Развитие музыкального мышления у учащихся старших классов в процессе вокально – хоровой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1) изучить и проанализировать теоретические основы исследования музыкального мышления;
2) изучить и проанализировать возможности вокально – хоровой работы в развитии музыкального мышления у старших школьников;
3)обобщить практический опыт накопленный музыкантами – педагогами в написанных ими научно-теоретических работах и программах по музыки;
4)организовать опытно-экспериментальную проверку по развитию музыкального мышления;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………. 3 стр.
Глава 1. Теоретические основы исследования музыкального мышления
1.1 Понятие и виды мышления…………………………………………………………….6 стр.
1.2 Сущность, структура и механизмы музыкального мышления………….. 11 стр.
1.3 Мышление на уроках музыки…………………………………………………………17 стр.
1.4 Возрастные особенности старшего школьного возраста…………….19 стр.
1.5 Игра, как ведущий вид деятельности в развитии музыкального мышления у старших школьников на уроках музыки в процессе вокально – хоровой работы………………….23 стр.
Глава 2. Изучение и анализ педагогического опыта по проблеме развития музыкального мышления в процессе …………………….. 27 стр.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального мышления в процессе вокально – хоровой работы………………………………………………………. 29 стр.
Заключение…………………………………………………………………………………………… 33
стр.
Список используемой литературы………………………………………………………. 35 стр.
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 85.30 Кб (Скачать файл)

30. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Ч.1. Музыкальное произведение как феномен. - М.: Музыка, 1990.

31. Цыпин Г. М. Психология музыкальной  деятельности: проблемы, суждения, мнения. - М.: Интерпраис, 1994.

32. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: психологический очерк. М., 1966.

 

 

 

Приложение:

Фантастический музыкальный  инструмент

Цель игры – развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального воображения и ассоциативного музыкального мышления школьников, закрепление знаний о музыкальных инструментах.

Дидактический материал: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Методика и техника  игры. Музыкально-дидактическая игра проводиться в традиции известной сюрреалистической игры: рисунок в несколько рук. Выбираются несколько участников игры, которые будут «конструировать» фантастический музыкальный инструмент. Первый участник рисует на доске часть какого-либо инструмента, обязательно зная его применение (например, клавиатуру фортепиано). Второй ученик игры использует её в качестве элемента другого музыкального инструмента, с иным применением. Точно так же поступает и следующий участник: он не восполняет рисунок первых двух, а по-новому трансформирует их замысел. Конечный результат может представлять собой нечто фантастическое, поскольку ни одна из частей музыкального инструмента не завершена. Обычно конечный продукт интересует  играющих меньше всего, так как их захватывает сам процесс конструирования нового музыкального инструментов в необычном качестве. В итоге изображение фантастического музыкального инструмента может дать импульс к сочинению рассказа (появляется необычный персонаж, играющий на  этом инструменте, фантастический пейзаж, город). Стимул к воображению в данной игре рождается интуитивным улавливанием новой связи между частями фантастического инструмента.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ (на развитие мышления)Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.

Для детей старшего возраста можно  видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать  конкретные предметы, относящиеся к  обобщающему слову. Транспорт –  …, птицы – …

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУИспользуются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

Кто как кричит.

Цель игры – развитие навыков вокальной импровизации.

Методика и техника  игры. Учитель читает стихотворение А. Барто «Кто как кричит» и определяет вместе с ребятами количество персонажей. Учащиеся подбирают карточки с мелодическими движением для каждого персонажа и дают характеристику изобразительным интонациям, а затем сочиняют мелодии на текст стихотворения. Голосом, мимикой, позой, движениями ребята изображают петушка, курочку, птичек, кошку, собачку, ворону и корову.

 Игры, направленные на развитие музыкального мышления.

 «Ключ к неизвестному»

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности процесса мыслительного.

Ход игры:

1.Детям старшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии ( можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п. ). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

2.Вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:

К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет  свойства? и т.д. Представьте, что  перед вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы  вы можете задать, чтобы понять, что  это? Постарайтесь задать как можно  больше разных вопросов и заполнить  схему: каждая стрелка соответствует  новому типу вопроса с новым ключевым словом.

Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь –  вода, сильный – слабый, веселый  – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

Упражнение на развитие мышления «Веселый счет»

Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников.

Для проведения этого упражнения заранее заготавливается  комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится  на 2 команды. Команды выстраиваются  в шеренгу напротив ведущего, перед  которым стоят по два стула.

 

Каждый  игрок получает карточку с одной  из цифр. После того, как ведущий  для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся  на стулья так, чтобы можно было прочитать  ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим  должны сесть участники, у которых  в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать  это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

 «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАЙКА.»

Цель игры: активизировать у детей творческие ассоциативные способности, вызвать в них интерес к музыке, развить мелкую моторику рук.

Оборудование: комплект цветной мозаики (на каждого  игрока по комплекту), музыкальные записи.

Ход игры.

Взрослый  говорит о том, что музыку можно  не только исполнять, слушать, но и рисовать и даже выкладывать при помощи мозаики, чем сейчас и займутся игроки. Дети устраиваются каждый за своим  столом или располагаются на ковре - кому как удобно. Каждый из них получает по комплекту обычной игровой мозаики. После ознакомления с условиями дети приступают к игре. Перед игроками ставится задача: в течение того времени, пока звучит музыкальное произведение, выложить мозаикой любые фигуры, используя те цвета, которые »подсказаны» музыкой.

Примечание. В качестве музыкального репертуара рекомендуется использовать произведения П. Чайковского (из Детского альбома»), С. Прокофьева, Д. Кабалевского  и других композиторов. Произведения могут звучать в записи или в живом исполнении.

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ».

Цель игры: игра направлена на выявление и развитие творческих задатков.

Необходимое оборудование: магнитофон, музыкальная фонограмма с записью скрипичного концерта или рапсодии, пляски «Казачок», танца «Канкан», вокального дуэта.

Ход игры: Ребятам представляется возможность попробовать свои силы в качестве артистов театра. Перед игроками ставится следующая задача: мимикой, жестами озвучить стихотворение, которое читает учитель.

 

 «Времена года». С целью определения характерных признаков времени года детям предлагалось послушать несколько различных по характеру фрагментов музыкальных произведений и ответить на вопросы: Почему они определили именно это время года? Какие средства музыкальной выразительности использовал автор для передачи в произведении его настроения?

«Я - великий сказочник». Детям зачитывался фрагмент стихотворения или сказки, а затем предлагалось прослушать фрагмент музыкального произведения. Они должны были ответить на вопрос: «Какому моменту в сказке соответствует данная музыка?» Затем им предлагалось прослушать продолжение этого музыкального произведения. При этом продолжение сказки дети должны были придумать сами. В процессе выполнения данного типа заданий дети должны были ответить на вопросы: Почему они решили, что этот музыкальный фрагмент подходит именно к данному фрагменту сказки? Какие средства музыкальной выразительности подсказали им это? Какие средства музыкальной выразительности подсказали им содержание продолжения сказки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 


Информация о работе Развитие музыкального мышления у учащихся старших классов в процессе вокально – хоровой работы