Работа над музыкальным образом на уроках музыки в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 01:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. Проблема раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора и умение передать характерное данного автора, данного жанра, данной эпохи – всегда актуальна в музыкальной педагогической работе.
Процесс воспитания грамотного, увлеченного слушателя музыки, любителя музицирования достаточно сложен и долог. Одной природной интуитивности недостаточно, как и невозможно вложить понимание без желания ученика воспринимать.
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Психолого-педагогический аспект восприятия музыкального произведения младшими школьниками ……………………………………..… 6
1.2 Специфика музыкального образа…………………………………….. 10
1.3 Методические особенности работы над музыкальным образом на уроках музыки ………………………………………………………………….. 15
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Организация и методы исследования………………………………....21
2.2 Описание опытной работы над музыкальным образом на уроках музыки…………………………………………………………………………....26
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов…………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 41

Вложенные файлы: 1 файл

Муз. Образ 1.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Игра "Если это..."

Задача: активизировать включение знаний и опыт учащихся, научить ребенка уходить от стереотипов.

На уроках при обсуждении прослушанной музыки иногда возникают ситуации, когда необходимо активизировать знания детей, полученные ранее. В этом случае всегда предлагаю поразмыслить, что станет с произведением, если в нем поменять звучание музыкальных инструментов или музыкальные средства выразительности. Суть игры заключается в том, что предлагаю учащимся взять из коробки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут быть уже пройденные на уроках музыкальные инструменты, название темпа или динамического оттенка. Учащимся предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему: если это будет виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет напоминать. Облегченный вариант этого метода - карточки с названиями животных, растений, стихий, игрушек.

Итак, исходя из того, что было сказано выше, используя систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления через организацию проблемно-поисковой ситуации, самым важным результатом в своей деятельности считаю приобщение учащихся к музыкальной культуре, их умение понимать и раскрывать содержание музыкальных произведений через раскрытие музыкальных образов (от простых в программной, до многогранных – в  образцах симфонической музыки).

Итак, работая над этой темой, я пришла к выводу, что систематическая работа над музыкальным образом необходима: невозможно понимать музыку,  не погружаясь в неё полностью. И учить этому надо с самых первых занятий.

 

2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов

Целью контрольного эксперимента является выявление эффективности проведённой опытной работы в экспериментальном классе.

Для реализации данной цели были использованы аналогичные методики, как и на констатирующем эксперименте, но взят другой музыкальный материал.

  «Открой себя через  музыку» («Полонез». М. Огинского).

  «В гостях у сказки» («Детский альбом». П.И. Чайковский).

  «Море волнуется – раз...» («Картинки с выставки». М.П. Мусоргский).

Обобщённые результаты диагностического исследования представлены на рисунке 2.2

Рис. 2.1 –  Обобщённые результаты констатирующего этапа исследования

ЭК – экспериментальный класс

КК – контрольный класс

 

Анализируя полученные результаты можно отметить положительную динамику как в экспериментальном, так и в контрольном классах. Однако, в экспериментальном классе произошли существенные изменения в положительную сторону.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1 – Сравнительные результаты уровней восприятия музыкального произведения контрольного и экспериментального классов (%)

Класс

Начало эксперимента

Конец эксперимента

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальный

10

20

70

40

50

10

Контрольный

15

15

70

20

40

40


 

Анализируя полученные результаты, можно отметить следующее:

В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что в ЭК на конец эксперимента 40% учащихся характеризуются единством эмоционального и интеллектуального, способностью воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. В контрольном классе за это время только 5%  учащихся повысили свой уровень.

У 50% детей ЭК восприятие и понимание музыкальных образов носит не всегда адекватный характер. Анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность. Учащиеся допускают неточности в определении лада, не могут передать услышанный образ через пластику и движения. В КК Со средним уровнем 40% учащихся.

В ЭК 10 % детей остались на низком уровне, то есть у них восприятие музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное, интерес к восприятию музыкальных образов отсутствует. Речевые коммуникации носят личностный характер, но не адекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность. У детей с низким уровнем восприятие музыки поверхностное, отсутствует сосредоточенное вслушивание в произведение, поэтому не происходит достижение «пикового» состояния. В контрольной группе на низком уровне находятся 40% человек.

Итак, полученные результаты подтверждают эффективность нашей методики организации работы над музыкальным образом на уроках музыки.

Выводы по 2-ой главе

На уроках музыки обучающая деятельность педагога должна представлять собой разнообразие в выборе форм, методов и средств воздействия и предполагать активизацию познавательной деятельности учащихся. Методы активизации работы над музыкальным образом представляют собой систему действий учителя, создающих стимулы и побуждающие детей включаться в процесс обучения.

Такими методами могут быть:

– многократность музыкального восприятия, что ведет к закреплению в памяти музыкально-слуховых представлений и определяет избирательный подход и отношение к произведениям;

– творческая переработка в сознании учеников получаемой информации, многообразие в формах проверки знаний на уроке;

– применение игр и игровых ситуаций;

– введение проблемного обучения;

– увеличение роли наглядности в обучении с целью привлечения к восприятию как можно больше органов чувств.

При анализе произведения необходимо уяснить те средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор для изображения характера музыкального образа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате анализа научно-методической литературы по исследуемой проблеме можно сделать следующие выводы:

Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это – ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм:  они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.

Музыкальный образ – это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.

Значение музыкального образа является обобщением, которое строится на основе переживания выразительной функции образа. Музыкальные образы обозначают постольку, поскольку они выражают.

Образ в музыкальном искусстве, если, конечно, он художественно состоятелен, всегда наполнен определенным эмоциональным содержанием, отражая чувственную реакцию младших школьников на те или иные явления действительности.

Музыкально-образное мышление является необходимым условием восприятия или воспроизведения художественного содержания музыкального произведения. Оно характеризуется тем, что основано на образном материале. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные звуковые последования, содержанием которых являются чувства, эмоции и переживания человека.

На уроках музыки обучающая деятельность педагога должна представлять собой разнообразие в выборе форм, методов и средств воздействия и предполагать активизацию познавательной деятельности учащихся. Методы активизации музыкального восприятия представляют собой систему действий учителя, создающих стимулы и побуждающие детей включаться в процесс обучения.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что работа над музыкальным образом с младшими школьниками будет эффективной, если:

 – она будет проводиться систематически и целенаправленно;

– основана на идее развивающего обучения, которая содержит живой процесс познания, осмысления и творческого овладения учебным материалом, то есть выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Апраксина,  О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраскина. –  М.: Просвещение,  1993. – 223 с.
  2. Арчажникова, Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания / Л.Г. Арчажникова, –   М. : Музыка,  1998. –  309 с.
  3. Булатова,  Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности / Е.А. Булатова. – Екатеринбург, 2001. – 145 с.
  4. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. – М. : Музыка, 1990 - 256 с.
  5. Голешевич, Б. О. Воспитание культуры музыкального восприятия у младших школьников : учеб.-метод. пособие / Б. О. Голешевич. – Могилёв : МГУ им. А.А. Кулешова, 2000. – 126 с.
  6. Гришанович, Н. Н. Концепция музыкального образования в 12-летней общеобразовательной школе Беларуси / Н. Н. Гришанович. – Минск, 2004.
  7. Гришанович, Н. Н. Развивающая основа общего музыкального образования в современной школе / Н. Н. Гришанович // Теория и практика музыкально-педагогического образования: сб. науч. ст. – Минск, 2002. С. 28–33.
  8. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Академия, 2000. — 240 с.
  9. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский.  – М. : Музыка.  1997. – 405 с.
  10. Келдыш, Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь / Г.В. Келдыш. –  М. : Музыка,  2000.  – 463 с.
  11. Назайкинский,  Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Незайкинский.  – М. : Музыка, 1992. – 383 с.
  12. Осеннева,  М.С., Безбородова,  Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М. : Академия, 2001. – 368с.
  13. Перфильева, И.А. Три ипостаси музыкального мира и проблемы преподавания музыки в общеобразовательной школе / И.А. Перфильева. – М.: Музыка,  2003. – 505 с.
  14. Рева,  В.П. Восприятие музыки школьниками: пособие для учителей / В.П. Рева.  – Мн.:  Беларусь, 2000. – 134 с,
  15. Школяр,  Л.В. Музыкальное образование в школе / Л.В. Школяр. – М. : Академия.  – 2001. – 360 с.
  16. Халабузарь,  П., Попов,  В. Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В.Попов.  – М .: Музыка,  1998. – 431с.
  17. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А.В. Хуторский // Адукацыя і выхаванне. – 2004. – № 3. С. 3–9.
  18. Яфальян, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе : учебное пособие / А. Ф. Яфальян. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. — 380 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План- конспект урока

по музыке в 3 классе

Тема: Мелодическое развитие музыки (2 урок в теме «Развитие музыки»)

Тип урока: получение и закрепление новых знаний.

Цель урока: сформировать  представление о мелодическом развитии музыки.

Задачи урока:

образовательные:

- расширить знания детей о развитии музыки;

-  ввести новое понятие «мелодическое развитие музыки»;

 

развивающие:

- формирование умений следить  за развитием мелодии через  средства музыкальной  выразительности;

- развитие творческих  способностей, образного мышления учащихся, расширение  музыкального кругозора.

 

 воспитательные: на основе эмоционального восприятия  классической музыки воспитывать к ней любовь, потребность в общении с музыкой;

- воспитывать музыкальный вкус  учащихся и исполнительскую культуру.

-  воспитание слушательской  культуры;

-  воспитание патриотизма через  традиции народных праздников и обрядов.

 

Методы - приёмы: словесный, наглядный, слуховой, эмоционального воздействия, анализа и сравнения.

Форма урока: путешествие.

Музыкальные материалы: Э.Григ «Утро в лесу», слова Ф. Лаубе, музыка В. Казенина «Песенка солнечных зайчиков», белорусская народная песня «Купалинка», украинская народная песня «Веселые гуси».

Дополнительный материал: карточки с названиями музыкальных средств выразительности, фрагмент мультфильма «Солнечный зайчик», презентация к уроку.

 

 

  1. Организационный момент (1 минута)

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте

Я с вами поздоровалась, а теперь вы поздоровайтесь друг с другом, повернитесь друг к другу и повторяйте за мной –

- Здравствуй друг! Как ты тут? Улыбнись мне,  а я тебе. А теперь мысленно пожелайте друг другу удачи. Меня зовут Ирина Сергеевна.

2. Минутка нотной грамоты. Комплекс  вокально-хоровых упражнений (2 минуты)

А) Как называется знак, который открывает нам музыку? (Скрипичный ключ).

Б) Сколько всего нот в музыке? (Семь) Назовите их по порядку.

В) Работа над дыханием (бесшумный вдох, медленный выдох)

Информация о работе Работа над музыкальным образом на уроках музыки в младших классах