Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально - игривой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, как и настоящее время, проблеме развития музыкальных способностей уделялось много внимания. Но существовали различные точки зрения. Большое внимание природе способностей уделяли такие психологи, педагоги, и музыковеды, как: С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Е.В. Назайкинский, С.Л. Выготский, И.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин и другие. В их исследованиях указывается, что способности, материальной основой которых является особые свойства нервной системы, вырабатывающиеся в тех или иных видах деятельности, составляют единую динамическую систему.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 52.15 Кб (Скачать файл)

Чтобы развивать у детей  чувство ритма, выразительность  движения, на занятиях и в быту  детского сада можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью их является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированый текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев. В процессе  проведения  игр со  словом мы  развиваем у дошкольников  чувство ритма,  ритмично – мышечные  ощущения, активность и четкость  движений.

К сожалению,  воспитатели недооценивают значение музыкальных  игр в развитии  дошкольников  и поэтому  не часто  используют  их  в  быту  детского  сада. Одной  из причин, на которую указывают воспитатели, является  то, что  рекомендованные «Программой» игры - малоинтересны детям по тематике  и содержанию. Другой  причиной, о которой часто приходиться слышать от воспитателей, является  отсутствие времени   для   организации этого вида игр.

Такое  отношение  к  ценнейшему  музыкальному  материалу,  вызывает  недоумение.  Ведь    музыкальные  игры, помогают педагогу развивать у детей интерес к пению, музыке, воспитывает музыкальный слух, память, чувство ритма и умение правильно передавать мелодию. Дети учатся в этих играх передавать  в   движении   художественный    образ,    общий характер музыки

( веселый, бодрый, спокойный), форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности: скорость звучания ( темп), громкость звучания (динамику), соотнесение звуков по времени (ритм). Музыкальные игры развивают детское творчество, фантазию, воображение;  содействуют формированию  музыкального  вкуса и оценочных суждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно  начинать в дошкольном возрасте.

Изучив и проанализировав  психолого – педагогическую и методологическую литературу по проблеме развития музыкальных способностей детей, через организацию музыкально – игровой деятельности, мы выяснили, что на разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, проблеме развития музыкальных способностей уделяли много внимания такие психологи и музыковеды как: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.С. Лейтес, А.Н. Ландо, К.В. Тарасова. Они пришли к выводу, что музыкальность – это комплекс способностей, которые необходимо развивать  последовательно и планомерно. И что разные музыкальные способности развиваются у детей неодинаково.

Видный  отечественный  психолог - Б.М. Теплов, выделяет 3 основные музыкальные способности:

  • ладовое чувство;
  • музыкально – слуховые представления;
  • чувство ритма.

Все способности характеризуются  синтезом эмоционального и слухового  компонентов и имеют огромное значение в развитии ребенка. А  Ветлугина Н.А. и Н.Г. Кононова считают, что формирование музыкальных способностей целесообразнее всего осуществлять в  дошкольном  возрасте,  в музыкально – игровой деятельности.

Таким образом, можно сделать  следующие  выводы.

  1. Развитие музыкальных способностей имеет огромное значение в становлении личности ребенка как человека,  так и музыканта.
  2. Способности развиваются в различных видах деятельности.
  3. Музыкально – игровая деятельность является важным средством развития музыкальных способностей ребенка.
  4. Работа по развитию музыкальных способностей, через музыкально – игровую деятельность, должна осуществляться планомерно, систематически, с учетом индивидуальных возможностей дошкольников, в различных видах и формах  организации музыкальной деятельности  дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1  Учёт актуального  уровня развития чувства ритма  у детей старшей группы.

 

Педагогическое исследование проводилось в старшей группе ДОУ № 4 «Сказка». На первом этапе эксперимента нами была сформулирована цель исследования: проанализировать состояние музыкально-игровой деятельности  в повседневной  жизни детского  сада и выявить уровень развития музыкальных способностей каждого ребенка. Для достижения поставленной цели мы выбрали разнообразные методики:

  • беседа с воспитателями старшей группы;
  • анализ планов работы воспитателей;
  • беседа с детьми старшей группы;
  • наблюдение за самостоятельной музыкальной деятельностью детей;
  • проведение диагностики музыкальных способностей детей старшей группы.

Вначале мы проанализировали планы воспитателей и выяснили, что музыкально – дидактические   и другие  музыкальные игры практически не включаются в планирование, а, следовательно, не внедряются в повседневную жизнь детского сада.

В ходе беседы с воспитателями, а также через наблюдения за музыкальной  деятельностью детей, было установлено, что дети старшей группы имеют определенный опыт музыкальной деятельности, но эта деятельность организуется только музыкальным руководителем на занятиях, а самостоятельная музыкальная деятельность возникает очень редко и характеризуется примитивностью. Что  касается музыкально – дидактических игр, то для их проведения в группе отсутствует необходимый дидактический материал.

С целью выяснения индивидуальных интересов и предпочтений, с детьми была проведена беседа о музыке и  музыкально – дидактических играх. Содержание разговора фиксировалось по возможности дословно, с сохранением особенностей речи участников.  Анализ ответов позволил сделать вывод, что дети данной группы имеют весьма отдаленное представление о музыкально – дидактических играх, хотя и любят играть в музыкальные подвижные игры и имеют представление о музыкальных жанрах, характере музыке, отдельных средствах музыкальной выразительности.

Для проведения диагностики  нами был составлен критериально – оценочный аппарат. В качестве критериев развития чувства ритма, одного из компонентов музыкальных способностей, мы рассмотрели:

  1. Способность равномерного движения в соответствии с музыкой, т.е. умение «отмерять» одинаковые временные отрезки музыки с помощью мышечно-двигательных реакций (крупной моторики или внеречевых действий – шага, бега, поскоков, двигательных реакций кисти и пальцев рук);
  2. Слухомоторную способность обозначать последовательности и сочетание длительностей звуков в единой темпометрической организации – собственно  ритмическая способность.

Первый критерий характеризуется следующими показателями:

  • умение чувствовать  скорость метрической организации звуков и выполнение движений в медленном, умеренном и быстром темпе.
  • Умение выполнять равномерные движения (шаг, бег, поскоки) в соответствии с ритмом музыки;

Второй критерий характеризуется следующими показателями:

  • умение воспроизвести ритмический рисунок песни в хлопках и притопах;
  • умение воспроизвести несложный ритмический рисунок вслед за воспитателем ( в хлопках, на музыкальных инструментах);

Для проведения диагностики  нами были использованы следующие диагностические  средства: дидактическая игра –  текст «шаги великана, Тома и гнома», музыкально – ритмическое упражнение « марш, вальс, полька», дидактическая  игра -  текст « ладошки», дидактическая  игра « сыграй, как я».

Наглядно, данный критериально – оценочный аппарат может выглядеть следующим образом:

 

Таблица 1

Критерии развитие чувства ритма

Показатели

Диагностические средства

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Способность равномерного движения (с заданной скоростью)

Точное обозначение медленных, умеренных и быстрых шагов.

Воспроизведение шагов с 2-3 нарушениями  метрической координации.

Сбивчивое метрическое исполнение шагов, много несовпадений. Незавершенные  дорожки.

Дидактическая игра-текст  «Шаги великана, Тома и гнома».

 

 

Соответствие ритма движений ритму предлагаемых музыкальных  произведений.

Недостаточная точность в передаче ритма музыки в движениях.

Несоответствие ритма  движений ритму музыкальных произведений.

Музыкольно-ритмическое упражнение «Марш, вальс, полька».

Слухо моторная способность обозначать последователь-ность  и сочетания длительности звуков.

Безошибочное воспроизведение  ритмического рисунка без помощи воспи-тателя, одними ладошками (8 тактов)

Воспроизведе-

ние метра с 1-2 нарушениями и с некоторой помощью голоса.

Неверное, сбивчивое метрическое  исполнение с пением(4-5 тактов)

Дидактическая игра-текст  «Ладошки».

Четкое воспроизведение  ритмического рисунка на металлофоне  вслед  за воспитателем.

Воспроизведение ритмического рисунка вслед  за воспитателем с  ошибками.

Неправильное воспроизведение  ритмического рисунка.

Дидактическая игра «Сыграй, как Я».


 

Результаты приведенного обследования представлены в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2

Результаты диагностики  развитие чувства ритма у дошкольников.

Ф.И. ребенка

1 критерий

2 критерий

Средний показатель

Показатели

1

2

3

4

Данил М.

Н

С

С

С

С

Настя Б.

С

С

С

Н

С

Артем Г.

Н

С

Н

С

Н

Таня Р.

Н

Н

Н

Н

Н

Маша С.

Н

Н

Н

Н

Н

Миша В.

Н

С

С

С

С

Карина Ю.

С

С

С

С

С

Саша В.

Н

Н

Н

С

Н

Олеся Ж.

Н

Н

Н

Н

Н

Леша П.

В

В

С

В

В


 

Анализ результатов тестирования дал возможность определить 3 уровня развития чувства ритма у дошкольников. Низкий уровень выявлен у 50% детей. Эти дети допускали много ошибок, постоянно обращались к помощи взрослого, не правильно воспроизводили ритмический рисунок. Средний уровень был выявлен у 40% детей. Эти дети  проявляли внимание и интерес к играм – тестам « Ладошки» и « Шаги великана,  Тома и гнома». Но, т.к задания были более сложные, выполняли их не всегда точно, с ошибками или с помощью взрослого. Более удачно были выполнены задания « Сыграй, как я» и « Марш, вальс, полька». Высокий уровень развития чувства ритма был выявлен лишь  у одного ребенка - Милены Ю. (10%). Она безошибочно воспроизводила ритмический рисунок, хорошо выполняла ритмические движения в предлагаемых музыкальных произведениях, делая все эмоционально и выразительно.

Учитывая тот факт, что 90% детей обладают низким и средним  уровнем развития музыкально – ритмических способностей, что бесспорно, неблагоприятно влияет на общее и музыкальное развитие детей, возникает необходимость организации систематической работы, направленной на повышение уровня развития музыкально – дидактических игр у дошкольников старшей группы.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анисимов, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников  [Текст]: методическое пособие / Г.И. Анисимов.- М.: Школьная Пресса, 2007.- 128 с.
  2. Антипина, Е.А. Музыкальные праздники в детском саду [Текст]/ Е.А. Антипина. - М.: Сфера, 2007.- 140с. 
  3. Брайкин, В.Б. Психология музыкальной деятельности [Текст] / В.Б. Брайкин. – Ярославль. «Академия развития», 2003.- 240с.
  4. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: учебное пособие / Н.А. Ветлугина.- М.: Просвещение, 1989.- 270с.
  5. Ветлугина, Н.А. Теория  и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина.- М.: Просвещение, 1989.- 255с.
  6. Гогоберидзе,  А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: современные педагогические технологии. /А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-346с. 
  7. Давыдова, М.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / М.А. Давыдова.- М.: ВАКО, 2006. 
  8. Выродова, Н. Музыка в развитии младенца [Текст] / Н.М. Выродова //Дошкольное воспитание.- 2003.-№4.-с.86.
  9. Дубровская, Е.А. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / Е.А. Дубровская.- М.: Просвещение, 1991.- 233с.
  10. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / М.Б. Зацепина.- М.: Мозайка – Синтез, 2008.- 88с.
  11. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] /  А.Н. Зимина.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 304с.
  12. Зимина, А.Н. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Зимина.- 1999.- 179с.
  13. Комисарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников [Текст] / Л.Н. Комисарова.- М.: Просвещение, 1986.- 144с.
  14. Комисарова, Л.Н. Ребенок в мире музыки [Текст]/ Л.Н. Комисарова.- М.: Школьная Пресса, 2006.- 128с.
  15. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах [Текст] / Н.Г. Кононова.- М.: Просвещение, 1990.- 159с.
  16. Кононова, Н.Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников [Текст] / Н.Г Кононова.- М.: Просвещение, 1982.- 96с.

Информация о работе Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально - игривой деятельности