Работа над интерпретацией школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение особенностей работы над интерпретацией школьной песни на уроках музыки в младших классах.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методические приёмы работы над интерпритацией на уроках музыки.ТЕРПРЕТАЦИЕЙ ШКОЛЬНОЙ ПЕСНИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы интерпретации школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе
1.1. Сущность понятия «интерпретация»………………............................6
1.2. Методы работы над интерпретацией школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе……….………..............................7
1.3. Психофизиологические особенности детей младшего
школьного возраста…………………………………………….…………17
Заключение………………………………………………………………….........24
Список литературы…………………………………………………………........27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет иностранных языков, культуры и искусств

Кафедра   пения и музыкального образования

 

 

 

 

РАБОТА НАД ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ШКОЛЬНОЙ ПЕСНИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

Дата сдачи «___» _____________ 2014 г.

 

Дата защиты «___» ____________ 2014 г.

 

Оценка ____________________

 

 

 

 

Вологда

2014

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы интерпретации школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе

1.1. Сущность понятия «интерпретация»………………............................6

1.2. Методы работы над интерпретацией школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе……….………..............................7

1.3. Психофизиологические особенности детей младшего

школьного возраста…………………………………………….…………17

Заключение………………………………………………………………….........24

Список литературы…………………………………………………………........27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Проблема интерпретации и раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора и умение передать характерное данного автора, данного жанра, данной эпохи - всегда актуальна в музыкальной педагогической работе.

Процесс воспитания грамотного, увлеченного слушателя музыки, любителя музицирования достаточно сложен и долог. Одной природной интуитивности недостаточно, как и невозможно вложить понимание без желания ученика воспринимать.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

Формирование музыкальных образов в процессе изучения произведения предусматривает необходимость целенаправленной творческой работы. Исследователи выделяют три основные предпосылки успешного протекания этого процесса.

Возможность полного вычерпывания информации из нотного текста, для чего необходимо услышать звуковую ткань произведения, проанализировать значения авторских указаний и исполнительских обозначений, уяснить композицию произведения, а также особенности его интонационного и гармонического языка, уточнить стилевые и жанровые характеристики.

Возможность привлечения знаний, представлений и образов, хранящихся в памяти и составляющих объём музыкальной эрудиции. Такая информация может быть получена в результате прослушивания других музыкальных произведений, аналогичных по названию или содержанию, принадлежащих этому же автору или другим. Также целесообразно использование параллелей с другими видами искусства.

Возможность освоения и переработки различных слуховых представлений, их накопление и осмысление как звуковых образов, в результате которого в воображении музыканта возникает целостная творческая концепция исполняемой музыки.

В практической деятельности педагога эти предпосылки связаны с определёнными этапами работы, выполнением действий, связанных с изучением конкретного произведения и направленных на развитие образного мышления ученика.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы: «Работа над интерпретацией школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе».

Цель работы: изучение особенностей работы над интерпретацией школьной песни на уроках музыки в младших классах.

Объект исследования: процесс музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: методические приёмы работы над интерпритацией на уроках музыки.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по данной проблеме и раскрыть сущность понятия «интерпретация».
  2. Рассмотреть методы работы над интерпретацией школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе.
  3. Охарактеризовать психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Методологическая основа исследования:

-   в области  общей психологии: Л.И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В.С. Мухина, А.В. Петровский и др.;

-  в области  обшей педагогики: О. А. Абдуллина, Ш.А. Амонашвили,

В. А. Сухомлинский,  и др.;

-  в  области  музыкальной психологии и педагогики: Н. А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Тарасов, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.

Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы интерпретации школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе

    1. Сущность понятия «интерпретация»

Интерпретация является основным понятием и философско-методологическим стержнем многих наук: философии, культурологии, психологии, педагогики, методики. Сегодня учеными доказано, что интерпретация является двуединым процессом: это «одновременно и открытие личностью смыслов для себя, и выражение этих смыслов на субъективном языке личности, на языке её понятий». [17; 5] Значимость эстетического объекта заключается в способности произведения искусства вызывать личные ассоциации, а ученик, пережив поток чувств, должен потом сформулировать своё мнение и сравнить его с мнением других.

Самый простой вид интерпретации, который может быть использован в школе, – это работа с произведением искусства. При создании определенных условий она приводит учащихся к пониманию произведения, т.е. нахождению смысла,  вложенного в него автором. Кроме того, понимание предполагает выявление индивидуального смысла, который произведение приобретает для учащегося.

В начале ХХ века в исследованиях психологов (Н.А. Рубакина, П.П. Блонского и др.) интерпретация рассматривалась как активная «переработка» информации личностью, а множественность, как основное свойство личностных суждений. Так П.П. Блонский разработал методику экспликации субъективной стороны процесса понимания и дал характеристики стадий этого процесса:

  1. стадия – узнавание, наименование, генерализация (смысла, понятия…),
  2. стадия – понимание (спецификация, «укрупнение»…),
  3. стадия – объяснение (по принципу «сведение к известному»),
  4. стадия – объяснение (по принципу объяснение генезиса того, что видишь).

Позднее С.Л. Рубинштейн, рассматривая понимание как специфическую способность процесса мышления субъекта, выделил потребность личности в понимании – она и есть основа развития в целом, особенно у ребенка. Таким образом, процесс мышления рассматривается им с двух сторон: потребность понять и затем – быть понятым [16; 56].

Важным для педагогической деятельности стал тезис С.Л. Рубинштейна об имплицитном содержании воспринятого (в мысли, но не выраженным в речи – оно и тормозит понимание). Поэтому на уроках искусства (музыка, ИЗО, МХК) необходимы анализ произведения и сопоставление с другими видами искусств, чтобы создать такие условия, при которых связи станут эксплицитными (выраженными в слове). Обнаружение на уроке учениками скрытых связей внутри и вне произведения как следствие целенаправленных заданий по анализу подводят учащихся к интерпретационным суждениям, что развивает социально-значимые качества личности, помогают сохранить себя в условиях общественных изменений. Именно поэтому важно, чтобы на уроке ученики не усваивали мнения, суждения, интерпретации, а вырабатывали их, строили в своём сознании и выражали в речи, т.е. развивали способность понимать. Интерпретация (слова, события, явления, художественного произведения, периода культуры…) является самостоятельной единицей анализа социально значимых процессов в обществе и в жизни личности [1; 269].

 

    1. Методы работы над интерпретацией школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе

Одной из ведущих идей опыта является идея развивающего обучения, которая содержит живой процесс познания, осмысления и творческого овладения учебным материалом.

Следующая идея опыта состоит в организации на уроке музыки проблемно-поисковой деятельности учащихся, заключающейся в исследовании интонационной содержательности музыки, анализе национально-стилевых особенностей произведений искусства и их драматургии, в установлении культурологических связей между произведениями разных видов искусств, в реализации себя в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности c целью самостоятельного приобретения нового знания, как средства общения с искусством, что способствует развитию образного мышления, являющегося основой духовности личности [28].

Также немаловажную роль играет идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.

Задача учителя музыки:

помочь научиться видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях;

развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их высказывать;

поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно;

развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности при поиске разнообразных вариантов преодоления проблем на уроке общения с искусством [14].

Каждое музыкальное произведение имеет свой загадочный мир: научиться понять и чувствовать его – учит музыкальное искусство. Этому учитель музыки и старается научить на свих уроках и во внеклассных мероприятиях.

Вся система приемов и методов направлена на развитие музыкально-образного мышления младших школьников через организацию проблемно-поисковой деятельности при восприятии музыки и должна состоять из нескольких этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач [13].

Ученые выделяют четыре ступени развития музыкально-образного мышления.

Первая ступень: развитие цельности восприятия.

Цельность восприятия - это умение воспринимать мир в образах, а не аналитически. Таким образом, на начальном этапе обучения становится важным научить детей цельности восприятия, т.е. способности воспринимать действительность целиком, не дробя её.

Прежде всего, выстраивается система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, которая должна представлять собой, по сути, диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро - думается, что всякий нормальный ребенок это слышит в музыке), а обращал бы его к своему внутреннему миру, более того, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, подающимся в его душе под воздействием музыки. Использую следующие приемы:

Прием визуализации. Визуализировать - значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Перед применением этого приема можно предлагать ребятам проблемную ситуацию.

При знакомстве с балетом «Золушка» С.С.Прокофьева - Вы оказались в сказке. Находитесь на балу, где танцуют Принц и Золушка (звучит «Вальс»). Что вы ощутили, какие чувства вызвала музыка?

Счастье, праздник, радость, сияние, любовь и т.д.

И в одно мгновение сказка исчезла. А вам так хочется остаться с теми прекрасными моментами из сказки и чтобы внутренне ощущение радости не покидало вас. Что вы будете делать, чтобы эти воспоминания остались с вами?

Учащиеся начинают рассуждать, искать ответы. В итоге приходят к выводу, что музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д. далее можно предложить отразить внутренне ощущение праздника, счастья различными зрительными моделями:

спонтанное рисование;

цветовое и графическое изображение;

пластическое движение (руки, тело).

Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.

Прием «Снежный ком». Позволяет учащимся в условиях коллективной работы найти наиболее адекватные смысловые характеристики музыкальным средствам. Слова подбираются на основе какого-либо одного признака.

При знакомстве с инструментами симфонического оркестра, можно предложить ученикам охарактеризовать тембр музыкальных инструментов оркестра. Сначала нужно поставить проблему. Возможно ли пересказать литературное произведение без слов?

Далее углубиться в проблему: вы - руководитель симфонического оркестра. Писатель сочинил рассказ, а пересказать его нужно музыкой. Каким образом это можно осуществить?

Ученикам предлагают для каждого героя выбрать музыкальный инструмент. Затем выясняют, что характер звучания инструмента должен соответствовать характеру героя, значит, нужен подходящий тембр инструмента. Далее после звучания определенного инструмента охарактеризовать его окрас звучания (труба - тембр яркий, звонкий, призывный, сильный, мощный и т.д.). Для этого приема используется Словарь эстетических эмоций В. Ражникова.

Данный прием позволяет, выделив одно из музыкальных средств, искать ему адекватные вербальные истолкования. Таким образом, музыкальное средство обрастает смысловыми характеристиками, что и позволяет понять его предназначение в музыкальном тексте.

Информация о работе Работа над интерпретацией школьной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе