Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этого вопроса стоит особенно остро в наше время. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Терапевтические возможности музыкального искусства 5
2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки 8
2.1. Музыкотерапия 10
2.2. Вокалотерапия 12
2.3. Ритмотерапия 15
2.4. Фольклорная арттерапия 16
2.5. Терапия творчеством 17
2.6. Улыбкотерапия 18
2.7. Логоритмическая гимнастика 21
ВЫВОД 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Терапевтические возможности музыкального искусства.docx

— 48.80 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Терапевтические возможности музыкального искусства 5

2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки                 8

2.1. Музыкотерапия                                                                      10                              

2.2. Вокалотерапия                                                                                      12

2.3. Ритмотерапия                                                                         15

2.4. Фольклорная арттерапия                                                                     16

2.5. Терапия творчеством                                                                           17  

2.6. Улыбкотерапия                                                                                     18                               

2.7. Логоритмическая гимнастика                                                             21

ВЫВОД                                                                                                                  23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                             24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

           Проблема сохранения и укрепления  здоровья школьников существует  уже достаточно давно. Здоровье  ребенка, его физическое и психическое  развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.

Актуальность этого вопроса  стоит особенно остро в наше время. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации  и последовательных действий в ходе учебно – воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья обучающихся.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся.

Наша задача – создать условия для сохранения здоровья детей, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Терапевтические  возможности музыкального искусства

О том, что определенные мелодии  способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали  в Древней Греции, за несколько  тысячелетий до нашей эры:

На священной горе Геликон  у темно-синего источника, окруженного  тенистыми лесами, живут вечно  юные музы-дочери Зевса-громовержца  и богини памяти Мнемозины. Когда  наступает ночь, поднимаются они, окутанные густым туманом, к вершине  горы и водят хороводы у жертвенника  всемогущему Зевсу. Неслышно касаясь  земли, легко кружатся музы. Красота  их необыкновенна. Но особенно славятся они пением. Пение это доставляет наслаждение, облегчает печаль; оно  заставляет забыть всякое зло. В своих  песнях музы воспевают «почтенные обычаи», «всеобщие законы и славят богов». Нередко впереди муз торжественно выступает Аполлон. Их пение он сопровождает игрой на золотой кифаре. Вся природа, как зачарованная, внимает тогда  чудесному хору. А стоит Аполлону и музам появиться там, где  обитают боги, как все смолкает. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и  тишина воцаряются на Олимпе. Так рассказывали древние греки. 

Большое место в их жизни  занимала музыка. Древние греки верили, что человек, которого с детства  обучали понимать и любить музыку, «не запятнает себя никаким неблаговидным  поступком… он будет полезен и  себе и родине, не допуская никакого  нарушения гармонии ни делом, ни словом, но всегда и всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок».

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.

Особенно интенсивно изучается  влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

    • влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
    • влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
    • воздействие на организм человека традиционных народных музыкальных направлений.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом  лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.

Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными  тенденциями в науке.

Отличительные особенности  здоровьесберегающих образовательных  технологий

    • отсутствие назидательности и авторитарности;
    • воспитание, а не изучение культуры здоровья;
    • элементы индивидуализации обучения;
    • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и обучающихся;
    • интерес к учебе, желание идти в школу;
    • наличие физкультминуток .

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий

 

    • учет возрастно-половых особенностей;
    • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
    • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся  (вводная часть, основная и заключительная);
    • использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих  технологий сохранять и укреплять  здоровье обучающихся?

Музыкальная терапия может  стать одним из эффективных методов  лечения школьных неврозов, которые  сегодня все больше поражают обучающихся  как в процессе получения образования, так и в современной жизни  вообще. Современная школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальные возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Содержание программы  по музыке учитывает психологические  особенности детей школьного  возраста (неустойчивость внимания, необходимость  в частой смене эмоциональных  состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная  отзывчивость, стремление к сопереживанию  в процессе восприятия музыки, недостаточная  вокально-слуховая координация и  др.), которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения  заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных  форм работы на уроке.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих  ситуаций, они относятся к тем  жизненно важным факторам, благодаря  которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через  постепенное расширение сферы общения  и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление  самосознания и активной жизненной  позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Принципы здоровьесбережения

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными  на современном этапе. Кризисные  явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной  деятельности у учащихся, снизили  их творческую активность, замедлили  их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. 
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова: «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной  технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя  и учеников. 
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: 
•   «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. 
•   Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Отличительные особенности  здоровьесберегающих образовательных  технологий

    • отсутствие назидательности и авторитарности;
    • воспитание, а не изучение культуры здоровья;
    • элементы индивидуализации обучения;
    • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;
    • интерес к учебе, желание идти в школу;
    • наличие физкультминуток.

На уроках учитель  применяет различные здоровьесберегающие технологии:

МУЗЫКОТЕРАПИЯ;

ВОКАЛОТЕРАПИЯ;

РИТМОТЕРАПИЯ;

ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ;

ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ;

УЛЫБКОТЕРАПИЯ;

ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

 

 

 

2.1. Музыкотерапия

Термин «музыкотерапия»  имеет греко-латинское происхождение  и в переводе означает «исцеление музыкой». Существует много определений  понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию  вспомогательным средством терапии.

Среди разнообразных музыкотерапевтических  приемов особый интерес вызывает метод импровизации, применяемый на уроках музыки в школе.  
Музыкальная импровизация – одна из форм продуктивной художественной деятельности. Импровизация способствует развитию музыкально – творческих способностей.  
          Под музыкально – творческой деятельностью понимается детское импровизационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направлено на раскрытие творческих способностей ребенка. В результате этой деятельности усилиями детей создается творческий продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических движений или инструментального сопровождения музыкальных произведений. Творческое проявление может быть реализовано и в освоении музыкальных, шумовых инструментов. Поиски детей могут быть направлены на «обследование» звуковых возможностей разных инструментов, выбор инструментов детского оркестра при инструментовке какого-либо произведения.

Традиции позитивного  использования инструментальной импровизации мы находим в педагогической системе  «элементарного музицирования» выдающегося  немецкого композитора Карла  Орфа. Обучая детей навыкам коллективного  музицирования, Орф использовал  импровизацию, игру на простейших ударных  инструментах. Применение элементов  системы Карла Орфа в музыкально-коррекционной  деятельности показывало положительную  динамику у детей: повышение психической  активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Информация о работе Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки