Формы и методы внеклассной работы по музыке в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, в свою очередь, можно сформулировать следующим образом:
1) необходимо раскрыть роль и значение внеклассной музыкальной работы в процессе формирования нравственно – эстетических качеств личности путем изучения и анализа специальной и общепедагогической литературы;
2) на основе изученного материала рассмотреть многообразие видов, форм и методов внеклассной работы по музыкальному воспитанию школьников, их взаимосвязь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...стр.3
§1.Сущность и особенности внеклассной работы по музыке………………….стр.6
§2. Формы и виды внеклассной и внешкольной музыкально-воспитательной работы……………………………………………………………………………..стр.14
§3. Методика организации внеклассной музыкальной работы с детьми……..стр.26
Заключение………………………………………………………………………..стр.34
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЧИСТОВИК.docx

— 98.50 Кб (Скачать файл)

18.  Поташник, М. М. . Вульфов, Б. З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М., Просвещение, 1983.

19. Пути обновления содержания и форм музыкального воспитания в общеобразовательной школе. Материалы научно – практической конференции учителей музыки, посвященной 90–летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского. – Брянск.: Обл. институт усовершенствования учителей, 1994

20. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. СПб., «Композитор», 2007

21. Рытов Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты. – М.: Владос, 2001

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Приложение 1.

                      Внеклассное занятие для школьников на тему:

Опера Ю. А. Левитана «Мойдодыр»

Проникнуть в мир художественных образов, входящих в оперу, весьма ценно  и важно для слушателей. С элементами оперы следует знакомить учащихся уже с младшего школьного возраста. Первоначальное знакомство с основными оперными формами, их ролью, местом и значением в драматургии целого спектакля лучше начинать с доступных для детей произведений. «Мойдодыр» — одноактная детская опера для солистов, детского хора и симфонического оркестра.

Ход занятия.

       Цели и задачи:

1) Подготовить учащихся на основе ознакомления с доступной по содержанию и музыкальному языку оперой «Мойдодыр» с теми элементами, которые являются характерными для этого жанра. (Увертюра, сольные вокальные и хоровые номера, финал.)

2) Обратить внимание детей на инструментальные тембры и их выразительные особенности. Раскрыть роль симфонического оркестра в характеристике действующих лиц и сценических ситуаций оперы.

3) Дифференцировать восприятие детьми певческих голосов: дисканта, альта, баса.

4) Раскрыть детям жанровые особенности марша, вальса, польки, включенных в оперу «Мойдодыр».

Иллюстративный  материал.

1. Увертюра.

2. Вступление. Детский хор «Рано утром на рассвете».

3. Монолог мальчика «Одеяло убежало» (альт).

4. Ария Умывальника «Ах, ты гадкий!..» (низкий мужской голос — бас).

5. Хоровые сцены:

а) «И сейчас же щетки, щетки...»,

б) «Погоня»,

в) «Я к Таврическому саду...»,

г) «Вдруг навстречу».

6. Полька «И сейчас же брюки, брюки».

7. Песня-вальс «Вот и книжка воротилась».

8. Финальный марш «Да здравствует мыло душистое». Приведем примерный текст вступительного слова к опере «Мойдодыр» и пояснений к фрагментам.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с оперой нашего советского композитора Юрия Абрамовича Левитана на известную вам всем сказку Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр». Левитин много писал музыки для взрослых, поэтому, возможно, не все ребята знают этого композитора. А Корней Иванович Чуковский, автор замечательных сказок в стихах — «Тараканище», «Муха Цокотуха», «Доктор Айболит» и многих стихотворений, детям хорошо знаком.

Как и всякая «взрослая» опера, опера-сказка «Мойдодыр» начинается с увертюры. Увертюрой называется оркестровое вступление к опере, которое обычно собирает внимание слушателей, настраивает их на то, о чем будет рассказано в опере. Послушайте увертюру. (Включается пластинка.)

Учитель: Дети, вы, наверное, обратили внимание на то, что увертюра начинается с радостных, светлых звуков трубы. Короткая тема фанфарного характера (фанфарами называются трубы, которые ярко и звонко звучат во время каких-либо торжеств) призывает к тому, чтобы все приготовились внимательно слушать музыку этой оперы. Здесь средний регистр, хроматические ходы терций у нижних голосов оркестра. Затем в партитуру включаются легкие переливы флейты в высоком регистре, и начинается солнечный, лучезарный марш.

После звонких звуков флейт  вступает яркая, четкая маршевая музыка, которая внезапно прерывается какими-то диссонансами, несогласованными звуками  медной группы инструментов. (Рекомендуется выяснить с детьми, какие инструменты входят в группу медных духовых.) Заканчивается увертюра опять звуками трубы и тихими переливами арфы. После небольшой паузы поднимается занавес, и перед нами возникает картина раннего утра. Вы помните стихотворение:

Рано утром на рассвете

умываются мышата,

И котята, и утята,

и жучки, и паучки.

Эти слова поет детский  хор. Послушайте его. (Включается пластинка.)

Сначала звучат флейты и  струнные пиццикато (это значит, что  музыканты играют не смычком, а щипком). Светло и нежно детские голоса рассказывают о наступлении утра. Входит неряшливо одетый, растрепанный и грязный мальчик. Музыка звучит в низком регистре (бас-кларнет, фагот), тихо, уныло и темно. Слышны жалобные звуки, которые затем прерываются быстрой и тревожной темой деревянных духовых инструментов. Мальчик рассказывает: 

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Неожиданно музыка прерывается грозными звуками валторны и тромбонов:

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

 — Ах ты, гадкий, ах  ты, грязный, 

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя!

Так громовым голосом кричит на грязнулю Великий Умывальник — умывальников начальник и мочалок командир. О; грозится призвать все свое войско, чтобы отмыть грязнулю.  Великий умывальник

...ударил в медный таз, 

И вскричал: Кара-барас!

В оркестре слышатся раскаты  литавр. (Объяснить детям, что это ударный инструмент.)

И сейчас же щетки, щетки 

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

 Будет, будет трубочист 

Чист, чист, чист, чист!..

А от бешеной мочалки 

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

Оркестр очень ярко рисует картину этой бешеной скачки. (Включается пластинка.)

Мы слышим здесь флейты, трубы, тарелки, арфы, скрипки. Вся эта  стремительная погоня внезапно прерывается ударами тарелок и литавр. Наступает пауза.

Вдруг навстречу мой хорошей,

Мой любимый Крокодил,

Он с Тотошей и Кокошей 

По аллее проходил.

Но Крокодил, хотя «мочалку, словно галку, словно галку, проглотил», недоволен грязнулей мальчиком и гневно своим громовым басом кричит на него. Испуганный пальчик прибежал умывальнику и начал тщательно мыться. Музыка начинает просветляться, расцвечиваться различными красками; тема мальчика полна радости и веселья — все вещи снова возвратились к нему. Музыка напоминает игривую польку, которую исполняет хор, ансамбль и оркестр.

После жизнерадостной польки звучит легкий, изящный вальс; появляется Умывальник, хвалит мальчика и плавно танцует вместе с ним. Все рады за мальчика, даже

...грамматика пустилась 

С арифметикой плясать.

Опера заканчивается веселым, радостным финалом («финал»— значит «конец»). Все участники оперы идут под звуки марша, слышится заключительная тема хора.

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде 

Вечная слава воде!

Так на основе восприятия этой оперы-сказки дети легко и свободно усваивают, что такое опера и из каких элементов она состоит. [13, стр.125-129]

 

 

 

 

 

Приложение 2.

              

            Внеклассное занятие для младших школьников на тему:

Сюита «Карнавал  Животных» К. Сен-Санса.

         Ход урока. 

 

Школьники знакомятся с одним  из оригинальных произведений французского композитора Камиля Сен-Санса. При  разборе пьес из этого произведения следует сообщить детям некоторые  сведения из его биографии.

Камиль Сен-Санс был не только композитором, он был пианистом, органистом и писателем (он писал стихи « комедии), Сен-Санс родился в Париже в 1835 году. Музыку начал сочинить с пяти лет. Родители мальчика — парижские музыканты — много внимания уделяли музыкальным занятиям сына, но он делал большие успехи. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось десять лет. В 1853 году (когда композитору было 18 лет) с большим успехом была исполнена его первая симфония. Сен-Санс много путешествовал и с огромным интересом относился к музыке народов других стран. Сен-Санс несколько раз бывал в России, очень любил музыку русских композиторов и охотно знакомил с нею любителей музыки у себя на родине. Произведения Сен-Санса отличаются яркой выразительностью, изяществом, близостью к народно-бытовой музыке.

Сюита «Карнавал животных», созданная в 1886 году, вобрала в  себя все эти характерные черты творчества композитора. Сюите автор дал подзаголовок: «Большая зоологическая фантазия».

Карнавал животных» — это сюита, или как автор его назвал, «Зоологическая фантазия» для двух фортепиано, струнного квартета, флейты, кларнета и ксилофона.

«Карнавал животных» был опубликован в 1922 году и вскоре получил большую популярность. В сюите 13 номеров, каждый из которых имеет заглавие и финал.

Сюиту открывает «Королевский марш львов» (пьеса №1). Четкая, маршевая, восточного характера тема время от времени прерывается грозным рычанием властелина зверей.

В № 2 изображены «Куры и петухи». В быстром, назойливом повторении одного и того же звука остроумно изображается кудахтанье кур, которое прерывается кукареканьем петуха. Автор достигает здесь большого звукоизобразительного эффекта.

В пьесе № 3 представлены «Антилопы». Их стремительный бег иллюстрируется своеобразными фортепианными пассажами.

Полным контрастом этой пьесе  является пьеса № 4 «Черепахи». Медленные движения черепах передаются неторопливыми сменами аккордов, сопровождающих тягучую виолончельную тему.

Затем появляется «Слоны» (пьеса № 5), который тяжело и неуклюже танцует под музыку изящного вальса,

В пьесе № 6 «Кенгуру» легкие, как будто «прыгающие» звук – аккорды заканчиваются остановками, как бы изображая смену изящных движений и внезапных остановок кенгуру.

А вот «Аквариум» (пьеса № 7) — одна из красочных пьес «Карнавала животных». Здесь звуками челесты, фис-гармонии, флейты выразительно переданы переливы света в воде аквариума, скользящие движения ярких рыбок. Высокий регистр струйных перемежается с легкими пассажами арпеджий фортепиано.

Дальше представлен музыкальный  портрет «персонажа с длинными ушами», крики которого переданы взвизгиваниями скрипок. Не трудно догадаться, что это осел (пьеса № 8 «Осел»).

В пьесе № 9 «Кукушка в глубине леса» кларнет упорно кукует на фоне аккордов.

Изящные звуковые имитации «Птичника» (пьеса № 10), где царствуют легкие звуки флейты, игривые переливы кларнета и трели фортепиано, правдиво изображают весь птичий хор.

Неподражаема пьеса № 11 — «Пианисты». Звучат однообразные упражнения, которые повторяют неопытные музыканты.

Две последние пьесы подводят сюиту к торжественному финалу. (Пьесу «Ископаемые» обычно детям не исполняют.)

Пьеса «Лебедь» №13 является одним из популярнейших произведений композитора. На ее основе создан вдохновенный балетный номер «Умирающий лебедь»

Яркая и своеобразная музыка «Карнавал животных», четкие «портретные» зарисовки привлекают внимание детей, возбуждают интерес к этому произведению. На материале «Карнавала животных» Сен-Санса можно построить занятие, чтобы дети стремились различать пользованные автором средства выразительности и понять соотношение их с музыкальным образом.

На основе восприятия ими музыки «Карнавал животных» К. Сен-Санса можно провести следующую работу: ребятам сообщают, что они будут слушать интересное произведение французского композитора Сен-Санса «Карнавал животных». Поясняются слова «карнавал» и «сюита». Затем называются части, из которых состоит музыка «Карнавала животных». Ребята узнают о том, что на данном занятии они услышат пьесы, названия которых записаны на доске:

1)        «Слоны»

2) «Королевский марш львов»

3) «Куры и петухи»

4) «Черепахи»

На занятии демонстрируются  три произведения, на доске же записано четыре названия. Это делается для  того, чтобы учащиеся были поставлены перед необходимостью выбирать и дать определение произведению, которое прозвучит.

Информация о работе Формы и методы внеклассной работы по музыке в школе