Источники формирования государственных и муниципальных доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение основных понятий бюджетного устройства, источников доходов, взаимосвязи между бюджетами и источниками формирования бюджетов - федерального, регионального и местного.
Задачами работы являются:
- изучение теоретических аспектов бюджетной и налоговой политики РФ;
- рассмотрение налоговых поступлений в государственный и местный бюджет.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Формирование государственных доходов 5
1.1 Понятие и система государственных доходов 8
1.2 Основы правового регулирования государственных
доходов
9
1.3 Классификация доходов государства 12
1.4. Характеристики основных доходов 16
Глава 2 Формирование муниципальных доходов 23
2.1 Роль муниципальных бюджетов в бюджетной сфере 23
2.2 Правовые основы муниципальных налогов в РФ 28
2.3 Доходы муниципальных бюджетов 30
Глава 3 Неналоговые доходы 34
Заключение 39
Литература 40
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

финал.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

     Реформы, проводимые с 1992 года привели к тому, что произошел массовый отказ от финансирования социальной сферы предприятиями и отраслями. Ведомственные жилье, транспорт, учреждения  медицины и пионерские лагеря оказались без финансовых средств. Часть объектов этой сферы в 1992-1993 годах  были переданы территориальным органам управления. Значительная их часть реализована для использования в других целях. Особенно актуальной стала проблема организации инвестиционного процесса в социально-культурной сфере, поскольку в местных бюджетах соответствующие средства предусмотрены не были, а другие формы финансирования были еще не найдены или не апробированы.

     В целом система из многоканальной перешла в двухуровневый принцип

организации: бюджет на региональном уровне; местный  бюджет на районном

(городском)  уровне.

     Параллельно осуществлялся поиск новых источников на замену отраслевого финансирования объектов непроизводственной сферы. В этот период была осуществлена малая приватизация в  торговле и общественном питании, введена система медицинского страхования в здравоохранении, платности услуг учебных заведений в системе образования. Однако эти и другие меры не позволили найти адекватную замену источников финансирования.

     Проанализировав тенденции развития бюджетных систем разных стран, можно отметить следующее: сначала преобладала макроэкономическая концепция регулирования социально-экономических процессов, затем повышалась роль центральных бюджетов, где концентрировался основной объем бюджетных средств.

     Следует также отметить, что в Великобритании расходы местных бюджетов на школьные  и профессиональное образование превышает 40% общих затрат на эти цели, во Франции и Японии – 30% .Муниципалитет Хельсинки направляет на нужды образования свыше 15% своего бюджета, а муниципалитет Токио – до 25% . Высшее образование в США почти на 70% финансируется за счет бюджетов тех штатов, где располагаются университеты и институты. [13]

     Эти соотношения особенно важны для понимания сути функционирования социальной сферы в странах с развитой рыночной экономикой. Такое финансирование с явным превышением удельного веса

финансируется из местного бюджета. Значительная доля местных бюджетов приходится на помощь нуждающимся и малообеспеченным слоям населения. Эта помощь оказывается в виде выплаты определенной денежной суммы, либо через финансирование бесплатных услуг социальной сферы. В целом роль местных бюджетов в настоящее время существенно возрастает.

     Во Франции и Великобритании удельный вес местных финансов   в общих

финансовых  ресурсах государства составляет  более 30%, в США, Германии,

Японии 50-60%, в России в начале 1990-х годов 24%.

     Итак, видно, что местные бюджеты включают в себя совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.  Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования.

     В 1995 году в РФ на местном  уровне произошли серьезные изменения, которые обусловлены принятием Федерального закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 года № 154-ФЗ. Закон определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия: его правовые, экономические и финансовые основы. Указанный акт ввел в российское законодательство понятие «муниципальное образование». Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации.

     Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом  муниципального образования. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

     Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с:

- решением вопросов местного значения установленные законодательством

Российской  Федерации;

- осуществлением отдельных государственных полномочий, переданы органам местного самоуправления;

- обслуживанием  и погашением долга по муниципальным займам.

     Можно сделать вывод что, местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. В то же время местное самоуправление  признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом. 

     2.2 Правовые основы муниципальных налогов в Российской Федерации. 

     Сущность налога состоит в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта (далее — ВВП) в виде обязательного платежа. ВВП является всеобщим исходным источником налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

     Социально-экономическая сущность налогов проявляется в двух основных функциях, фискальной и экономической. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ):

- под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, необходимых для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований;

- под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

     За счет налоговых платежей и сборов формируются финансовые ресурсы

государств, обеспечивается формирование доходов бюджетной системы, которые используются органами государственной власти и МСУ для финансирования необходимых расходов.

     Налоги имеют решающее значение в доходах бюджетов всех уровней, но при этом следует различать местное налогообложение и государственное. Модель такого взаимодействия представлена в Таблице 2. Если государственному налогообложению присущ упор на фискальную функцию, то местное налогообложение во главу угла ставит функцию регулирования развития местного сообщества.

Таблица 2.

Модель  взаимодействия Центра и субъектов  Федерации                                                                         в области налоговых полномочий по основным видам налогов.

Вид налоговых платежей Статус  налога по законодательству В какой бюджет поступает Модель  взаимодействия Используемый  механизм
Налог на прибыль Федеральный Федеральный, субъектов  Федерации,

местный

Совместное  использование налоговой базы Установление  двух видов ставок
Налог на доходы физических лиц Федеральный Субъектов Федерации, местный Распределение налоговых доходов Установление  норматива зачисления в бюджет
НДС Федеральный Федеральный Распределение налоговых доходов Установление норматива зачисления в бюджет
Акцизы Федеральный Федеральный, субъектов  Федерации,

местный

Распределение налоговых доходов Установление  вида товара, акцизы на которые зачисляются  в соответствующие бюджеты
Налог на имущество предприятий Субъектов Федерации Субъектов Федерации, местные бюджеты Разделение  налоговых баз (между Федерацией и её субъектами) Разделение налоговых  доходов (между субъектами Федерации  и местными бюджетами)  
Таможенные  пошлины Федеральный Федеральный Разделение  налоговых баз  
Налог с продаж Субъектов Федерации Субъектов Федерации Разделение  налоговых баз  
 

      Муниципальные (местные) доходы, также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

     Помимо этого собственными доходами располагают города и районы и входящие в них административно-территориальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления — местные Советы и местная администрация.

      Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды.  

2.3 Доходы муниципальных бюджетов 

       В муниципальном образовании всегда есть муниципальная собственность, муниципальный бюджет – это экономическая основа муниципального образования.

       В муниципальные бюджеты полностью  поступают доходы от использования муниципального имущества, доходы бюджетных учреждений и организаций, находящихся в ведении муниципалитета, прибыль муниципальных унитарных предприятий, доходы от продажи муниципального имущества.

       В местные бюджеты поступают также  ассигнования на финансирование отдельных мероприятий, осуществление государственных полномочий, на финансирование расходов, связанных с реализацией федеральных или региональных законов, на финансирование дополнительных расходов, связанных с выполнением отдельных решений государственной власти.

         В местные бюджеты полностью  поступают доходы от использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности, и доходы от  платных услуг, оказываемых органами  местного самоуправления и бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  органов местного самоуправления. Также полностью поступают в местные бюджеты доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности. Другие неналоговые доходы поступают в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

       К налоговым доходам местных бюджетов относятся: 

       1) собственные налоговые доходы  местных бюджетов от местных  налогов и сборов; 

Информация о работе Источники формирования государственных и муниципальных доходов