Этнокультурное воспитание учащихся на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
Изучить научно-теоретическую, психолого-педагогическую, культуроведческую, социально-философскую, музыкально-педагогическую литературу по данной теме.
Раскрыть ведущие понятия исследования: культура, этнос, этнокультура, воспитание, этнокультурное воспитание.
Проанализировать состояние отечественной педагогики в аспекте исследуемой темы.

Содержание

Введение________________________________________________________3

Научно-теоретические основы этнокультурного воспитания
учащихся на уроках музыки _____________________________________ 6

1.1 Этнокультура_______________________________________________ 6
1.2 Этнокультурное воспитание __________________________________ 27
1.3 Анализ состояния проблемы в отечественной
музыкальной педагогике ___________________________________ 32

Этнокультурное воспитание учащихся на уроках музыки___________35

Содержательный аспект этнокультурного воспитания
учащихся на уроках музыки ________________________________ 35

Педагогический эксперимент _________________________________ 47

Заключение ____________________________________________________ 52

Список использованной литературы _____________________________ 54

Приложения ___________________________________________________ 57

Вложенные файлы: 1 файл

Этнокульт воспитание.docx

— 209.35 Кб (Скачать файл)

[21].

     Материальная культура – это предметы ремёсел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть артефакты (всё, что сделано руками человека). Принципиально важно, что артефакты не только являются предметами, созданными человеком, а следовательно, противопоставляются природным объектам: они также несут на себе определённую смысловую нагрузку, могут иметь символическое значение, а также представляют для общества ценность. Другими словами, они концентрируют вокруг себя значения, понятные всем носителям данной культуры.

     Духовная культура (нематериальная культура) включает в себя всё то, что не имеет непосредственного материального субстрата, но выражается лишь косвенно в продуктах материальной культуры: язык, идеология, знания, ценности, обычаи и так далее. Элементы, входящие в нематериальную культуру, нельзя потрогать руками, но они существуют в нашем сознании и постоянно поддерживаются в процессе взаимодействия.

     Между духовной и материальной культурой нет чёткого различия, они являются как бы разными сторонами одной монеты. Это можно показать на примере искусства. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чём-то воплощено (это касается даже музыки, которая выражается в звуках либо нотной записи). Но в тоже время любое произведение искусства представляет собой выражение определённых смыслов, отражающих ценности и идеологию общества или эпохи либо противостоящих общепринятым ценностям.

     Духовная культура человека формируется в результате познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественной и преобразовательной деятельности. Она отражает взгляды человека на общество, на свое место в этом обществе, проявление чувств человека и «материализуется» в человеческих способах бытия. Чем полнее чувственная и интеллектуальная жизнь человека, тем богаче его духовная культура. Важно научиться своей деятельностью изменять мир, а для этого необходимо уметь «познавать мир, оценивать его и художественно удваивать» [14]. Поэтому духовная культура человека определяется совокупностью знаний и умений, которые необходимы, чтобы реализовать личностные способности и потребности. Культура синкретизирует познанное в жизни человека и новое знание, для ее усвоения требуется взаимодействие традиционного и креативного.

     Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, – культурные универсалии.

Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение  тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.

     Однако для разных культур могут быть характерны разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающим эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируются в результате уникального развития событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное – в той или иной форме они имеются в каждой культуре.

     Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры. Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них  не одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя в частности возможны разные варианты.

     В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция называется – этноцентризмом. Он основан на принципе: моя культура – лучшая, а остальные – хуже. На самом деле сторонники этого подхода не определяют свою позицию таким образом: скорее, эта формулировка, как и сам ярлык «этноцентризм», была бы уместной в устах их критиков. С точки зрения «этноцентризма» различий между культурами нет, то есть реальная действительность в одинаковой степени доступна для представителей всех национальностей и никак не искажается культурной картиной мира. В результате специфичное в других культурах просто не замечается. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить, «варваров» в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией – страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой.

     На самом деле ярлык «этноцентризм» более уместен применительно к опасности, которую влечёт за собой подобный подход, – опасности давать оценку и интерпретировать факты с позиций своей собственной культуры. Естественно, такой подход возможен и имеет право на существование. Однако он совершенно не способствует пониманию между культурами и, в конечном счёте, грозит культурным милитаризмом.

По  мнению американского социолога  Уильяма Грем Самнера культуру можно  понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте [14]. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом, в основе которого лежит принцип: каждую культуру нужно воспринимать исходя из её ценностей и норм. Другими словами релятивизм отрицает существование культурных универсалий и утверждает, что в культурах есть лишь специфичное, а любое описание одной культуры возможно лишь с позиции другой. Следовательно, сравнительное изучение культур оказывается невозможным, так как нет ничего общего, что можно было бы взять в качестве точки отсчёта для сравнения. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи. Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что для немца.

Культура  – цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в  процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура  не только укрепляет солидарность между  людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это  можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой – общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании представители различных общественных классов  употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют «английским языком», некоторые группы употребляют «более правильный» английский, чем другие. В Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между группами.

По  мнению антропологов, культура состоит  из четырех элементов.

  1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей.  Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному. В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца  и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников. Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников. Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.
  2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу – испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.
  3. Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
  4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей  в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Ценности  не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить  обоснованием. Они обосновывают нормы  или ожидания и стандарты, реализующиеся  в ходе взаимодействия между людьми.

Нормы могут представлять собой стандарты  поведения. Но почему люди склонны подчиняться  им, даже если это не соответствует  их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ  у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.

Антропологи конца XIX века были склонны сравнивать культуру с огромной коллекцией «обрезков и лоскутков», не имеющих между собой особых связей и собранных по воле случая. Бенедикт [1934 год] и другие антропологи XX века утверждают, что формирование различных моделей одной культуры осуществляется на основе единых принципов (функций, форм, видов, типов и так далее) [11].

Рассмотрим  некоторые из них. Выделяют следующие функции культуры:

  1. Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного культурой в результате взаимодействия индивидов внутри культуры и взаимодействия с другими культурами. Существование этой функции позволяет определить культуру как особое средство передачи социальной информации.
  2. Коммуникативная функция связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности, а также предполагает трансляцию социального опыта (в том числе межпоколенческого).
  3. Регулятивная функция культуры заключается в том, что общество создаёт ориентиры для человеческих действий и систему контроля за этими действиями.
  4. Интегрирующая функция обеспечивает целостность культуры, осознание данной целостности индивидами, принадлежащими к ней. Данная функция осуществляется за счёт создания системы значений, ценностей и норм, которые выступают гарантом стабильности социальных систем.

Различают три формы культуры:

  1. Народная культура – это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофессиональными авторами: сказки, былины, песни, мифы, предания и так далее. Основное проявление народной культуры – фольклор, однако его отличительной чертой является локализованность, то есть привязанность к определённой территории, что не является обязательным признаком для народной культуры.
  2. Элитарная культура – это произведения искусства, восприятие которых требует высокого уровня образования; к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Произведения элитарной культуры создаются привилегированной частью общества либо по её заказу. Как правило, при помощи этого термина обозначают то, что непонятно для широкого круга людей и потребляется только искушённой частью общества.
  3. Массовая культура – явление, возникшее в ХХ века вследствие развития средств массовой информации, которые обладают огромной аудиторией. В результате культурные тексты (в широком смысле этого слова, то есть не обязательно языковые) стали доступными одновременно для очень большого числа людей. Массовая культура доступна для всех слоёв и социальных групп. Она может быть как национальной, так и общей. Термин «массовая культура» часто связывается с индустрией культуры и употребляется в уничижительном смысле.

Информация о работе Этнокультурное воспитание учащихся на уроках музыки