Роль внеклассных занятий по музыке в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день использование внеклассных уроков в школе являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности при условии использования методов беседы о музыке и занятий в хоре как одного из видов коллективной творческой деятельности.
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Низкий

 

 

- адекватное, эстетически-активное  достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального;

 

- точное содержательное  высказывание ребенком об воспринимаемых  музыкальных образах;

 

- стремление воспринимать  мир музыкальных образов через  взаимосвязь со своим миром;

 

- умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;

 

- умение оценивать сам  процесс и результат восприятия  музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.

 

- достижение «пикового»  состояния в музыке и понимание  музыкальных образов имеет не  всегда адекватный характер;

 

- осознанно воспринимают  простые, статичные, однозначные музыкальные  образы;

 

- стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;

 

- анализ музыкального  образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;

 

- умение устанавливать  причинно-следственные связи между  музыкальным образом и средствами выразительности;

 

- при интерпретации эмоционального  содержания музыкального образа  речь не развернута, ориентирована  на стандарт.

 

- отсутствует интерес  к восприятию музыкального образа;

 

- восприятие и понимание  музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное;

 

- способ анализа содержания  музыкального образа и средств  выразительности характеризуется  неустойчивостью;

 

- в познании музыкальных  образов речевые коммуникации  носят личностный характер, но  неадекватны содержанию произведений  и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

 

 

 

В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные:

 

Из 16 человек – 23% детей с высоким уровнем музыкального вкуса, которые характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. 30,7% детей показали средний уровень музыкальных способностей. Большинство же ребят – 46,3%, были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.

 

В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы осуществлялось интенсивное приобретение учащимся знаний о средствах музыкальной выразительности, о музыкальном языке: расширение музыкально-слухового кругозора, приемы исполнения; развитие интереса к  музыкальным произведениям.

 

В ходе обучающего этапа эксперимента, бесед о музыке, был разработан комплекс заданий творческого характера. Формами предъявления творческих заданий были:

 

а) анализ музыкальных произведений, ее музыкальных средств (лад, ритм, тембр и др.), жанровой специфике и т.д;

 

б) исполнение музыкальных произведений зарубежных, русских композиторов.

 

На обучающем этапе эксперимента для развития у учащихся познавательной активности, требовалось создание соответствующих условий обучения. Этому способствовало создание проблемных ситуаций, которые происходило различными способами: определение характера музыкальных произведений; анализ средств музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; подбор детских музыкальных инструментов к прослушанным произведениям; прохлопывание ритмического рисунка вокальных произведений; выразительная передача настроения во время исполнения песен.

 

Как видно из диаграммы, учащиеся, которые в полной мере смогли выполнить задание экспериментальных срезов: из 16 человек экспериментальной группы 46,1% справилась с заданием, выполнявших задания примерно на половину – 38,5%, а малая часть  учащихся выполняла задания менее половины указанного объема – 15,4%. Кроме того в результате обработки полученных данных выяснилось следующее:

 

а) достаточно уверенно при анализе музыкальных произведений учащийся справляются с определением  их  основных средств музыкальной   выразительности;

 

б) не вызывает затруднений  у учащихся и определение жанров.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов

 

 

Значимость формирующего этапа эксперимента была обусловлена решением задач: способности оценить произведения музыкального искусства во время восприятия и выражения своих эмоций во время исполнения музыкальных произведений.

 

Именно качество усвоенных знаний: объем, системность, осмысленность, прочность, действенность и уровень владения умениями и навыками исполнения музыкальных произведений и стали основными показателями успешности обучающего эксперимента.

 

Важным показателем эффективности проводимой на обучающем этапе эксперимента работы явилось  изменение уровня музыкальной культуры испытуемых, которые фиксировалось нами степенью способности понимания и пристрастия музыкальным произведениям в разных видах деятельности на внеклассных занятиях по музыке.

 

Таким образом, сопоставление данных, полученных по всем формам контрольных проверок (анкетирование, тестирование, творческие задания) подтвердило гипотезу нашего исследования. 

 

Таблица № 4

 

Критерии и показатели эффективности формирования гармонично развитой личности

 

Критерии

 

Показатели

 

I. Музыкальный слух.

 

– Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада.

 

– Владение широким диапазоном голоса.

 

– Слуховое  внимание.

 

II. Музыкальная память.

 

–  Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала.

 

–  Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться.

 

III. Чувство ритма.

 

– Точность, четкость передачи ритмического рисунка.

 

IV. Творческие навыки.

 

– Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок.

 

– Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами.

 

 

2.2 Проверка эффективности  беседы о музыке на внеклассных  занятиях как средства формирования  гармонично развитой личности

Беседа о музыке в системе музыкального образования строится на формировании музыкальной культуры учащихся в процессе общения их с высокохудожественными образцами народной, классической и современной отечественной и зарубежной музыки. Школьников необходимо научить эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки на основе усвоенных ими знаний, воспитывать потребность в слушательской деятельности.

 

Слушательская деятельность призвана содействовать:

 

а) развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и учебно-творческих способностей;

 

б) освоению музыкальных произведений и знаний о музыке;

 

в) овладению практическими умениями применять усвоенные музыкальные знания;

 

г) воспитанию музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств; любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

 

В процессе слушательской деятельности формируются следующие представления:

 

– об образной природе музыкального искусства; о воплощении в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношений к природе, к жизни;

 

– о музыке народной и профессиональной; о композиторе — исполнителе — слушателе; о музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края;

 

– о выразительности и изобразительности в музыке; интонации и развитии в музыке; песенности, танцевальности, маршевости; основных средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад);

 

– о различных видах музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоро­вая, оркестровая); многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо);

 

– о певческих голосах (детские, женские, мужские); хорах (детский, муж­ской, смешанный); музыкальных инструментах; оркестрах (народных инструментов; духовом, симфоническом);

 

– о музыкальном искусстве в жизни страны: государственном музыкальном символе — Гимне России; музыкальных традициях родного края; важнейших событиях музыкальной жизни (конкурсы, фестивали и др.) [2, с.22 – 23].

 

Беседа о музыке не ограничивается только слушательской деятельностью. Как подчеркивает Д.Б.Кабалевский, уделявший в своей деятельности большое внимание данной форме приобщения школьников к музыкальному искусству, беседы о музыке могут включать в себя рассказ о музыке, ее исполнение на каком-либо инструменте, ответы на вопросы детей, пение любимых песен под аккомпанемент музыканта-педагога.

 

Вопрос о содержании и форме проведения бесед о музыке Д. Б. Кабалевский рассматривает в книгах «Как рассказывать детям о музыке?», «Ровесники: Беседы о музыке для юношества». При этом автор отмечает принципиальную разницу между уроками музыки и беседами о музыке.

 

Принципиальная разница между уроками музыки и беседами о музыке состоит в том, что для бесед характерны эпизодический характер занятий, свобода выбора содержания, а для уроков музыки – систематичность, следование определенной программе.­

 

Общую направленность бесед о музыке Д. Б. Кабалевский формулирует сле­дующим образом: «Каждую беседу о музыке саму по себе надо рассматривать как частицу накапливаемого опыта слушания музыки, как частицу нового ее познания и, следовательно, понимания» [13, с.77].

 

Д. Б. Кабалевский отмечает, что тематика бесед о музыке для детей и юно­шества практически не имеет границ, «особенно если представить себе, какие широчайшие горизонты открываются при рассмотрении музыки в ее сочета­нии с другими искусствами, с различными событиями истории человечества, короче говоря — во всех ее жизненных связях» [13, с.69].

 

Особое внимание придает Д.Б.Кабалевский совместному (музыканта-педагога и детей) обсуждению прослушанной музыки, подчеркивая, что «совместное обсуждение может дать лучший результат, чем высказывание беза­пелляционным тоном своих собственных убеждений» [13, с.78].

 

В своих книгах «Как рассказывать детям о музыке?» и «Ровесники» Д. Б. Ка­балевский делится своим богатым опытом организации и проведения бесед о музыке и излагает собственные размышления, выводы, которые сделаны на основе многолетней работы. При этом композитор-педагог всякий раз не про­сто приводит какой-либо интересный пример, наблюдение, но и объясняет, в чем смысл обращения к нему. Например: «Юные слушатели гораздо основательнее усваивают музыку, если все произведения, включенные в программу, объединены какой-либо близкой им, интересной темой, способной увлечь их. Слушая под углом зрения такой темы всю программу, они обязательно будут сопоставлять одно произведение с другим и все их соизмерять с общей темой. Надо ли говорить, насколько глубже такое восприятие в сравнении с тем, когда одно произведение слушается вслед за другим, "перебивая" друг друга без всяких сопоставлений, соизмерений, обобщений...» [13, с.70].

 

Ниже приведем пример знакомства детей младшего школьного возраста с циклом пьес – фантазией «Карнавал животных» Сен-Санса.

Карнавал животных

 

Цикл пьес «Карнавал животных» — одно из самых извест­ных и популярных произведений Сен-Санса. «Большая зоологи­ческая фантазия» — так назвал композитор «Карнавал жи­вотных». Сен-Санс не очень серьезно относился к этому произ­ведению, и оно было исполнено всего два раза при жизни автора.

 

 

Кроме Лебедя, все персонажи на этом карнавале представ­лены композитором в шутливом, а порой даже карикатурном виде. За образами животных зачастую виделись человеческие характеры, которые они олицетворяют. Может быть, поэто­му композитор не стремился публиковать и исполнять это про­изведение, слишком прозрачное для современников композито­ра? К тому же Сен-Санс имел репутацию «серьезного компози­тора» и он не очень хотел выглядеть несерьезно.

 

Фантазия композитора удивляет и свидетельствует об остроумии композитора: начиная с названия пьес, заканчи­вая составом музыкальных инструментов. Сен-Санс ис­пользовал довольно необычный инструментальный ансамбль в этом произведении: два фортепьяно, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, фисгармония, ксилофон и челеста.

 

Все инструменты используются зачастую как солирую­щие и звучат так ярко, что для многих поколений любителей музыки «Карнавал животных» стал «путеводителем по музы­кальным инструментам».

 

Тема: «Карнавал животных»

 

— Ребята, скажите, что такое карнавал? (Праздник, костюмированный маскарад).

 

— Действительно, карнавал — это костюмированный праздник в масках, и кто скрывается за ними, мы можем узнать лишь по характеру. Сегодня на карнавале будет много гостей: «Карнавал животных» состоит из 14 пьес, и в каждой из них, кроме последней пьесы, появляется как минимум один герой. Обычно мы слушаем все пьесы с начала до конца. Но на карнавале — шумном, веселом и хаотичном — мы познакомимся с разными героями по фрагментам из пьес.

Информация о работе Роль внеклассных занятий по музыке в школе