Творческое развитие детей в процессе игровой деятельности на основе музыкально-компьютерных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В задачи массового музыкального воспитания наряду с подготовкой слушателя входит приобщение учащихся к музыкальному творчеству через пение или игру на музыкальных инструментах. На решение последней задачи направлены усилия педагогов в процессе урочной деятельности в общеобразовательной школе (хоровое пение, игра на элементарных музыкальных инструментах), на занятиях в детских музыкальных школах и различных внешкольных учреждениях (музыкальные кружки, студии, классы и т.д.). Вместе с тем эффективность этой педагогической деятельности, к сожалению, невысока - даже у окончивших ДМШ редко формируется устойчивая потребность и умение музицировать, не говоря уже о тех, кто занимался музыкой менее интенсивно.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы творческого развития детей в процессе игровой деятельности на основе музыкально-компьютерных технологий…
1.1. Творческое развитие детей на основе музыкально-компьютерных технологий как педагогическая проблема………………………………………
1.2. Игровая деятельность в системе творческого развития детей …….
Выводы по первой главе……………………………………………………
Глава II. Экспериментальная работа творческому развитию детей в процессе игровой деятельности на основе музыкально-компьютерных технологий…………………………………………………………………………..
2.1. Содержание, формы и методы игровой деятельности в творческом развитии детей на основе музыкально-компьютерных технологий………….
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты …………………...
Выводы по второй главе…………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ государственный педагогический университет имени  М. Акмуллы»

 

                                          Институт педагогики

                                          Кафедра сольного пения, хорового  дирижирования и

                                          музыкального образования

                             Направление «Художественное образование»

                                       профиль «Музыкально-компьютерные  технологии»

                                          Курс III

 

 

 

 

 

ХУСАИНОВА ГУЛЬНАФИС ХАРИСОВНА

 

Творческое развитие детей в процессе игровой деятельности на основе музыкально-компьютерных технологий.

 

курсовая работа по дисциплине

«Информационные технологии в музыке»

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

                                                                 Профессор, к.п.н.

                                                              Политаева Т. И.

 

 

 

 

 

 

Уфа 2012 год

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..

Глава I. Теоретические основы творческого развития детей в процессе игровой деятельности на основе музыкально-компьютерных технологий…

1.1. Творческое развитие детей на основе музыкально-компьютерных технологий как педагогическая проблема………………………………………

1.2. Игровая деятельность в системе творческого развития детей …….

Выводы по первой главе……………………………………………………

Глава II. Экспериментальная работа творческому развитию детей в процессе игровой деятельности на основе музыкально-компьютерных технологий…………………………………………………………………………..

2.1. Содержание, формы и методы игровой  деятельности в творческом развитии детей на основе музыкально-компьютерных технологий………….

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты …………………...

Выводы по второй главе…………………………………………………

Заключение …………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………

 

Введение

Актуальность исследования. В задачи массового музыкального воспитания наряду с подготовкой слушателя входит приобщение учащихся к музыкальному творчеству через пение или игру на музыкальных инструментах. На решение последней задачи направлены усилия педагогов в процессе урочной деятельности в общеобразовательной школе (хоровое пение, игра на элементарных музыкальных инструментах), на занятиях в детских музыкальных школах и различных внешкольных учреждениях (музыкальные кружки, студии, классы и т.д.). Вместе с тем эффективность этой педагогической деятельности, к сожалению, невысока - даже у окончивших ДМШ редко формируется устойчивая потребность и умение музицировать, не говоря уже о тех, кто занимался музыкой менее интенсивно. В качестве причин создавшегося положения педагоги-исследователи указывают на узкую профессионально-исполнительскую ориентацию учащихся, преувеличенное внимание к техническим проблемам и утрату творческого характера музыкальной деятельности, разрыв теории и практики музыкального обучения (Л.А.Баренбойм, А.А. Тудоровский,В.Д.Шульгина и др.).                                                                     Между тем все большее распространение в музыкальном быту нашей страны получает новый класс инструментов - клавишные синтезаторы (киборды), обращение к которым может способствовать решению данных проблем. Техника игры на синтезаторе гораздо проще, а выразительные функции звучания количественно и качественно возрастают по сравнению с традиционными инструментами, поэтому синтезатор наряду с применением в популярной музыке способен завоевать прочное место и в любительском музицировании.                                                                                                            Как уже можно судить по опыту западных стран, эта форма музыкально-творческой деятельности, беря на вооружение новые электронные технологии, достигает большого размаха, многообразия и широты распространения. В настоящее время в нашей стране перспектива развития музыкальной культуры на основе массового любительского музицирования на клавишных ситезаторах во многом определяется разработкой соответствующих педагогических технологий в опоре на научный анализ данной проблемы.                                                                                                   Развитие способности к музицированию важно не только как фактор формирования музыкальной культуры учащихся, но и как важное средство развития творческих качеств его личности, таких как стремление к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее - чему, как полагал Д.Кабалевский, должны способствовать все формы музыкальных занятий в школе: "Надо ли говорить, что все эти качества .. . окажут свое положительное влияние не только на все другие занятия школьников, но и на их будущую деятельность, в какой бы области она не протекала" (126, 24).   Особенно возрастает значение этих и других свойств личности, определяемых ее творческим потенциалом (активность, воля, любознательность, воображение и т.д.), для подрастающего поколения жителей России, учитывая то, что выход из социально-экономического кризиса и дальнейшее развитие общества немыслимы без приобщения к подлинной созидательно-творческой деятельности самых широких масс людей.                                                                                                             Проблеме музыкально-творческого развития детей в массовом музыкальном воспитании посвящены многие исследования отечественных и зарубежных ученых. Развитию вокальной импровизации посвящены работы К.Вентцеля, А.Маслова, Б.В.Асафьева, К.В.Головской, Н. А. Ветлугиной, Г. С.Ригиной, А. Пирса, Д.Марселла, Э.Башича и др. Игру на элементарных музыкальных инструментах рассматривали в качестве средства творческого развития детей К.Орф, И.Пуш, Б.Л.Яворский, М.Крюгер, В. Б.Арцруни, А.А.Пиличяускас, Л.Г.Дмитриева, И.Г.Лаптев, В. А.Мистюк, А.М.Усова и др. Проблема музицирования детей на традиционных инструментах ставилась в научных и учебно-методических разработках Б.Бартока, Ф.Лебенштейн, Судзуки, Д.Кендалла, М.Кравца, Е.Эфруси, В.Л.Михелиса, Л.А.Баренбойма, Д.В.Зариня, В.Д.Шульгиной, А.А.Никитина и др.                                                                        Обучению игре на клавишных синтезаторах (кибордах) посвящены ряд учебно-методических пособий западных авторов: А.Бентхина, Д.Доусетт, Д.Дрекслера, К.Хэрле, Т. Лангхорста, В. Реллина, А.Тха-лера. Некоторые содержащиеся в этих учебно-методических пособиях упущения в подходах к развитию музицирования на синтезаторе, отсутствие отечественных научно-педагогических разработок данной проблематики и необходимость содействия в становлении массовых форм данной музыкально-творческой деятельности в нашей стране определили тему исследования: "Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах)»                 

Цель исследования: Разработка эффективных путей и методов музыкально-творческого развития младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах.

Объект исследования: . Обучение младших школьников игре на клавишных синтезаторах.

Предмет исследования: Процесс музыкально-творческого развития младших школьников на уроках игры на клавишных синтезаторах.

 Гипотеза исследования Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на киборде будет протекать успешно, если: оно будет рассматриваться как цель данного обучения; характер и уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых младшими школьниками в процессе обучения игре на синтезаторе, будет соответствовать специфике этой музыкально-творческой деятельности, которая определяется взаимодействием двух главных элементов: исполнительской аранжировки и игры; будет применяться комплексный метод обучения, основанный на сочетании творческой музыкально-практической деятельности и постижения закономерностей теории музыки; теоретический материал будет подан в доступной младшим школьникам форме, учитывающей особенности их мышления (наглядно-образного и отчасти теоретического) и закреплен в музыкально-творческой практике, основу которой составит система усложняющих творческих заданий, построенных на лучших образцах народной, классической и современной музыки; - на занятиях будут созданы условия, способствующие развитию интереса к музыкальному творчеству и способности ученика к ху дожественному самоконтролю.

 Задачи:

1. Проанализировать проблемы музыкально-творческого развития младших школьников, отраженные в соответствующей философской, психолого-педагогической и художественной литературе.

2. На основе анализа структуры музыкально-творческой деятельности исполнителя на клавишных синтезаторах выявить особенности развития способности к музицированию на этом инструменте, а также - характер и объем знаний, умений и навыков, необходимых для развития этой способности.

3. Разработать и экспериментально проверить систему методов, направленных на музыкально-творческое развитие младших школьников, обучающихся игре на синтезаторе.

Методологической основой исследования явились: взгляды философов и гуманистов 19-20 вв. на место творчества в жизни человека и общества (Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский, К.Маркс, Г.Ибсен, А.Сент-Экзюпери и др.), принципы системно-структурного анализа; положения, выдвинутые в советской психологии о единстве сознания и деятельности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн), о дея-тельностной сущности способностей (А.Н.Леонтьев, Б.М.Тешюв), о механизмах творческого мышления (А.Н.Лук, Я.А.Пономарев); интонационная теория Б.В.Асафьева, а также разработанные в музыкознании учения о мелодии, гармонии, фактуре, инструментовке (Н.А.Римский-Корсаков, Ю.Н.Тюлин, В.А.Цуккерман, Л.А.Мазель, Ю.Н. Холопов и др. ); оценка крупнейшими музыкантами-просветителями и педагогами 20 в. значения творческой деятельности в системе массового музыкального воспитания (К. Орф, З.Кодай, Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.А.Ветлугина, Л.А.Баренбойм, Д.Б.Кабалевский и др.).

Теоретическая значимость исследования. Теоретически обоснована взаимосвязь музыкально-творческого развития исполнителя на синтезаторе и обучения, содержание которого определяется взаимодействием двух специфических сторон этой музыкально-творческой деятельности; исполнительской аранжировки и игры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования будут полезны для учителей музыки в педагогической практике общеобразовательной школы, что способствует активизации применения данного опыта.

Структура курсовой работы: данная курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав теоретической и практической соответственно, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы творческого развития детей в процессе игровой деятельности на основе музыкально-компьютерных технологий

1.1 Творческое развитие детей на основе музыкально-компьютерных технологий как педагогическая проблема

 

1.2 Игровая деятельность в системе творческого развития детей 

 

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Экспериментальная работа творческому развитию детей в процессе игровой деятельности на основе музыкально-компьютерных технологий

 

2.1. Содержание, формы  и методы игровой  деятельности в творческом развитии детей на основе музыкально-компьютерных технологий

 

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 


Информация о работе Творческое развитие детей в процессе игровой деятельности на основе музыкально-компьютерных технологий