Понятие музыкальности. Музыкальный репертуар

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:59, реферат

Краткое описание

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Содержание

Введение
1.Музыкальное восприятие дошкольников
1.1Восприятие музыки.
1.2 Сущность и особенности восприятия музыки
1.3 Возрастные особенности восприятия дошкольников
2.Понятие музыкальности. Музыкальный репертуар.
2.1 Понятие музыкальности и её признаки
2.2 Развитие музыкальности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности
2.3 Подбор музыкальных произведений для слушания
2.4 Характеристика музыкального репертуара и его роль в решении задач

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2

Понятие музыкальности. Музыкальный репертуар.

2.1 Понятие  музыкальности и её признаки

 

Развитие музыкальных  способностей – одна из главных  задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, обучения и воспитания.

На разных исторических этапах становления музыкальной  психологии и педагогики, и в настоящее  время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.

Б.М. Теплов в  своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных  способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельностью».

Всем ли людям  присуща музыкальность или только избранным? Как ее измерить? Каковы закономерности ее развития? Эти вопросы все еще дискутируются в большинстве исследований, посвященных проблемам музыкальности.

Большинство исследователей признает решающую роль обучения и  воспитания в развитии биосоциального свойства личности музыкальности.

Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.

Значение музыкальности  очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и  в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное  переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания.

Каковы же основные признаки музыкальности?

Первый признак  – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует  маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак  музыкальности – способность  вслушиваться, сравнивать, оценивать  наиболее яркие и понятные музыкальные  явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный, характер запева и энергичный, подвижный – припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак  музыкальности – проявление творческого  отношения к музыке. Слушая её, ребенок  по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих детей, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием  общей музыкальности у детей  появляется эмоциональное отношение  к музыке, совершенствуются слух, рождается  творческое воображение. Переживания  детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

 

 
2 .2  Развитие музыкальности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности

Проблема развития музыкальности детей дошкольного  возраста волновала многих педагогов  и психологов, которые рассматривали  это развитие в различных видах  детской музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности.

Некоторые системы  музыкального воспитания детей, существующие в разных странах, построены на использовании  какого-либо вида музыкальной деятельности, который признается ведущим.

Так, система  музыкального воспитания детей, созданная  современным немецким композитором Карлом Орфом, основана на развитии детского творчества. В пятитомном учебном  пособии "Шульверк" (в переводе на русский язык это название означает школа действия, школа творения, т.е. нацеливает на активное действие, сотворчество) К. Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование. Музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в "Шульверке".

Ритмические и  мелодические упражнения и созданные  на их основе варианты, сочиненные детьми, связаны с простыми хороводными  формами, со словом - его геометрической структурой, мелодико-интонационным  произнесением, характером звучания (светлым, гулким, вязким и т.д.).

К. Орф считает, что наиболее сильным средством  воздействия на ребенка являются творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, игра на музыкальных инструментах.

Таким образом, система К. Орфа построена на синтезировании различных видов музыкальной деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах).

Другой подход к музыкальному воспитанию детей  мы встречаем в венгерской системе, автором которой является крупный  венгерский композитор Золтан Кодай. В основе его системы лежит пение. Этот вид деятельности является ведущим в силу народных венгерских традиций, развития национальной певческой культуры.

Обучение детей  пению проводится с использованием релятивной (относительной) системы на основе песен и попевок. Эта система использует вместо нот пение по ручным знакам, обозначающим не названия нот, а названия ступеней гаммы (1, 2, 3-я и т.д.), которые одинаковы в любой тональности. Каждая ступень обозначается слоговым названием: йо, ле, ми, на, со, ра, ти. Кроме того используются слоговые обозначения длительностей звуков: ти, та.

Релятивная  система способствует развитию слуха, так как в пении по ручным знакам воспитывается восприятие тяготения  к устойчивым звукам, ощущение тоники. Дети довольно легко овладевают ею.

В Японии распространен  метод Судзуки, построенный на признании  ведущей роли исполнительства, а  именно игре на скрипке. Коллективное обучение детей игре на этом инструменте  начинается с 3 лет.

Существующая  в России система музыкального воспитания, разработанная Д.Б. Кабалевским, построена на признании ведущей роли восприятия музыки.

В основу системы  дошкольного и музыкального воспитания легли труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскиной, Т.А. Вилькорейской, Е.М. Кершнер, Н.А. Метлова, А.В. Кенеман, М.А. Румер, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Б.М. Теплова и многих других педагогов и психологов.

Н.А. Ветлугина  разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению, обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов-педагогов, психологов, создала свою школу учеников, продолживших изучение различных аспектов теории и методики музыкального воспитания детей. Среди учеников Н.А. Ветлугиной И.А. Дзержинская, Я. Бирзнопс, А. Вайгене, М .Викат, Т.В. Волчанская, С.В. Акишев, Р.А. Егорова, Р.Т. Зинич, В.В. Ищук, А. Катинене, Л.Н. Комиссарова, Е.Ф. Корой, Э.П. Костина, К.А. Линкявичус, М.А. Медведева, Н.А. Чичерина, А.И. Шелепенко, С.М. Шоломович и др.

Итак, развитие музыкальности осуществляется через  все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность).

Однако, нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности.

Если эти  ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать  во внимание особенности каждого  ребенка и соответственно им ориентировать  процесс воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов.

Таким образом, чтобы обучение было развивающим, необходимо осуществление индивидуально-дифференцированного  подхода к детям.

 

 

2.3 Подбор музыкальных произведений для слушания.

Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям.

Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.

Для слушания вокальной музыки подбираются более трудные песни, чем те, которые исполняют сами дети. Прослушав эти песни, дети часто начинают их петь, причем передают мелодию неправильно. Это разрушает навык правильной передачи мелодии, который прививается в пении. В таком случае надо не разрешать детям петь, а предложить им только слушать. В песнях, исполняемых дошкольниками, как правило, есть фортепианное вступление и заключение, которые раскрывают содержание произведения и подводят детей к восприятию более сложной инструментальной музыки.  

Наиболее доступны из произведений инструментальной программной музыки пьесы из «Детских альбомов» А. Гречанинова, П. Чайковского, С. Майкапара.

Дети слушают и танцевальную музыку, которая не используется в движении, например «Камаринскую» П. Чайковского, «Вальс» А. Гречанинова, «Польку» С. Майкапара.

Для малышей мало создано несложных художественных произведений. Поэтому слушание инструментальной музыки детьми 3—4 лет применяется по преимуществу как методический прием. 

  При повторном прослушивании иногда можно брать более крупный фрагмент, в зависимости от реакций детей, их заинтересованности. При этом нужно стараться соблюдать чувство меры, ориентироваться на желание детей и проявления их интереса. На занятиях можно использовать аудиозаписи (в симфоническом исполнении), что значительно обогатит восприятие музыки. Особенно эффективны они будут в сочетании с «живым» исполнением, дети могут слушать музыкальное произведение в фортепианном исполнении и сравнивать с аудиозаписью. Знакомая мелодия преобразится, заинтересует детей, побудит сравнивать и отмечать различное исполнение. Дети смогут отметить изменения характера музыки, разницу звучания. Встреча с «живой музыкой»  вызовет яркий эмоциональный отклик, а прослушивание в симфоническом исполнении позволит познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, роль которых  в создании музыкального образа наиболее значительна.

Рекомендации по слушанию музыки с детьми:  

1.Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

2.Выбирать для слушания небольшие произведения. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано.

3.Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи. Это может быть вокальная музыка ( музыка для голоса) или инструментальная ( которая исполняется на различных музыкальных инструментах)., определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

4.Слушайте как вокальную, так и инструментальную музыку. Слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя. В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить  

музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть - чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.

5.Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».

Информация о работе Понятие музыкальности. Музыкальный репертуар