Учебный фрагмент занятия по слушанию музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:54, творческая работа

Краткое описание

1. В какой возрастной группе изучается произведение.
2. В каком полугодии
3. Цель произведения в данном занятии
4. Воспитательная задача этого произведения
5. Сведения о произведении, о композиторе
6. Вступительное слово
7. Формирование вопроса перед прослушиванием
8. Слушание произведения
9. Формулировка вопросов после слушания
10. Анализ произведения
11. Подведение итога над произведением

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (10).docx

— 30.28 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО «Адыгейский педагогический колледж им. Х. А. Андрухаева»

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

По предмету: «Теория и методика музыкального воспитания»

На тему: «Учебный фрагмент занятия по слушанию музыки»

Студентки: Серегиной Ольги Михайловны

Специальность: Дошкольное образование

Курс: Третий

Форма обучения: Заочная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Майкоп 2014

План

  1. В какой возрастной группе изучается произведение.
  2. В каком полугодии
  3. Цель произведения в данном занятии
  4. Воспитательная задача этого произведения
  5. Сведения о произведении, о композиторе
  6. Вступительное слово
  7. Формирование вопроса перед прослушиванием
  8. Слушание произведения
  9. Формулировка вопросов после слушания
  10. Анализ произведения
  11. Подведение итога над произведением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. И. Чайковский «Песня жаворонка»

1.  Данное музыкальное произведение используется для прослушивания  в подготовительной к школе группе.

 

2. Второе учебное полугодие, 3 квартал.

 

3. Целью данного произведения является:

  • продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать классическую музыку;
  • обогащать музыкальные впечатления детей;
  • развивать музыкальную память;
  • воспитывать интерес к родной природе;
  • воспитывать интерес к творчеству композиторов-классиков.

 

4. Великий композитор Петр Ильич Чайковский очень любил родную природу. Он часто совершал прогулки в березовые рощи, любовался красотой реки, любил слушать пение птиц. Однажды, прогуливаясь в поле, он услышал пение жаворонка. Маленькая, почти невидимая птичка, издавала прекрасные звуки, которые переплетались в неповторимую мелодию. Петр Ильич был под особым впечатлением от прогулки, и вскоре появилось это замечательное музыкальное произведение, которому он дал имя «Песня жаворонка».

 

5. Пьесу можно дать для прослушивания детям как во время музыкального занятия (музыкальный руководитель), так и в самостоятельной музыкальной деятельности воспитателя с детьми.

- Дети, сегодня я вас  познакомлю с прекрасным творением  великого русского композитора  Петра Ильича Чайковского. Мы  будем слушать пьесу «Песня  жаворонка». Вы уже знаете, что  пьеса – это небольшое музыкальное  произведение. Петр Ильич Чайковский  написал много произведений для детей, которые собраны в едином сборнике, носящим название «Детский альбом». В него вошли такие пьесы, как «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба Яга», «Неаполитанская песенка», «Вальс», «Камаринская», «Песня жаворонка», и другие пьесы.

 

6. Сейчас вы прослушаете пьесу, а затем ответите мне на вопросы:

  1. как называется музыкальное произведение?
  2. кто является автором этого произведения?
  3. какая здесь музыка по характеру: быстрая, медленная, плавная, отрывистая…?
  4. что можно представит, слушая это произведение?

 

7. Слушаем музыкальное произведение с детьми.

 

8. По окончании звучания:

- Дети, мы прослушали музыкальную  пьесу. Как она называется? (ответы детей)

- назовите композитора. (ответы детей)

- давайте подумаем: какая  здесь музыка по характеру? (ответы детей: звонкая, быстрая, отрывистая, легкая, веселая…)

- скажите, а что вы представляли, слушая эту мелодию? (ответы детей: жаворонок летает высоко в поднебесье, то, будто бы опускается к земле, то опять взлетает ввысь, то опять летает высоко, а по окончании музыка говорит нам своим музыкальным языком, что жаворонок опустился на землю.

- а почему, дети, вы решили, что он опустился? Как вы это смогли понять? (ответы детей: потому что звуки стали звучать ниже и ниже.)

- правильно, дети. Заканчивается  пьеса движением мелодии вниз. А теперь давайте еще раз  прослушаем это произведение.

 

9. Перед тем как предложить детям прослушать любое музыкальное произведение, воспитателю необходимо познакомиться с ним самому. Я прослушала данную пьесу и сделала следующий анализ:

- мелодия пьесы носит  своеобразный характер: начало звучания  характеризует раннее утро, когда  солнце еще не видно из-за  горизонта, а в вышине уже слышна  песня этих маленьких птиц; затем - создается впечатление, что они  порхают, кружатся, устремляются к  земле, взмывают ввысь; окончание  музыки – птицы опускаются  вниз – мелодия движется вниз.

- используются различные  динамические оттенки: музыка звучит  в отдельных частях по-разному: звонко, тише, громко, не очень громко, и заканчивается плавным переходом  на затихающие звуки.

Тема хорошо отражена как в названии, так и в самом музыкальном произведении.

Пьесу можно дать детям для прослушивания как в исполнении на фортепиано, так и в исполнении симфонического оркестра. Самое важное, чтобы аудиозапись имела художественную ценность: запись должна быть качественно чистой, чтобы дети смогли услышать звучание различных инструментов: свирели, клавишные.

 

10. Подводя итог работы по слушанию данного произведения, я отметила следующее:

  • планомерная работа с детьми в течении 1 и 2 квартала обучения дала хорошие результаты, и примером этого служит занятие, на котором прослушали с детьми пьесу «Песня жаворонка» Петра Чайковского;
  • дети различают в мелодии тембр;
  • понимают средства выразительности: характер движения мелодии, темп, ритм, музыкальный лад, динамика;
  • дети имеют понятие о классификации произведения: инструментальная музыка или вокальная;
  • дети на слух самостоятельно умеют определить характер сопровождения: фортепиано или оркестр;
  • у детей хорошо развивается образное восприятие: они умеют к концу учебного года самостоятельно определить при каких жизненных обстоятельствах может звучать та или иная мелодия;
  • дети могут ответить на вопрос о событиях, переданных в музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография русского композитора Петра Ильича Чайковского

 

Петр Ильич Чайковский — русский композитор. Брат драматурга и музыкального критика Модеста Ильича Чайковского. 
         Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены — новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891). 
          Новатор в области балета (музыка — ведущий компонент балетной драматургии); «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам Петра Ильича Чайковского принадлежат 6 симфоний (1866-1893), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-1893), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-1893); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы. 
          Профессор Московской консерватории (1866-1878). В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 — мемориальный музей в Воткинске. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского. 

 

Семья. Начало музыкальной карьеры

 
 
          Петр Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 года, в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне Воткинск, Удмуртия — в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Знак зодиака - Телец. Предки отца происходили из украинских казаков, дед матери был обрусевшим французом. Как отмечал сам композитор, его предки по обеим линиям «не выказывали музыкальных способностей». В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. 
          Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции. В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который был невысокого мнения о способностях будущего композитора. 

        Лишь в 1861 Петр Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 по классам А. Г. Рубинштейна, высоко ценившего талант ученика, и Н. И. Зарембы. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» (к драме Александра Николаевича Островского, 1864) и Увертюра фа-мажор (1865), «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. Оставив службу в мае 1863, зарабатывал на жизнь уроками. 

 

 
В Московской консерватории (1866-1878)

 
         В 1866 Петр Ильич Чайковский был приглашен на должность профессора в открывающуюся Московскую консерваторию (во главе ее стоял Н. Г. Рубинштейн, брат директора Петербургской консерватории А. Г. Рубинштейна). В 1866-1878 Чайковский вел в консерватории классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки (среди его учеников — С. И. Танеев). В рамках своих педагогических обязанностей Чайковский написал «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872) и перевел с французского «Руководство к инструментовке» Ф. О. Геварта. 
         Активно участвуя в музыкальной жизни Москвы, П.И. Чайковский регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика, из-за постоянной нужды в деньгах в 1871-1876 работал музыкальным рецензентом газет «Современная летопись» и «Русские ведомости», участвовал в «Артистическом кружке» А. Н. Островского, общался с композиторами—членами «Могучей кучки», а также с В. В. Стасовым, Л. Н. Толстым, Я. П. Полонским, А. Н. Плещеевым, актером П. М. Садовским. Тогда же он познакомился с Г. Берлиозом, К. Сен-Сансом, другими ведущими музыкантами Европы, среди которых у него нашлось немало почитателей.  
         Личная жизнь композитора не складывалась. Стремясь преодолеть свой гомосексуализм, он в 1877 женился на А. И. Милюковой. Брак этот оказался крайне несчастливым; связанные с ним переживания чуть не довели Петра Чайковского до самоубийства. В 1878 он фактически бежал из России и в течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). 

          В 1877 Чайковского взяла под свое финансовое покровительство Н. Ф. фон Мекк — одна из богатейших женщин России, вдова крупного промышленника. Помощь с ее стороны, длившаяся до 1890 года, позволила композитору спокойно заниматься творчеством. Значительный интерес для понимания личности Чайковского представляет его обширная переписка с фон Мекк, с которой он никогда не виделся.  
          Годы жизни в Москве стали временем становления и расцвета таланта Петра Ильича. Главные произведения этого периода — пять опер, в том числе «Лирические сцены» — «Евгений Онегин» (1878), четыре симфонии (№ 1 «Зимние грезы», 1866; № 2, 1872; № 3, 1875; № 4, 1877), балет «Лебединое озеро» (1876), «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1878), Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1875), Концерт для скрипки с оркестром (1878), «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), симфонические фантазии «Буря» (по Вильяму Шекспиру, 1873) и «Франческа да Римини» (1876), а также увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), 3 струнных квартета (1871-76), Большая соната для фортепиано (1878), множество фортепианных пьес (в том числе знаменитый цикл «Времена года», 1876) и романсов для голоса с фортепиано. 

 

 
Годы странствий. Жизнь в Подмосковье (1879-1889)

 
 
          В конце 1870-х годов Петр Чайковский ушел из консерватории и поехал за границу. В середине 1880-х гг. композитор возвратился к активной музыкально-общественной деятельности в России (в 1885 он был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества). Тогда же он поселился под Москвой: сначала в селе Майданово, затем во Фроловском — оба близ Клина, а в 1892 — в Клину. 
         Вместе с тем его скитальческой натуре по-прежнему была необходима перемена мест. Во второй половине 1880-х началась дирижерская деятельность Чайковского — сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя собственных произведений он посещал Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. Концертные поездки укрепили его творческие и дружеские связи с ведущими музыкантами эпохи, в том числе с Э. Григом, А. Дворжаком, Г. фон Бюловом. Зимы Петр Чайковский проводил, как правило, за границей, лето — в основном на родине.  
         И в эти годы Чайковский был исключительно активен в творческом отношении. Среди созданного им — оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885; это второй вариант оперы «Кузнец Вакула», завершенной в 1874), «Чародейка» (1887), балет «Спящая красавица» (1889), «Всенощное бдение» (1881), программная симфония «Манфред» (1885), Симфония №5 (1888), 4 сюиты для оркестра (1879-87; Сюита №4 известна под названием «Моцартиана»), Серенада для струнного оркестра (1880), «Торжественная увертюра 1812» (1880), «Итальянское каприччио» для оркестра (1880), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888), трио «Памяти великого художника (на смерть Н. Г. Рубинштейна, 1882), ряд великолепных романсов, в том числе «То было раннею весною», «День ли царит», «Серенада Дон-Жуана». 

Информация о работе Учебный фрагмент занятия по слушанию музыки