Базовая классификация методов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – раскрыть, проанализировать и рассмотреть существующие методы государственного управления.
Задачами контрольной работы являются:
• рассмотрение стилей и форм управленческой деятельности;
• изучение методов государственного управления и их классификаций.
Объектом исследования являются методы государственного управления.

Содержание

Введение 3
1 Характерные черты методов государственного управления и основание для их классификации 4
2 Административный метод государственного управления 7
3 Экономические методы управления 10
4 Социально-психологические методы управления 13
5 Базовая классификация методов государственного управления 16
Заключение 21
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

СИСТЕМА ГУ.docx

— 37.96 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                  3

1 Характерные черты методов государственного управления и основание для их классификации                                                                                                    4

2 Административный метод государственного управления                               7

3 Экономические методы управления                                                                 10

4 Социально-психологические методы управления                                          13

5 Базовая классификация методов государственного управления                  16

Заключение                                                                                                            21

Список используемых источников                                                                     22

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность данной работы связанна с тем, что в управлении существует множество различных методов. Без методов не существовало бы государственное управление.

Именно методы управления выражают содержательную сторону руководящего влияния. Они и есть воля государства, конкретизировано соответствующим управленческим органом в рамках предоставленных ему юридически властных полномочий. Поэтому методы государственного управления, как правило, фиксируются в административно-правовых актах. 

Сложность и многогранность процессов управления обусловливает существование множества методов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый из них характеризуется способом реализации целей управления.

Цель контрольной работы – раскрыть, проанализировать и рассмотреть существующие методы государственного управления.

Задачами контрольной работы являются:

• рассмотрение стилей и форм управленческой деятельности;

• изучение методов государственного управления и их классификаций.

Объектом исследования являются методы государственного управления.

Предметом исследования являются формы и классификации методов государственного управления.

Контрольная работа состоит из: содержания, введения, 5 глав, заключения и списка использованных источников.

В ходе исследования использовались научные и учебные пособия, статьи, публикации специализированной периодической печати, а так же данные Интернета, которые зафиксированы в списке использованных источников.

 

 

1 Характерные черты методов государственного управления и основание для их классификации

 

 

Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления.

Методы управления находятся в единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Они определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.

Методам управления присущи следующие характерные черты:

- они выражают связь  субъекта управления с объектом  управления,

- метод - это средство, способ осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления;

- методы - это способы упорядочения, организации происходящих в системах управления процессов, приемы, посредством которых достигаются общие цели совместной деятельности людей;

- методы управления являются  подвижным и активным элементом  в системе управления;

- использование методов  носит альтернативный характер;

- в государственном управлении  они являются инструментом политики  государства, который используется  государственным аппаратом для  достижения политических целей.

Независимо от содержания и направленности методы управления обладают:

- объективной организационной формой, под которой понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ, распоряжение и др.) или норма (правило) поведения;

- характером воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий);

- способом воздействия (единичный, коллективный, коллегиальный);

- временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные);

- тактическим и стратегическим характером.

Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.

Говоря о методах государственного управления, следует вспомнить определение управления вообще. Любое управление представляет собой организующее целенаправленное воздействие управляющей стороны на управляемую сторону. Следовательно, каждое управленческое отношение должно преследовать какую-либо цель. Однако достижение одной и той же цели возможно различными путями. Рассмотрим, какими же способами возможно достижение управляющей стороной стоящей перед ней цели управления в государственном управлении.

Метод государственного управления представляет собой совокупность способов и средств воздействия, с помощью которых управляющая сторона достигает цели управления в процессе отношений с управляемой стороной.

В зависимости от того, кому адресовано то или иное управленческое воздействие, различают методы управленческой деятельности:

- направленные на организацию  аппарата управления;

- выражающиеся в осуществлении  воздействия на внешние объекты.

По характеру воздействия методы государственного управления подразделяются:

- на административные;

- экономические;

- социально-психологические.

Под административными методами понимается прямое воздействие управляющей стороны на поведение управляемых сторон. Это метод прямых и односторонних юридически властных предписаний органов государственного управления. Невыполнение данных предписаний влечет наступление соответствующей юридической ответственности.

Под экономическими методами понимается использование косвенных способов и средств воздействия на интересы управляемых сторон отношений, стимулирующих их материальную заинтересованность в выполнении поставленных перед ними задач.

Социально-психологические методы управления заключаются в воздействии на управляемые стороны с учетом особенностей их психологии и проявляются в системе отношений «руководитель-коллектив». Их можно охарактеризовать как способ психологического воздействия на управляемую группу людей со стороны руководителей для достижения определенных управленческих целей.

Кроме того, выделяется уже упомянутая классификация методов прямого и косвенного воздействия управляющей стороны на волю управляемой стороны, а также правовых и неправовых методов государственного управления.

Таким образом, благодаря методам можно получить ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления, достичь поставленные цели и осуществить функции и задачи государственного управления.

      

 

2 Административный метод государственного управления

 

 

Административные методы – способы и формы управления, в основе которых лежит голое администрирование, распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки.

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.

Административное воздействие заключается в целенаправленном изменении субъектом управления состояния объекта.

Для административных методов характерно их соответствие нормам органов управления.

В организации возможны три формы проявления административных методов:

– обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);

– согласительные (консультация, компромисс);

– рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т. п.).

Система административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов:

1)   воздействия на структуру управления;

2)   воздействия на процесс управления.

Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.

Воздействие на процесс управления – это методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом и личности в частности.

Условно среди административных методов управления различают организационно-административные и организационно-распорядительные методы управления.

Организационно-административные методы (организационное воздействие) основаны на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала.

Организационно-распорядительные методы в своей практической деятельности применяют:

1) руководители всех звеньев аппарата управления в организации (или государственных органов) и их заместители, ответственные за деятельность подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций;

2) лица, имеющие в непосредственном подчинении других лиц (определенный управленческий персонал);

3) лица, уполномоченные издавать нормативные и (или) индивидуальные правовые акты.

Организационно-административные методы управления базируются на

системе законодательных актов страны (государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами для обязательного применения на территории всей страны – президентом, парламентом, правительством);

системе нормативных документов вышестоящих структур управления (стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов и действующие во всех организациях, учреждениях и т. п., объединенных данным министерством или ведомством);

системе разрабатываемых в данной организации планов, программ, организационных документов, регламентирующих её деятельность.

К организационно-административным методам относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации.

Административное принуждение - разновидность государственного правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (государственно-властный характер, направлено на обеспечение правопорядка и др.). Вместе с тем административное принуждение имеет присущие ему особенности [1].

Цель административного принуждения — заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.

Итак, административные методы в целом имеют важное значение для государственного управления. Они характеризуются «властью-подчинением», и в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемые объекты учета интересов последних.

 

3 Экономические методы управления

 

 

Экономические методы управления – способы и приемы воздействия на население, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.

Экономические методы воздействуют на экономические интересы личности, коллектива, государства для достижения оптимальных результатов их функционирования с минимальными требованиями и материальными затратами.

Информация о работе Базовая классификация методов государственного управления