Источники формирования государственных и муниципальных доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение основных понятий бюджетного устройства, источников доходов, взаимосвязи между бюджетами и источниками формирования бюджетов - федерального, регионального и местного.
Задачами работы являются:
- изучение теоретических аспектов бюджетной и налоговой политики РФ;
- рассмотрение налоговых поступлений в государственный и местный бюджет.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Формирование государственных доходов 5
1.1 Понятие и система государственных доходов 8
1.2 Основы правового регулирования государственных
доходов
9
1.3 Классификация доходов государства 12
1.4. Характеристики основных доходов 16
Глава 2 Формирование муниципальных доходов 23
2.1 Роль муниципальных бюджетов в бюджетной сфере 23
2.2 Правовые основы муниципальных налогов в РФ 28
2.3 Доходы муниципальных бюджетов 30
Глава 3 Неналоговые доходы 34
Заключение 39
Литература 40
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

финал.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)
 

Содержание  

  Введение 3
Глава 1 Формирование  государственных доходов 5
1.1 Понятие и система  государственных доходов 8
1.2 Основы правового  регулирования государственных 

доходов

9
1.3 Классификация доходов государства 12
1.4. Характеристики  основных доходов 16
Глава 2 Формирование  муниципальных доходов 23
2.1 Роль муниципальных  бюджетов в бюджетной сфере 23
2.2 Правовые основы муниципальных налогов в РФ 28
2.3 Доходы муниципальных  бюджетов 30
Глава 3 Неналоговые доходы 34
  Заключение 39
  Литература 40
  Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Для реализации государством своих функций, целей и задач ему объективно необходимо осуществлять два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизацию финансовых ресурсов в доход государства и использование этих средств для удовлетворения государственных потребностей. Мобилизация денежных средств и выражается в поднятии государственных доходов, которые являются собственностью Российской Федерации в целом как единого государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

     Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемую в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

     Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода, служат созданию финансовой основы местного самоуправления и используются для решения вопросов местного значения.

     Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги. Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения. В то же время необходимо понимать, что налоговая система многоуровневая, она включает не только совокупность налогов, сборов и других платежей (система налогов), но также совокупность законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, и систему государственных институтов, осуществляющих администрирование налогов, контроль за своевременностью и полнотой их уплаты.

       Целью работы является рассмотрение основных понятий бюджетного устройства, источников доходов, взаимосвязи между бюджетами и источниками формирования бюджетов - федерального, регионального и местного.

       Задачами  работы являются:

       - изучение теоретических аспектов  бюджетной и налоговой политики РФ;

       - рассмотрение налоговых поступлений в государственный и местный бюджет.

       В первом разделе работы приводятся теоретические  сведения о бюджетном управлении государства, акцентируется внимание на доходной части бюджетов.

       Во  втором разделе рассматриваются вопросы формирования муниципальных бюджетов и расчет планируемых налоговых поступлений местного бюджета.

       Третья  часть работы посвящена неналоговым поступлениям в государственные и муниципальные бюджеты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Глава  Формирование государственных доходов

     Главные доходы и расходы любой страны объединяет государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - парламентом. 

     Республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет России) - главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

     Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

    Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

     Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле - один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей - главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты - поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.

      Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

     Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

     В процессе бюджетного планирования  устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.

     Главной статьёй бюджетных доходов  являются налоги. Налоги - это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.

     Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

     С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

    С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной.

    Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.

    1.1 Понятия и система государственных доходов. 

      В процессе формирования своих доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности — государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от. участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

     По своей структуре государственные доходы представляют совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

        Итак, государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

        Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды.

       Государственная бюджетная система Российской Федерации включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

              С 1991 года Российская Федерация начала переход к принятому в большинстве стран бюджетному устройству, предусматривающему независимость местных бюджетов от бюджетов вышестоящего уровня. Это,  как предполагалось, создаст базу  для  самостоятельности местных органов управления. 

    1.   Основы  правового регулирования  государственных доходов
 

     Виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством, основанном на конституционных нормах.

     Документом, регламентирующим концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I от 31 июля 1998 года 146-ФЗ, часть II от 5 августа 2000 года, 117-ФЗ).  

     В связи с происходящими преобразованиями в экономике, а также во взаимоотношениях между федеральными органами и субъектами Федерации, в правовом положении органов местного самоуправления произошло обновление законодательства: приняты новые нормативные акты как общего значения по вопросам государственных и местных доходов, так и по конкретным их видам. К числу актов общего значения относится, в частности, Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г., устанавливающий основные положения относительно главных источников бюджетных доходов — налоговых платежей.

Информация о работе Источники формирования государственных и муниципальных доходов