Понятие музыкальности. Музыкальный репертуар

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:59, реферат

Краткое описание

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Содержание

Введение
1.Музыкальное восприятие дошкольников
1.1Восприятие музыки.
1.2 Сущность и особенности восприятия музыки
1.3 Возрастные особенности восприятия дошкольников
2.Понятие музыкальности. Музыкальный репертуар.
2.1 Понятие музыкальности и её признаки
2.2 Развитие музыкальности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности
2.3 Подбор музыкальных произведений для слушания
2.4 Характеристика музыкального репертуара и его роль в решении задач

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

6.Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы - либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.

7. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов,  смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

 

 
 
     2.4 Характеристика музыкального репертуара и его роль в решении задач развития музыкального восприятия 
    Используя музыку на занятиях в детском саду, педагоги должны стремиться сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности педагоги дошкольных учреждений особое внимание должны уделять отбору музыкального материала для работы с детьми – музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т.п. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Индивидуальная работа через игру в дошкольных учреждениях, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности. Только при таком условии может достигаться максимальный педагогический эффект в развитии музыкального восприятия детей. 
   Рассмотрим более подробно одно из важнейших требований, предъявляемых к репертуару для развития музыкального восприятия детей – требование художественности.  Можно выделить три основных направления в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей, которые должны отвечать указанному требованию. Первым направлением является приобщение их к миру классической музыки. Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха,   произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку  представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана.  Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского,  и других.  
   Многие педагоги считают, что классическая музыка сложна для восприятия детьми и, организуя музыкальное воспитание дошкольников, проще ориентироваться на народную музыку. Это мнение не оправдано. Народная музыка по праву считается прекрасным материалом для формирования эстетических вкусов детей, но мы значительно обедняем музыкальное развитие ребенка, если с ранних лет не знакомим его с музыкальной классикой. Музыкально-эстетическое воспитание детей значительно полнее и богаче, если последовательно знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.  
    Второе направление – использование музыкального фольклора, который должен составлять основу на ранних этапах музыкального развития ребенка и соответствовать высоким требованиям художественности. Фольклор (народные песни, танцы и инструментальная музыка) получил всеобщее признание, как одно из важнейших средств эстетического и нравственного воспитания детей. Освоение фольклора значительно расширяет представления детей о культуре, традициях и обычаях народов мира. Приобщение к музыкальному фольклору ценно в любом возрасте, но серьезное и полноценное его освоение должно начинаться с раннего возраста. Это период интенсивного развития и необычайной подвижности ребенка, когда наиболее эффективным методом работы с детьми является игра. Благодаря постоянной связи народного фольклора с игровыми методами дети с большим желанием усваивают песенный материал. Народные мелодии наиболее доступны и понятны детям и являются естественной художественной почвой, необходимой для полноценного музыкального развития ребенка.  
   Третье направление в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей – песни, написанные композиторами специально для детей. Но дети очень взыскательные слушатели и далеко не каждая песня находит свой путь к сердцу ребенка. Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, педагоги должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов и радиопередач, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве, А. Пахмутовой и другими.  
   Еще одно требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару – требование доступности для детей. Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на так называемые "три кита” – песню, танец и марш, используя методику музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая детям примеры различных музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы они не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра. 
   Особенно близки и доступны для восприятия дошкольниками песни. В пении совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, приобретаются знания и развиваются способности. Песни для детей должны иметь небольшой диапазон мелодии, удобный для исполнения, несложный ритм, понятный и несложный для произношения текст. Танцевальный и маршевый жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально-ритмические навыки и танцевальные движения. Для этой цели можно использовать репертуар народной, классической и современной музыки. В работе с детьми по выработке музыкально-ритмических движений может быть использована самая разнообразная танцевальная музыкальная классика: танцевальные пьесы И.С. Баха и В.А. Моцарта , вальсы Ф. Шуберта и И. Штрауса, балетная музыка П.И. Чайковского.  
   Следующий критерий доступности музыки для детей основывается на использовании программно-изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т.д.). Программно-изобразительная музыка "рисует” конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью окружающей детей. Детям понятна музыка, воплощающая образы природы (циклы «Времена года» А. Вивальди и П.Чайковского). Уже само название пьес в этих циклах раскрывает их содержание. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы.             Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания. В младшем дошкольном возрасте (от 3-х до 5-ти лет) объем слухового внимания невелик и дети еще не готовы для восприятия продолжительных по звучанию музыкальных произведений. Для этой возрастной категории целесообразно выбирать небольшие произведения (музыкальный фольклор – народные песни и танцы, произведения классической музыки танцевального характера (менуэт, экосез, полька, мазурка, вальс и т.д.)), постоянно связывая музыку с движением. 
   По мере взросления детей музыкальный репертуар для слушания постепенно усложняется. В старшем дошкольном возрасте (от 5-ти до 6-7 лет) в репертуар для слушания музыки можно включать яркие произведения классической музыки – фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения.  
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки.-- Л.: ЛГПИ, 1989 - 156

2.  Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки.- М.: «Музыка», 1923.-125 с.

3.  Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Вопросы психолгии.-1988- № 4.- 155-160 с.

4.  Бечак Б.А. Воспитание искусством.- М.: Просвещение, 1981. – 280 с.

5.  Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. -Л.: Издательство ЛГУ, 1964. - 194 с.

6.  Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. -М.: 1991, 50 с.

7.  Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.:Просвещение, 1981.-240с.

8.   Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.

9.  Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980 - 256 с.

10.Гогоберидзе А.Г.  Теория и методика музыкального  воспитания детей дошкольного  возраста. — М.: Издательский центр  «Академия», 2005. — 320 с.

11.Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. -1992. -№2.- 51-54 с.

12. Дзержинская И.Л.  Музыкальное воспитание младших  дошкольников.- М.: Просвещение, 1985-160с.

13. Кабалевский Д.Б. Воспитание  ума и сердца. 2-е изд. - Н.: Просвещение, 1984. - 204 с.

14.Книга о музыке. / Сост. Г. Головинский,  М. Ройтерштейн. М.: Советский композитор, 1975. – 340 с.

15.Кулаковский Л.О. Восприятие  музыки // Советская музыка. – 1956- № 5- 53-55 с.

16.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников  игре на музыкальных инструментах.- М.: Просвещение, 1990-159с.

17.Левашова Г.Я. Музыка и музыканты.- Л.: Детская литература, 1969. – 150 с

18. Мой мир в диалоге искусств. - Ставрополь: ИРО, 1996. - 208 с.

19.Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического  воспитания / Сост. Л. Михеева. Л.:. Музыка, 1970. - 340 с.

20.Музыкальное восприятие как  предмет комплексного исследования. - Киев: Музична Украина, 1986. - 126 с.

21.Назайкинский Е.В. Звуковой  мир музыки.- М.: Музыка, 1988. - 254 с.

22.Назайкинский Е.В. О психологии  музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

23.Остроменский В.Д. Восприятие  музыки как педагогическая проблема.- Киев: Музична Украина, 1975. - 286 с.

24.Петрушин В.И. Музыкальное восприятие  как средство изучения личности  школьника // Вопросы психологии.- 1986.- № 1.- 102-104с.

25.Петрова В. Музыкальное занятие// Дошкольное воспитание.-1994-№ 9-116-120с.

26.Полунина В.Н. Искусство и  дети М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

27.Радынова О.П. Дошкольный возраст:  задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.

28.Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990. - 158 с.

29.Раппопорт С.Х. Искусство и  эмоции: 2-е изд. – М.: Музыка, 1972. – 168 с.

30.Рыцарева М.Г. Музыка и я:  Популярная энциклопедия для  детей. -М.: Музыка, 1994. - 367 с.

31. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.

32. Теплов Б.М. Психология индивидуальных  различий / избр.труды 2 т. – М., 1985.

33. Халабузарь П., Попов  В., Добровольская Н. Методика  музыкального воспитания – М., 1989 

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=465023

http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/razvitie_muzykalnogo_vosprijatija_doshkolnikov/1-1-0-289


Информация о работе Понятие музыкальности. Музыкальный репертуар