Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этого вопроса стоит особенно остро в наше время. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Терапевтические возможности музыкального искусства 5
2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки 8
2.1. Музыкотерапия 10
2.2. Вокалотерапия 12
2.3. Ритмотерапия 15
2.4. Фольклорная арттерапия 16
2.5. Терапия творчеством 17
2.6. Улыбкотерапия 18
2.7. Логоритмическая гимнастика 21
ВЫВОД 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Терапевтические возможности музыкального искусства.docx

— 48.80 Кб (Скачать файл)

Например:

1. Создание различных  двигательных образов. («Галоп»,  М. Дунаеского – скачка на  лошадях; «Вальс» из балета «Спящая красавица», П. Чайковского – плавные движения рук, вальстрование на месте; русские народные плясовые «Камаринская», «Калинка» - притопы, прихлопы, полуприсядка и т.п.).

2.Дириживование детским  шумовым (либо воображаемым) оркестром.  Очень полезно войти в образ  дирижера и представить себе, что ты – дирижер, управляющий  первоклассных оркестром. Практические  задание на дирижирование воспринимаемой  музыкой увеличивают заинтересованность  и вовлеченность в процесс  восприятия, что соответственно  приносит и нужный психотерапевтический  эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Вокалотерапия

Со времен самых древних цивилизаций  человечества людям известна целительная  сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение имеют Мантры.

На Руси с помощью вокалотерапии  издревле осуществлялось лечение. 
Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она предлагает пройти путь от унисона до созвучий, учит гармонизации внешнего и внутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами.

Как вариант активной музыкотерапии  может рассматриваться хоровое  пение.

Пение благотворно действует  на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует  гортань, щитовидную железу, сердце.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют  крепкое здоровье. Петь полезно в  любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для  снятия внутреннего напряжения и  для самовыражения.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий  аппарат, развивается дыхание, положение  тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее  состояние здоровья учащихся.

Забота о целенаправленном развитии детских голосов – необходимая  составная часть работы с хором, ансамблем. В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе.

После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого  зависит работоспособность человека.

Правильный подбор дыхательных  и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку  большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции  музыкотерапии (то есть не столько в  плане их произнесения, сколько в  плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки  рекомендации в этой специфической  области вокалотерапии будут  следующими:

Гласные звуки:

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного  мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует  сердечную деятельность, «прочищает»  нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной  железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует  работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетание:

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют  выброс из организма отработанных веществ  и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных  согласных звуков (лучше их пропевать):

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные  заболевания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Ритмотерапия

Ритмотерапия – танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально – ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Все начинается с того, что  мы вместе садимся в круг. Лица некоторых  еще напряжены, Вы не знаете, чего ожидать. У Вас в руках барабан, это  как пульт управления своим состоянием, как лодка для путешествий  в другие миры. Еще несколько приготовлений, покашливание, голос инструктора…  И первый ритм сотрясает пространство вокруг нас. Все ожило, стало подвижным, окружающий мир сразу стал другим, более реальным, насыщенным. Вы как  будто проснулись, вышли из забытья, в наших лицах засияла улыбка…

Всевозможные ритмы составляют основу нашей жизни. Это ритм биения сердца, ритм дыхания. Это приливы  и отливы, смена дня и ночи, ритм Вселенной. Звуковая волна и  свет, все, что мы видим и слышим, состоит из ритмов.

Играя на барабане, мы уже  не просто пассивные слушатели, мы становимся непосредственными участниками  и творцами ритма, который преображает  окружающее пространство. Поэтому, с  помощью практики барабанов, мы действительно  можем изменить ситуацию, создать  свой собственный мир.

Например:

1. Игра «Ритмическое эхо» - учитель дает ритмический рисунок,  который все дети, хлопая в  ладоши (играя на барабане) должны  повторить.

2. Ритмизация собственных имен и фамилий.

3. Коллективная импрозизация  ритма (исполнение доступных ритмических рисунков).

2.4. Фольклорная арттерапия

Русский песенный фольклор – это естественная система интегративной  арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые  инструкции по сохранению целостности  человеческой личности.

Все – кисти рук, ног, мышцы, кровь – все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда  человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни  развивают музыкально - творческие способности детей. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную  сферу, художественно – образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные  творческие проявления детей, в том  числе и в инсценировании русских  народных песен. Использование может  сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.

Создавая условия, побуждающие  человека к занятиям искусством, можно  разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Терапия творчеством

Творчество –  такая деятельность, в результате которой человек получает нечто  новое и оригинальное. Продукт  творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, мыслеедставлений, внутренних конфликтов.

Терапия творчеством  развивает такие функции, как  восприятие, воображение, мышление, внимание. Это имеет огромное значение для  детей и подростков, но и взрослые отмечают для себя некоторые изменения. Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям, к чувствам и ощущениям. Творчество помогает раслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной энергетикой участников, найти единомышленников и друзей. 
Детское творчество помогает развить чувства меры, красоты, помогает раскрыть детский потенциал, благотворно влияет на моторику, помогает быстрее разобраться в цвете, в форме, нормализует гиперактивность, ребенок быстрее развивается, общаясь со сверстниками и получая новые знания и навыки.

Что может  использовать учитель музыки в терапии творчеством?  
Это лепка и рисование в различных техниках, создание масок для постановок музыкального спектакля. К терапии творчеством относятся также написание стихов, сказок, рассказов, шитье, создание кукол, коллажей, композиций из природных материалов, работа с песком, создание оберегов и оригами. Многие виды терапии имеют свои корни в прошлом, в народной культуре.

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Улыбкотерапия

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его  качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

А нам, людям XXI века, известно, что специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный  мир ребенка и повышает уровень  иммунных процессов в организме, т.е. приводит к снижению заболеваемости, активизация деятельности правого  полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводит к  оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь гасит доминантный  очаг возбуждения, связанный с болезнью. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под  колыбельную песню. Музыкотерапия  становится признанной наукой. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными  тенденциями в науке. Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных  музыкальных характеристик на мозг ребенка.

Другими словами, музыка может  стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные  занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект. Медленная  музыка в стиле барокко (И.С.Бах, А. Вивальди) даёт ощущение устойчивости, порядка, безопасности, создаёт духовную, стимулирующую среду.

Музыка В.А.Моцарта отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию памяти и пространственное восприятие, хорошо воздействует на психику, полезна  при многих соматических заболеваниях и язве желудка.

Музыка романтизма (Ф. Шуберт, П.И.Чайковский) подчеркивает выразительность  и чувственность, часто пробуждает индивидуализм, мистицизм. Эта музыка активизирует симпатию и дружелюбность, снимает раздражительность и  нервное напряжение.

Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез» Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» Рахманинова.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация  их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов.

При рациональной организации  уроки музыки способствуют снятию нервно-психических  перегрузок, восстановлению положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся. На уроке необходимо применять  и чередовать различные виды учебной  деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видеосюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного  интереса у учащихся к предмету "Музыка".

Восприятие музыки, её исполнение и создание являются основными формами  не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу каждый учитель музыки, осознаёт он это или нет, является стихийным  психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать  твердо установленными следующие факты:

-музыка оказывает заметное  воздействие на минутный объём  крови, частоту пульса, кровяное  давление, уровень сахара в крови;  

-повышает и понижает  мышечный тонус;

- стимулирует появление эмоций;

- улучшает вербальные и арифметические способности;

- стимулирует процессы восприятия и памяти; 

- активизирует творческое мышление.

Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.7. Логоритмическая гимнастика

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц, как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела.

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и  музыку.

Наример:

1. Логоритмическое упражнение  «Аист» - тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижнихконечностей.

2. Песня - игра «Две подружки»

На болоте две подружки, 
Две зеленые лягушки 
Утром рано умывались, 
(имитировать умывание)

Полотенцем растирались. 
(имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали, 
Ручками хлопали. 
Вправо-влево наклонялись 
И обратно возвращались. 
(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет: 
Всем друзьям - физкульт-привет! 
(резко поднять руки вверх)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

И как мы видим – уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями. Т.о – , здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Как мы видим, благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

Информация о работе Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки