Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:14, реферат

Краткое описание

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, моему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в младшем школьном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому.

Содержание

Введение.
1. Чувство ритма у детей младшего школьного возраста.
2. Музыкальная память у детей младшего школьного возраста.
3. Музыкальное мышление у детей младшего школьного возраста.
4. Музыкальный слух.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на аттестацию.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

явление имеет место, если скорость ударов метронома не выходит за

определенные пределы, если она  не слишком мала и не слишком велика.

Но фактически дело обстоит так, что в период первоначального  развития чувства

ритма, т.е. в период, оказывающий  иногда решающее влияние на всю «ритмическую

будущность» ученика, последний имеет  дело почти исключительно с медленными

ритмами.

       Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства

ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику.

Арифметический расчет, как и  другие опосредствующие приемы, может  играть при

этом лишь вспомогательную роль. Он нужен и полезен, поскольку  способствует

проявлению чувства ритма, он бесполезен, а педагогически даже и вреден,

поскольку выступает в качестве замены музыкально ритмического чувства. В

предыдущем изложении приводились  уже некоторые факты и соображения, говорящие

о том, то без помощи ритмического чувства на основе только «расчета» нельзя

решить музыкально-ритмических  задач. Эксперименты Меймана показали, что

опытные пианисты в условиях, когда  они не могут опираться на чувство

музыкального ритма, совершенно неудовлетворительно  решают такие элементарные

задачи, как воспроизведение интервалов вдвое, втрое и вчетверо короче

заданного. Но ведь это простейшая ритмическая задача, без которой  не может

обойтись никакое исполнение музыки. И оказывается, что даже ее нельзя хорошо

решить на основе арифметического  расчета. Далее, я указывал на то, что вопрос

ритмического совершенства исполнения с количественной точки зрения есть

вопрос об исполнении с точностью  до сотых и тысячных долей секунды. Но такая

точность никак не может быть достигнута путем арифметического  расчета или

каким-нибудь другим интеллектуальным путем.

       Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно)

переживать музыку, чувствовать  эмоциональную выразительность  музыкального

ритма и точно воспроизводить последний. В раннем возрасте музыкально-

ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно

непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями,

более или менее точно передающими  ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех

проявлений музыкальности, которые  связаны с восприятием и воспроизведением

временного хода музыкального движения.

       Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его

ритмическая организация. Как уже  говорилось, временное начало, ритмический

рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа.

Ритм, пульсация, движение, действие –  по сути своей характеристики одного и

того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как

средство музыкального развития. В  прогрессивных педагогических системах

музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как  музыканты

признавали за ним возможность  не только совершенствовать тело, но и  развивать

духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если

у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно

воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».

 

 

        2. Музыкальная память у детей младшего школьного возраста.       

       Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на

детей самого раннего возраста. Более  того, и это доказано, даже

внутриутробный период чрезвычайно  важен для последующего развития человека:

музыка, которую слушает будущая  мать, оказывает положительное влияние  на

самочувствие развивающегося  ребенка (может быть, и формирует его вкусы и

предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать

условия для формирования основ музыкальной культуры детей  дошкольного

возраста.

       Вопрос музыкальной памяти – это отдельный вопрос в музыкальном воспитании и в

музыкальной педагогике, так  как музыкальная память включает в себя синтез

различных видов памяти, таких как зрительная, логическая, тактильная,

моторная, эмоциональная, слуховая.

Автор лекций по курсу методики обучения игре на фортепиано Л.А. Москаленко

«Донотный период обучения юного пианиста» предлагает следующее  трактование

вопроса музыкальной памяти.

      Музыкальная память – явление комплексное. Она складывается из различных видов

памяти – общих и  специфических музыкальных. Известный педагог Л. Маккинон

сравнивает память с  лифтом, держащимся на нескольких тросах: если обрывается

один из тросов – остальные  удерживают лифт.

Логическое мышление связано  с осмыслением нотного текста, его анализом.

Естественно, что маленькому ребенку анализ доступен лишь на самом примитивном

уровне, однако, необходимо приучать его к размышлению над  текстом.

Любой вид изучения текста закладывает основы логического  мышления, развивает

логическую память. Следует  помнить, что логический вид памяти годиться лишь

для работы над произведением, для сцены логическая память «медлительна».

Музыкальная память подразумевает  под собой и моторную память.

Моторная память – это  запоминание движений рук и пальцев. Чтобы выработать

моторную память необходимо много  тренироваться, поддерживая активность

движений и постоянную аппликатуру.

       Выработку моторности следует начинать с первых лет обучения. Особенностью

моторной памяти является постепенное  увеличение единицы технического

мышления. Вначале ученик обдумывает каждый звук. Затем педагог предлагает

думать «на раз», а играть в  этот момент четыре звука. Это просто, если думать

«раз», а быстро прослушивать шестнадцатые. Сначала это делается с

остановками. Потом они сглаживаются. Единицы укрупняются «на раз» - 6 или 8

звуков.

      Улучшению моторной памяти всегда способствуют крепкие, а не вялые, ничего не

запоминающие пальцы.

Говоря о музыкальной памяти, нельзя упустить эмоциональную сторону, которую

обеспечивает эмоциональная память, она является одним из самых сложных видов

памяти.

      При изучении произведения она находится как бы на периферии, возникает

спонтанно,часто неосознанно, а  отсюда и нелогично. И в тоже время  это самый прочный и

надежный вид памяти во время  сценического выступления, так как эмоциям

удается соединять в себе все  виды навыков, необходимых для исполнения

произведения.

      Для формирования эмоциональной памяти необходимо постоянно проверять,

анализировать точность, искренность,  правильную меру чувств, их логику. Но

это сложно даже для взрослых исполнителей. Часто эмоции (требующие нервных

затрат) заменяются умозрительностью: мыслями о чувствах. Разработка и

переживание эмоционального сюжета дается не просто, часто образуются

«эмоционально пустые места», которые опасны на сцене.

С детьми решение этой проблемы усложняется. Известно, что музыка не имеет

конкретного внутреннего содержания и расшифровывается с помощью  жизненных

ассоциаций. Музыкально-ассоциативные  основы следует закладывать с  раннего

детства.

      Расширение ассоциативного фонда никогда не следует прерывать. Он  усложняется

и обогащается в связи с изменением репертуара. Должны появляться различные

оттенки чувств: «печально до боли», «в душе печально и светло».

Но, главное, любое изменение эмоционального состояния должно иметь свое

выражение в туше: «малейшее движение души» проявляется в характере  движения,

прикосновении, способе интонирования. И пусть эти попытки поначалу будут

неуклюжими – важно указать  ученику нужное направление.

       Заключительным этапом в комплексном явлении – музыкальная память – считается

слуховая память, она универсальна. Проявление слуховой памяти мы можем  видеть

в запоминании ритма, мелодии, гармонии и др. Развивается вместе с общим

музыкальным развитием ребенка.

        Некоторую сложность в обучении представляют дети – «гудошники», у которых

иногда по несколько лет отсутствует  контакт слуха с голосом. Часто  правильно

запомнив песню, они, верно проговаривая ритм, не слышат внешнего звучания

мелодии – она у них звучит внутри. Проверить, помнит ли ребенок мелодию,

можно с помощью ритма и гармонии.

        Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что развитие музыкальной памяти

– достаточно серьезный и сложный  процесс, т.к. одновременно с развитием

музыкальной памяти развивается синтез многих других видов памяти. Развивать

музыкальную память желательно с самого раннего детства, но возможно и в  более

поздние периоды жизни человека.

 

 

       3. Музыкальное мышление у детей младшего школьного возраста.      

В музыкальном мышлении наблюдаются все признаки мышления как такового, кроме

одного: в музыкальном мышлении (в предлагаемом здесь понимании) отсутствует

сознательная составляющая, а именно – различение сходного и несходного,

анализ звучащей информации и синтезирование идеального представления о

звучащем феномене происходят бессознательно.

       Проблема формирования музыкального мышления является одной из самых

притягательных в музыкознании, музыкальной педагогике и психологии. Ответ на

вопрос, как сформировать музыкальное мышление учащихся мог бы скоординировать

усилия многих учёных, методистов, учителей музыки в поиске наиболее

оптимальных способов преподавания музыки в общеобразовательной школе.

В музыковедении делаются попытки  создать целостную концепцию  музыкального

мышления на основе применения идей современной психологии, эстетики,

лингвистики, теории информации, кибернетики  и т.д. Но наиболее эффективным,

на наш взгляд, является подход к музыкальному мышлению со стороны  именно

музыки. Специфика музыкального мышления в творчестве, исполнении, восприятии

побуждает нас глубже проникать  в природу самого музыкального искусства  и

именно там искать ответы, столь  необходимые сегодня музыкальной  педагогике.

Достоинство музыкального искусства  заключается не в конкретике изображения

каких-либо картин или явлений, а  в обобщённом выражении в музыке чувств,

мыслей, идей. Чтобы наиболее обобщённым образом подойти к проблеме

музыкального мышления, попытаемся рассмотреть её в сравнении с  самыми

стержневыми сторонами мышления, тем более что законы мышления в музыке,

конечно, соотносятся с общими законами и принципами мышления вообще.

В философском аспекте обращает на себя внимание три основные функции

мышления: познание существенных связей и отношения предметов и явлений,

творческое созидание новых идей, способность к вычленению, удержанию и

оперированию всем объёмом понятий, образов. представлений. С психологической

точки зрения, мышление - это целенаправленное использование, развитие и

приращение знаний. Эти трактовки  не противоречат, а во многом совпадают и

дополняют друг-друга, потому что в  каждом из философских аспектов

присутствуют психологические  и наоборот. Анализ различных подходов в изучении

Информация о работе Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста