Базовая классификация методов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – раскрыть, проанализировать и рассмотреть существующие методы государственного управления.
Задачами контрольной работы являются:
• рассмотрение стилей и форм управленческой деятельности;
• изучение методов государственного управления и их классификаций.
Объектом исследования являются методы государственного управления.

Содержание

Введение 3
1 Характерные черты методов государственного управления и основание для их классификации 4
2 Административный метод государственного управления 7
3 Экономические методы управления 10
4 Социально-психологические методы управления 13
5 Базовая классификация методов государственного управления 16
Заключение 21
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

СИСТЕМА ГУ.docx

— 37.96 Кб (Скачать файл)

Содержание экономических методов: представляют взаимосвязанную систему стимулирования и экономического воздействия на все стороны жизнедеятельности государства, коллектива и индивида и их органы управления.

Две группы экономических методов управления.

  1. Прямой экономический расчет базируется на плановом, централизованном, директивном распределении и перераспределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства.

Прямой экономический расчет является плановым и директивным (обязательным).

Прямой экономический расчет важен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других случаях, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций.

  1. Хозяйственный расчет базируется на употреблении стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов соотнесения результатов и затрат в производстве и реализации продукции.

Основные принципы экономических методов управления: 1) системность; 2) комплексность.

Экономические методы управления опираются на все рычаги хозяйствования:

  • прибыль;
  • финансы;
  • кредиты;
  • рентабельность;
  • фондоотдачу;
  • заработную плату и т. п.

Экономические интересы можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния.

Назначение экономических методов: путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.

Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.

Специфические черты экономических методов:

  • управляемые процессы становятся более эластичными и адаптивными;
  • появляется возможность более эффективного контроля;
  • административный контроль становится не обязательным;
  • распространение экономических методов сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Примеры проявления экономических методов управления персоналом.

  1. Субсидирование персонала. Многие организации имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.
  2. Товары со скидкой. Во многих организациях работники имеют возможность приобретать товары и услуги организации со скидкой.
  3. Ссуды. Возможность получения ссуд с низким процентом на различные потребительские цели.
  4. Частное страхование здоровья. Некоторые организации осуществляют частное страхование здоровья своих работников, имеют возможность корпоративного обслуживания в частных клиниках.

Таким образом, через экономический метод можно воздействовать на экономические интересы личности, коллектива, государства для достижения оптимальных результатов.

 

 

4 Социально-психологические методы управления

 

 

Социально-психологические методы государственного и муниципального управления – это комплекс приемов и средств целенаправленного формирования умонастроений, общественных чувств, психологических состояний, общественного спокойствия или напряженности, массового оптимизма или пессимизма, общественной активности или нигилизма, социальных ожиданий, предпочтений, ориентаций и т.д. Социально-психологические методы основываются на использовании моральных стимулов, особых способов коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на эмоции людей. Среди способов мотивации поведения выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение и др. Инструментарий социально-психологических методов – пропаганда общественно значимых идей и духовных ценностей через школу, средства массовой информации, литературу, искусство и культуру, церковь.

Как свидетельствует исторический опыт, выживание и возрождение России в решающей степени зависит от духовного развития российского народа. В тоже время дефицит духовной жизни медленно, но верно разрушает жизнь многих россиян. Становится все очевиднее, что системный кризис российского государства связан не столько с экономическими факторами, сколько с духовным неблагополучием нации, дефицитом позитивных эмоций, утратой нравственных ориентиров. Прежние духовные ориентиры официально были отвергнуты, а взамен им было мало что достойного предложено. Поэтому в современных условиях будущее отечественного государства “превращается в вопрос напряженного поиска и борьбы новых основ, новых ценностей и новых форм развития общества[2].

В настоящее время в духовно-нравственной сфере российского государства накопилось множество проблем. В частности, в духовной сфере идет тотальное наступление на такие чисто человеческие качества российского народа, как доброта, совестливость, коллективизм, дружба, стремление к истине и справедливости. По данным ВЦИОМ, для 40% россиян одной из главных угроз, стоящих перед страной, практически наравне с экономическим и финансовым кризисом (42%), является угроза утраты нравственных ценностей жизни, морального разложения[3].

Среди социально-психологических методов государственного и муниципального управления в последние годы широко используются манипулиции – система приемов социально-психологического воздействия на людей с целью изменения их взглядов и проведения в желаемом для манипулирующего субъекта направлении. Особенно часто манипулятивные технологии используются в избирательных кампаниях. Что могут делать манипуляции с сознанием народа говорит следующий общеизвестный факт: накануне президентских выборов 1996 года рейтинг популярности  Б. Н. Ельцина не превышал 5%. Однако олигархические кланы, используя огромные суммы денег и манипуляции в средствах массовой информации, обеспечили Б. Н. Ельцину победу на президентских выборах.

Манипулирование сознанием и поведением людей осуществляется главным образом с помощью средств массовой информации, в первую очередь телевидения. К приемам манипуляции относятся:

-сознательная неадекватная актуализация  событий, идей, мнений, обычаев, стереотипов  поведения;

-искаженное освещение исторического  прощлого и явлений современности;

-односторонний подбор фактов  и аргументов и др.

В манипулятивных целях широко используются языковые средства, например, манипуляция терминами, технология подачи информации (акценты, иллюстрации, сюжеты и пр.).

Представляется, что манипуляции сознанием и поведением народа должны быть законодательно запрещены.

Рядом с социально-психологическими методами государственного и муниципального управления стоят идеологические методы. Правы А. П. Зеркин и В. Г. Игнатов, когда утверждают, что идеологические методы государственного управления – это “не пережиток советской системы, как думают многие сторонники концепции деидеологизации государства, а закономерность. Другой вопрос, какая используется идеология: государственная или негосударственная, прогрессивная гуманистическая или реакционная”[4]. Можно сказать и так: в государстве всегда используется идеология меньшинства (правящего класса) или идеология большинства (народа), третьего – не дано. Чаще всего в государственном и муниципальном управлении реализуется идеология меньшинства. Идеологические методы направлены на активизацию общественной сознательности людей. Они формируют систему мотиваций, которая соответствует целям государственной политики.

Итак, можно сказать, что социально-психологические методы отталкиваются от моральных стимулов, чтоб воздействовать на людей. Этот метод пропагандирует общественно значимые идеи и духовные ценностеи через школу, средства массовой информации, литературу, искусство и культуру, церковь.

 

        5 Базовая классификация методов государственного управления

 

 

Однако для нас наибольший интерес представляет базовая классификация методов государственного управления. В соответствии с ней существуют два базовых типа методов государственного управления: убеждение, опирающееся чаще всего на манипулирование механизмами сознания и установками поведения граждан, и принуждение, в целом основывающееся на использование силы, а иногда и крайних форм насилия. Эти два «идеальных типа» образуют двухполюсную шкалу «принуждение — убеждение», на которой располагаются все промежуточные оттенки применения инструментов руководства людьми со стороны государственной администрации. На базе этих типов возможна масса комбинаций различных приемов и методов в государственном управлении.

Обозначение двухполюсной шкалы «убеждение — принуждение» показательно для раскрытия сути функционирования механизма государственного управления, но вряд ли достаточно для четкого разграничения метода убеждения и метода принуждения.

Так, общепризнанно, что метод убеждения — это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения.

Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов государственного управления, что предполагает систематическую работу по убеждению масс в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т. п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений, укрепления государственной дисциплины.

Убеждение — это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д.

Существуют различные формы убеждения: обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование и т. д.

Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. В редких случаях принуждение может применяться не в связи с противоправным поведением какого-либо субъекта права, а в связи с государственной необходимостью. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.

Метод принуждения — это психическое, физическое или материальное воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению путем применения специальных мер.

Следует отметить и то обстоятельство, что метод принуждения всегда выражается в прямом воздействии на волю управляемой стороны. Метод убеждения чаще всего проявляется в косвенном воздействии на волю управляемой стороны. Однако в некоторых случаях он может выражаться и в прямом воздействии на управляемую сторону (например, поощрение).

Однако четкой границы между принуждением и убеждением нет.

Следует признать, что любое управленческое воздействие управляющей стороны на управляемую понуждает к чему-либо. Вместе с тем не любое понуждение следует относить к методу принуждения в государственном управлении.

В отличие от метода убеждения метод принуждения (как крайнее средство достижения цели управления) урегулирован нормативно-правовыми актами более детально. Следовательно, метод управления, не подпадающий под определение метода принуждения, и будет являться методом убеждения.

Основной отличительной особенностью метода принуждения является то обстоятельство, что в процессе его применения в обязательном порядке ущемляются права, свободы, законные интересы тех субъектов права, в отношении которых применяется принуждение.

Как было отмечено, принуждение может выражаться только в предусмотренных нормативно-правовыми актами специальных мерах психического, физического или материального воздействия.

В отношении мер физического или материального воздействия к субъекту права, ущемляющих его права, свободы и законные интересы, проблем на практике, как правило, не возникает. Ошибочно отнести такие меры к методу убеждения крайне затруднительно. Большинство проблем в разграничении двух методов возникает при осуществлении психического воздействия на управляемую сторону, поскольку психическое воздействие обычно осуществляется в устной форме и может быть как мерой принуждения, так и формой реализации метода убеждения.

Информация о работе Базовая классификация методов государственного управления