Работа над интерпретацией школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение особенностей работы над интерпретацией школьной песни на уроках музыки в младших классах.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методические приёмы работы над интерпритацией на уроках музыки.ТЕРПРЕТАЦИЕЙ ШКОЛЬНОЙ ПЕСНИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы интерпретации школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе
1.1. Сущность понятия «интерпретация»………………............................6
1.2. Методы работы над интерпретацией школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе……….………..............................7
1.3. Психофизиологические особенности детей младшего
школьного возраста…………………………………………….…………17
Заключение………………………………………………………………….........24
Список литературы…………………………………………………………........27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребёнка. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведёт к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно–потребностной сферы, что позволяет ребёнку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, всё большее значение для ребёнка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

В этом возрасте у ребёнка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой.

Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться. Пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.

В указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. У ребёнка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Переход к конкретно – операционному мышлению влечёт за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребёнка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Ценность младшего школьного возраста:

  • формирование мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развитие продуктивных приёмов и навыков учебной работы, «умение учиться»: усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
  • раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
  • развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; ребёнок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы: обучается в определённой степени управлять своим поведением;
  • становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и к окружающим. Ребёнок осознаёт то, что он делает, и аргументирует, обосновывает свою деятельность;
  • усвоение социальных норм, нравственного развития;
  • развитие навыков общения со сверстниками;
  • расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель);
  • овладение навыками домашнего труда;
  • формируются уверенность в себе, компетентность. В случае затруднений в учёбе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребёнка.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребёнком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

В учебно-воспитательной музыкальной деятельности моторная, сенсорно-перцептивная и интеллектуально-волевая активность всегда соотносится с ведущей ролью мотивационной, эмоционально-выразительной активности. Осознанное социальное целеполагание формируется либо через целостное осмысление музыкального произведения, либо через включение обобщенных музыкальных знаний в контекст музыкального восприятия. Цель музыкальной деятельности как творческой деятельности школьников никогда не предшествует художественной деятельности (в отличие от многих других форм учебных занятий детей в школе). Она рождается в процессе деятельности и ее осмысления, переосмысления. Всегда цель возникает не до восприятия, а в конце его как результат осмысления целостного музыкального сочинения.

Рассматривая характерные черты эмоционального мира младших школьников, мы обращаем внимание на различные виды деятельности. Ведь именно в процессе различных видов деятельности происходит постепенное эмоциональное развитие ребёнка. С возрастом и развитием ребёнка происходит расширение его эмоционального опыта в процессе жизнедеятельности. Эмоции и чувства связаны с социально-психологической ситуацией осуществления деятельности ребенка. Ребенок испытывает гораздо больше эмоций, чем взрослый. Это обусловлено тем, что младший школьник, имеющий небольшой жизненный опыт, недостаточно подготовлен к новым, необычным, внезапным ситуациям.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Они верят, что жизнь создана только для радости, и эта вера – одно из важнейших условий их нормального психологического роста.

Формирование эмоционального мира младших школьников происходит за счёт взаимоотношения с учителем, сверстниками, родителями.

Младшие школьники отличаются высокой эмоциональностью, впечатлительностью, легко возбудимы. Младший школьный возраст – это восприятие – «впитывание», не аналитичное, не дискретное. Монотонные занятия резко снижают интерес к учению. Среда, эмоциональная атмосфера, многообразие действий и качество впечатлений являются главными факторами учения. И именно эта эмоциональность, яркость, многообразие и свобода самопроявления должны быть обеспечены на уроке. Искреннее общение с учеником открывает в каждом из них необычайную чуткость и мудрость, эмоциональную отзывчивость, яркость воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любая музыка написанная композитором или народная, реальная только в звучании, в исполнении. Формальное воспроизведение звуков – это еще не исполнение, не живая музыка. Содержание музыкального произведения может быть выражена только благодаря отношению у нему исполнителя, то есть благодаря интерпретации. Интерпретация в переводе с латинского – истолкование – истолкование, объяснение, перевод на понятный язык. В музыке – это художественное истолкование музыкального произведения, результат понимания сущности, идеи смысла произведения. Интерпретировать, художественно истолковать произведение – расшифровать его код, за которым стоит смысл, так как музыка, по определению Б.В. Асафьева, есть «искусство интонируемого смыла».

Реализация обучающей и развивающей возможностей интерпретации предполагает целенаправленное руководство со стороны педагога, корректирующего процесс интерпретации с учетом индивидуальных особенностей ученика, стимулирующего творческий поиск оптимального исполнительского решения, развивающего навыки самостоятельной исполнительской деятельности в процессе художественного истолкования нотного текста музыкального произведения. Сотворчество педагога и ученика в работе над художественной интерпретацией музыкальных сочинений - необходимое условие для развития художественно-образного мышления учащегося-музыканта.

Таким образом, в результате анализа научно-методической литературы по исследуемой проблеме можно сделать следующие выводы:

Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм: они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.

Интерпретация музыкального образа - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.

Значение интерпретации музыкального образа является обобщением, которое строится на основе переживания выразительной функции образа. Музыкальные образы обозначают постольку, поскольку они выражают.

Интерпретация образа в музыкальном искусстве, если, конечно, он художественно состоятелен, всегда наполнен определенным эмоциональным содержанием, отражая чувственную реакцию младших школьников на те или иные явления действительности.

Музыкально-образное мышление является необходимым условием восприятия или воспроизведения художественного содержания музыкального произведения. Оно характеризуется тем, что основано на образном материале. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные звуковые последования, содержанием которых являются чувства, эмоции и переживания человека.

На уроках музыки обучающая деятельность педагога должна представлять собой разнообразие в выборе форм, методов и средств воздействия и предполагать активизацию познавательной деятельности учащихся. Методы активизации музыкального восприятия представляют собой систему действий учителя, создающих стимулы и побуждающие детей включаться в процесс обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абульханова. К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. – Воронеж, 1999. – 335 с.
  2. Апраксина. О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраскина. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с.
  3. Арчажникова. – Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания / Л.Г. Арчажникова. – М.: Музыка, 1998. – 309 с.
  4. Булатова. Е.А. – Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности / Е.А. Булатова. – Екатеринбург, 2001. - 145 с.
  5. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. – М. : Музыка, 1990 – 256 с.
  6. Голешевич, Б. О. – Воспитание культуры музыкального восприятия у младших школьников : учеб.-метод. пособие / Б. О. Голешевич. – Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000. – 126 с.
  7. Гришанович, Н. Н. – Концепция музыкального образования в 12-летней общеобразовательной школе Беларуси / Н. Н. Гришанович. – Минск, 2004.
  8. Гришанович, Н. Н. – Развивающая основа общего музыкального образования в современной школе / Н. Н. Гришанович // Теория и практика музыкально-педагогического образования: сб. науч. ст. – Минск, 2002. С. 28–33.
  9. Дмитриева, Л. Г. – Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М.: Академия, 2000. – 240 с.
  10. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский. – М.: Музыка. 1997. – 405 с.
  11. Келдыш, Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь / Г.В. Келдыш. – М. : Музыка, 2000. –  463 с.
  12. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Незайкинский. – М. : Музыка, 1992. – 383 с.
  13. Осеннева, М.С., Безбородова, Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Академия, 2001. - 368с.
  14. Перфильева, И.А. Три ипостаси музыкального мира и проблемы преподавания музыки в общеобразовательной школе / И.А. Перфильева. – М.: Музыка, 2003. – 505 с.
  15. Рева, В.П. Восприятие музыки школьниками: пособие для учителей / В.П. Рева. – Мн.: Беларусь, 2000. – 134 с.
  16. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 1997. – 191 с.
  17. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации /А.Н. Славская. – Дубна, 2002. – С.5.
  18. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе / Л.В. Школяр. – М. : Академия. – 2001. – 360 с.
  19. Халабузарь, П., Попов, В. Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В.Попов. – М .: Музыка, 1998. – 431с.
  20. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А.В. Хуторский // Адукацыя i выхаванне. – 2004. – № 3. – С. 3-9.
  21. Яфальян, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе : учебное пособие / А. Ф. Яфальян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 380 с.

Информация о работе Работа над интерпретацией школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе