и развития принципа разделения властей.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. определить основные этапы реализации разделения властей в России.
2. раскрыть сущность принципа разделения властей
3. проанализировать нормативно-правовые закрепления данного принципа.
4. охарактеризовать особенности реализации принципа разделения властей.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!работа.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Локк являлся приверженцем представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда он видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию.

Исполнительная власть по сути включает в себя две – исполнительную, отвечающую за исполнение законов внутри государства, и федеративную, отвечающую за внешнюю безопасность.

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних  руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, использовать свои политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных. « Так как законы, которые создаются один раз и в короткий срок, обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, то необходимо, чтобы все время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе. И таким образом, законодательную и исполнительную власть часто надо разделять ».11

Кроме законодательной  и исполнительной, Локк выделяет федеративную ветвь власти, которая представляет государство как целое во взаимодействиях с другими государствами. Несмотря на то, что исполнительная и федеративная власти в действительности отличаются друг от друга, эти два вида власти почти всегда объединены. Федеративная власть имеет огромное значение для государства, поэтому она должна основываться на благоразумии и мудрости тех, в чьих руках она находится, с той целью, чтобы быть направленной на благо всего общества.

Все ветви власти, по теории Локка, подчиняются законодательной, но в то же время оказывают на нее активное воздействие. Таким образом, каждая из ветвей регулируется со стороны двух других, что в итоге позволяет сохранять естественные права и свободы граждан.

Идея разделения властей в разное время оспаривалась, так , к примеру Маркс считал разделение властей фиктивным механизмом, не решающим существующих проблем : «на самом деле есть не что иное, как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля. Подобно всем другим вечным, священным и неприкосновенным принципам, и этот принцип применяется лишь в той мере, в какой он соответствует существующим отношениям».12

   Так же и Гоббс выступает как противник теории разделения власти, согласно которой законодательная, исполнительная и судебная власти не должны совпадать. "Делить власть государства - значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга", - утверждает Гоббс. Подданные по отношению к верховной власти никаких прав не имеют. Отвергает принцип народного суверенитета. Таким способом он стремится приспособить договорную теорию к идее государственного абсолютизма при любых формах государства. Отстаивая единство верховной власти и неделимость суверенитета, Гоббс в то же время признавал другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и управления, своеобразное разделение труда в государственном механизме как гарантию упорядоченности и контроля.

В отечественной мысли  были как и противники этого принципа так и сторонники.

Сперанский в своем  плане провел принцип "разделения властей" - законодательной, исполнительной (высший орган – министерства) и судебной (высший орган – Правительствующий Сенат), при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Им была разработана стройная система центральных и местных учреждений четырех степеней, основанная на принципе разделения властей. 

В частности, для законодательной  деятельности предлагалось создать  Государственную думу, которая должна была рассматривать законопроекты, представляемые правительством.

Сперанский сформулировал  и основной принцип нового государственного порядка: никакой новый закон  не мог быть издан «без уважения Думы».13 Реформатор хотел так устроить «законодательное сословие», чтобы его постановления нуждались в утверждении «державной власти», но «чтоб мнения его были свободны и выражали собою мнение народное». Решение по законопроекту в Думе принимались простым большинством голосов. Император мог в любой момент распустить и вновь созвать Думу. 

Высшим органом, призванным объединить деятельность законодатель-ной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет. Он должен был служить связующим звеном между императором и высшими законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Ни один законопроект не мог получить силы закона, если он не прошел обсуждения в Государственном совете с последующим утверждением императором.

Таким образом, система органов власти в проекте Сперанского не затрагивала прерогатив императора как самодержавного монарха, который мог прервать сессию Государственной думы, распустить ее и назначить новые выборы. Состав Сената, все министры и члены Государственного совета назначались императором.

Критическое отношение  В.И. Ленина к теории разделения властей  во многом объяснялось его тезисом  о необходимости соединения законодательства с исполнением законов. Подобного  рода вывод был вполне логичным в  контексте идеи Советов как основного рычага диктатуры пролетариата. В.И. Ленин противопоставил принципу разделения властей принцип полновластия трудящихся в лице выбираемых ими представительных органов, которые осуществляют "слияние управления с законодательством" 14. Он развил взгляды Маркса на единство государственной власти, концентрацию законодательной и административной функций в одном органе - Советах.

В дальнейшем данная концепция в странах демократического лагеря стала признаваться верной и  получила закрепление в Конституциях большого числа государств, в том числе и РФ, что было закреплено  в ст. 10 достаточно лаконично, четко и ясно определяет его структуру. Его продолжением и развитием служит ст. 11, состоящая из трех частей. Часть первая подтверждает, какие именно органы осуществляют государственную власть: Президент, парламент, Правительство и суды. Часть вторая относится к ведению субъектов Федерации, образования их органов государственной власти. Наконец, третья часть устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции, федеративных и иных  договоров о разграничении предметов ведения полномочий.

К сказанному следует  добавить, что Конституция признает и гарантирует местное самоуправление в пределах его полномочий. Одновременно она уточняет, что его органы не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Из этого можно сделать вывод: принципы, положенные в основу построения и деятельности органов государственной власти, не могут автоматически распространяться на сферу местного самоуправления.

Согласно действующей  Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3).

Согласно ст. 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, исполнительной, и  судебной власти самостоятельны». Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ.15

Органы государственной  власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя России. Защита прав и свобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Конституционно – правовая основа реализации принципа разделения властей

§2.1. Нормативно правовое закрепление данного принципа

 

Основным нормативным актом в котором закреплен данный принцип - является Конституция РФ 1993 года.  Статья 10 Конституции гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». 16 
    Статья 10 выражает и закрепляет одну из важнейших основ конституционного права, признаваемую всеми демократическими правовыми государствами – принцип  разделение властей. Разделение властей не уничтожает единства демократической государственной власти. Оно реально существует в определенной мере прежде всего на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого также всеми разделенными властями. Оно существует в форме взаимодействия, взаимного контроля, "сдержек и противовесов" между самостоятельными властями. Законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет парламентский контроль над исполнительной властью, в частности бюджетный контроль, назначает, утверждает, а в некоторых случаях и увольняет должностных лиц исполнительной и судебной властей. Исполнительная власть одобряет и публикует принятые законодательной властью законы, соблюдает их и организует их исполнение, вносит в парламент свои проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т.д., косвенно участвуя в осуществлении законодательной и судебной властей. Судебная власть осуществляет правосудие, применяя Конституцию и законы при решении конкретных дел, толкует Конституцию, может признать законы, акты правительства или их отдельные положения не соответствующими Конституции и законам и лишить их юридической силы, контролируя в этом смысле законодательную и исполнительную власти, а отчасти и участвуя в их осуществлении. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (т.е. всех трех федеральных властей - по горизонтали и всех органов государственной власти Федерации, ее субъектов, а также местных самоуправлений - по вертикали). Он в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.17

Принцип  изложенный в ст. 10 достаточно лаконично, четко  и ясно определяет его структуру. Его продолжением и развитием  служит ст. 11

«1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную  власть в субъектах Российской  Федерации осуществляют образуемые  ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.»18, состоящая из трех частей. Часть первая подтверждает, какие именно органы осуществляют государственную власть: Президент, парламент, Правительство и суды. Часть вторая относится к ведению субъектов Федерации, образования их органов государственной власти. Наконец, третья часть устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции, федеративных и иных  договоров о разграничении предметов ведения полномочий.

К сказанному следует  добавить, что Конституция признает и гарантирует местное самоуправление в пределах его полномочий. Одновременно она уточняет, что его органы не входят в систему органов государственной власти .

На основании Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ 
"О Правительстве Российской Федерации" закрепляется данный принцип в главе 1 :

«Статья 1. Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации 
Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. 
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. 
Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.» 19

В главе 5 конституции РФ 93 года, говорится о федеральном собрании:

Статья 94

«Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.»20

Статья 95

«1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по  два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит  из 450 депутатов.»21

Так же Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ 
"О Конституционном Суде Российской Федерации" содержит закрепление данного принципа :

«Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.»22

Подытожив можно сказать что к исполнительной власти относится правительство РФ , к законодательной власти – федеральное собрание состоящее из совета федерации и государственной думы, а к судебной власти относится Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и др. суды осуществляющие судопроизводство.

 

§ 2.2.  Реализация разделения властей в России на практике : основные этапы и проблемы

С ликвидацией системы Советов и принятием новой конституции в 1993 г., исполнительная власть обрела явный перевес над законодательной. Однако  именно в Конституции РФ 1993г. принцип разделения властей получил окончательное закрепление в качестве одной из основ конституционного строя, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Говоря о действии данного принципа в современной России, необходимо исходить из существования трех периодов становления развития данного процесса.

Первый период хронологически очерчен рамками: апрель 1985 г. —сентябрь 1993 г. Характерным для него является не только формально-юридическое закрепление (в Конституции и других нормативных правовых актах) принципа разделения властей, но и начало его реального воплощения в жизнь. Первый  период характеризовался тем, что в нем  шло «постоянное и активное изменение существующих государственной и правовой систем, политической системы общества в целом и не в последнюю очередь, хотя и весьма противоречивое и своеобразное, движение в сторону восприятия многих общепризнанных в мире признаков государственности, функционирующей на основе принципа разделения властей» 23.

В самом начале данного периода все так же главенствующее положение занимало  восприятие государственной власти в лице Советов как явления единого и неделимого.

Информация о работе Конституционно – правовая основа реализации принципа разделения властей