Периодизация этапов психофизиологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 20:30, дипломная работа

Краткое описание

Экстраверты отличаются общительностью, открытостью и яркостью переживаемых эмоциональных состояний, обращенностью во внешний мир. Но они могут быть излишне импульсивны, и склонны к спонтанности поступков. Ин-троверты характеризуются обращенностью в свой собственный мир, замкнутостью, склонностью к уединению. Они мало об-щительны, но обладают настойчивостью, глубиной чувств и размышлений.

Содержание

Введение______________________________________ 3
ГлаваI. Начальный этап подготовки к концертному выступлению_________________________ 6
1.1. Нейротизм и реактивность нервной системы____________ 6
музыканта
1.2.2. Режим и гигиена занятий, выступлений_________________ 8
1.2.3. О количестве занятий_________________________________ 12
1.2.4. Предварительные проигрывания________________________ 13
1.3. Оценка предварительного проигрывания и работа над ошибками_____________________________ 15
1.4.Оптимальное концертное состояние____________________ 17
1.4.1. Методы овладения оптимальным концертным состоянием__________________________ 18
1.4.2. Медитативное погружение___________________________ 21
1.4.3. Ролевая подготовка___________________________________ 23
1.4.4. Выявление потенциальных ошибок_____________________ 24
1.4.5. Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния______________________ 26
1.4.6. Мыслительный компонент оптимального концертного состояния концентрированное внимание_____ 27
ГлаваII.Доминантный этап подготовки к концертному выступлению ____________________________________ 31
2.1.Самоконтроль и волевая регуляция______________________ 32
2.1.1.Воля________________________________________________ 33
2.1.2.Психомоторика______________________________________ 35
2.1.3.Самоконтроль психических состояний__________________ 36
2.2. Формирование сценическое самочувствие по
системе К. С. Станиславского______________________________ 39
2.3. Воспитание творческого воображения__________________ 48
2.4. Мышечные напряжения_______________________________ 52
2.5.Взаимоотношения музыканта и слушателя______________ 53
Глава III. Предконцертный период подготовки к
публичному выступлению______________ 56
3.1. Советы мастеров музыкальной педагогики
и исполнительства_____________________________________ 56
3.2. Память______________________________________________ 58
3.3. Перспективное мышление______________________________ 62
Заключение________________________________________ 64
Список использованной литературы_________________ 66

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа подготовка к концертному выступлению.docx

— 82.32 Кб (Скачать файл)

 

.

 

1.4. Оптимальное концертное  состояние

 

Напутствие, высказанное  французской пианисткой Маргаритой Лонг мо-лодым музыкантам, можно адресовать не только пианистам, но и музыкантам любой специальности: «Пианисту предстоит вести жизнь с добросовестностью спортивного чемпиона, уметь защищать свое здоровье, строго следовать правилам физической и моральной гигиены, подходящим для того, чтобы преодолевать утомление от многочисленных часов, проведенных за клавиатурой, избегать износа нервов, ослаб-ления воли». Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или зачете, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Оптимальное концертное состояние по своим психологическим параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют оптимальное боевое состоя-ние. И поэтому будет логично рассматривать подобное состоя-ние, как и в спорте, по трем важнейшим параметрам -- фи-зическому, эмоциональному и умственному.

 

При хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется силь-ным, гибким и послушным. Физическая подготовка музы-канта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол. Не особенно рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, так как чрезмерные напряжения сгибательных мышц в таких видах спорта, как гимнастика или тяжелая атлетика могут формировать мышечные зажимы в кистях, плечах и грудных мышцах. Хорошая физическая подготовка, дающая ощуще-ния здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывает-ся на протекании умственных процессов, связанных с кон-центрацией внимания, мышления и памяти, столь необходи-мых во время выступления.

 

Не секрет, что многие известные  исполнители могли вы-ходить на сцену и при плохом физическом самочувствии и, тем не менее, выступать очень хорошо. Современники отме-чали такие силы и возможности у Рахманинова, Гилельса, Караяна. Более того, выходя на эстраду, эти исполнители в физическом плане начинали себя чувствовать лучше. Кон-цертный стресс активизировал защитные силы организма и музыканта отпускали его недуги. Но для молодых исполни-телей, пробирающихся через частоколы экзаменов и отбо-рочных прослушиваний, поддержание хорошей физической формы является немаловажным фактором роста профессио-нального мастерства.

 

При хорошем самочувствии и готовности исполнитель-ского аппарата у музыкантов возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, которые характеризу-ются особым ощущением клавиатуры, смычка, грифа, мунд-штука. Пианисты говорят о «легких» пальцах, скрипачи -- о «полетных» руках, духовики -- о «послушности» амбушюра. Рекомендуется эти ощущения запоминать, записывать, про-говаривать, чтобы иметь возможность лучше вспоминать их перед выступлением и воссоздавать при разыгрывании перед выступлением.

 

 

1.4.1.Методы овладения оптимальным  концертным состоянием

 

«Знаете, прямо перед выходом  на сцену, - рассказывают Rolling Stones, - все немножко нерв-ничают, но мы все слишком заняты: мы настраиваем инструменты, вы-пиваем и вообще подкрепляемся. Но некоторые ребята вроде Боуи или Лу Рида -- лучше на них не смотреть, потому что они каменеют. Все вокруг трясутся и выглядят параноиками. Никакого веселья нет. Это все равно, что наблюдать камеру пыток. Вы никогда ничего подоб-ного не видели» «Rolling Stones in their own words». (1977) London, p.46

 

Иррациональное происхождение  эстрадного волнения подтверж-дается тем, полное излечение от его негативных форм лечится исключительно гипнозом, проникающим в глубины бессознательного. «Психолог Гарри Стэнтон разделил студентов консерватории на две группы. Каждый участ-ник эксперимента предварительно прошел тестирование на эстрадное волнение. Первая группа еженедельно проходила трехчасовые сеансы гипнотерапии с расслаблением, включающей дыхательные упражне-ния и визуальные образы. Вторая группа получала обычные сеансы психотерапии, где врачи воздействовали на сознание испытуемых, пы-таясь внушить им мысль о полной бессмысленности и неадекватности эстрадного волнения. Через полгода обе группы снова прошли тести-рование на эстрадное волнение. Значительное улучшение показали лишь участники первой группы, подтверждая полное бессилие обыч-ных психотерапевтических методов по сравнению с гипнозом» Кирнарская.Д.К. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М.: Таланты XXI век», 2004. стр320.

 

. Тем не менее, мы  не имеем сведений, как сеансы  гипноза отразились на исполнении  и поведении музыкантов на  сцене. Гипноз, таким образом,  может использоваться только  как один из методов лечения  негативных последствий эстрадной  болезни, а отнюдь не регулятивная  методика.

 

Слагаемыми оптимального концертного состояния (ОКС) яв-ляются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Два последних компонента представляют собой соб-ственно психологическую подготовку, основывающуюся на хоро-шем физическом самочувствии музыканта. Здесь можно наметить ряд приемов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.

 

Психологическая адаптация  к ситуации публичного выступления. За несколько дней до выступления  музыкант должен пред-ставить себе то место, где он будет выступать, чтобы привык-нуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. На первом этапе прово-дится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на вто-ром -- прорабатывается образная картина концертного выступ-ления.

 

Первый этап. Расслабление мыши тела. Когда человек про-извольно расслабит при помощи образных представлений мышцы своего тела, то кора головного мозга рефлекторно вхо-дит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи это состояние называют фазовым. Его важнейшей особенностью является то, что в нем способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается. Восстанови-тельные процессы в этом состоянии протекают в полтора-два раза быстрее, чем в состоянии сна К.Н.Игумнов, по воспоми-наниям близко знавших его людей, перед концертом или во время утомительных занятий с учениками умел в течение нескольких минут расслабиться и отдохнуть.

 

Инструкции погружения в  аутогенное состояние.

 

Сядьте прямо. Дыхание  должно быть совершенно спокойным. Прикрыли глаза. Сосредоточились на своих внутренних ощу-щениях, которые будут вызывать у вас произнесенные слова. Сосредоточи-ли ваше внимание на своих руках. Говорите себе следующие фразы: Мои руки становятся теплые. Мышцы рук, кистей и пальцев расслабляются... Я представляю, что погружаю их в приятную теплую воду, и они расслабляются, становятся теплыми и гиб-кими... Тепло от кистей рук поднимается по плечам... Пред-плечья и плечи расслабляются. Я ощущаю приятное тепло в руках и в плечах. Мои плечи спокойно опушены... Теперь мое внимание переходит на ноги... Представляю, что мышцы ног погружаются в теплую воду. Мышцы ног приятно расслабляют-ся... Тепло от ног поднимается вверх... Расслабляются мышцы бедер и живота... Чувствую приятное тепло в области солнечно-го сплетения... Мой живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом... Теперь мое внимание переводится на ли-цо... Разглаживается лоб, расслабляются мышцы лица... Губы слегка приоткрыты... Мне дышится легко и спокойно... Спокойно и ровно бьется мое сердце.

 

Второй этап. Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать. Я  отчетливо могу представить сцену, слушателей и ко-миссию, перед которой я должен буду выступить... Я спокоен, собран и сосредоточен... Уверенно и радостно я начинаю. Мне нравится играть... Каждый звук я извлекаю с огромным удо-вольствием. У меня все отлично звучит, у меня прекрасная тех-ника... Я выполняю все, что я задумал... Я играю так же хоро-шо, как и на репетиции дома... Я могу хорошо играть... Я знаю, что я сде-лаю все, что задумал... Все мои действия я четко вижу и выпол-няю... Я весь отдался моему вдохновенному исполнению... Ка-кое это наслаждение -- красиво и хорошо играть... Я могу бы-стро перестроиться с исполнения одного произведения на сле-дующее... Мне легко и приятно держать всю программу в голо-ве... С каждым разом аутогенное погружение будет помогать мне все больше и больше... Я легко расстаюсь со своим нега-тивным волнением и заменяю его радостным ожиданием вы-ступления...

 

Игра перед воображаемой аудиторией на начальном этапе работы, когда вещь уже готова, она проигрывается  цели-ком от начала до конца с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудито-рией. Музыкальное произведение может быть записано на маг-нитофон. Вместо слушателей может быть выставлен рад стульев и на них посажены куклы и игрушки. Во время исполнения

 

Нужно быть готовым к любым  неожиданностям и при встрече  с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концер-те. «Пусть это исполнение будет редким, но наиважнейшим со-бытием в процессе работы», говорил своим ученикам А.Б.Гольденвейзер. Этот прием помогает проверить степень влияния сцениче-ского волнения на качество исполнения, заранее выявить сла-бые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторные проигрывания произведения с приме-нением этого приема уменьшают влияние волнения на испол-нение.

 

1.4.2.Медитативное погружение.

 

 

Этот прием связан с  осуществле-нием принципа «здесь и сейчас», практикуемый в буддизме и гештальт-терапии. Исполнение на основе этого приема связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Пре-дельная концентрация внимания на настоящем моменте, кото-рый протекает сейчас, в данное время. При фик-сации внимания на слуховых ощущениях улавливаются все пе-реходы звуков из одного в другой, все интонируемые смыслы, которые возникают из соединения звуков между собой. Звуки как бы пробуются на вкус, на твердость и мягкость, вдыхаются как аромат благовоний, воспринимаются как окрашенные в различные цвета. Суметь повторить вокально ноту за нотой, звук за звуком -- все произведение от начала до конца, может быть сравнимо с несением полной чаши, из которой на землю не упадет ни одной капли. Погружение в звуковую материю происходит при выполне-нии упражнений следующих видов:

 

· пропевание (сольфеджирование) без поддержки инстру-мента;

 

· пропевание вместе с инструментом, причем голос идет как бы впереди реального звучания;

 

· пропевание про себя (мысленно);

 

· пропевание вместе с мысленным проигрыванием.

 

При фиксации внимания на двигательных ощущениях осоз-нается характер прикосновения пальца к клавише или струне, проверяется свобода движений и наличие в мышцах ненужных зажимов, которые моментально должны быть сброшены. Что ощущают суставы, кончики пальцев, мышцы рук, плеч, лица? Удобно или неудобно играть? Доставляет ли игра физическое удовольствие?

 

Медитативное проигрывание произведения с полным погру-жением в него сначала осуществляется в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль в момент игры не посетила исполнителя. Если только посторонняя мысль появилась в сознании, а пальцы в этот момент играют сами, следует плавно вернуть внимание к исполнению, стараясь при этом не отвлекаться.

 

Глубокое погружение в  исполнение образует тот самый ма-лый круг внимания, который К.С.Станиславский рекомендовал актерам, склонным к сильному волнению на сцене, позднее мы еще вернемся к этому подробнее. Представ-ление, что кроме тебя и музыки никого на сцене нет, сосредо-точение только на стихии звуков и есть объектно - центрированное отношение, при котором музыкант становится жрецом искусства.

 

Медитативное исполнение формирует так называемые сен-сорные синтезы, которые являются одним из главных призна-ков правильно сформированного навыка. Слуховые, двигатель-ные и мышечные ощущения, мысленные представления начи-нают работать не порознь, а в неразрывном единстве. В этом случае возникает ощущение, что исполнитель и звучащее про-изведение представляют собой единое целое.

 

Медленная игра с динамикой  рр (pianissimo) тренирует не только навык медитативного погружения, но и усиливает тор-мозные процессы. Их ослабление во время публичного выступ-ления провоцирует чрезмерно громкую и неуправляемую игру в быстром темпе. Терпеливое проигрывание вещи от начала до конца с полным контролем каждого взятого звука сродни тем упражнениям на концентрацию внимания, в кото-рых надо отделять зернышки риса от зерен проса.

 

1.4.3.Ролевая подготовка

 

Смысл этого приема заключается  в том, что исполнитель, абстрагируясь  от своих собственных личност-ных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого человека. В психотерапии этот прием назы-вается имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа. Вол-шебная сила воображения, магического «если бы» давно из-вестна людям. В своей известной книге Дейл Карнеги расска-зывает об опытах английского психиатра Дж.А.Хэдфилда, кото-рый проверял влияние образных внушений на физическую си-лу. Трем мужчинам он предлагал сжать динамометр изо всех сил. Когда эксперимент проводился в условиях нормальной ра-боты испытуемых, средняя сила сжатия составляла 45,81 кг. Затем испытуемые были подвергнуты действию гипноза, и им было внушено, что они очень слабы. В результате они смогли выжать только 13,15 кг. В третьем эксперименте Хэдфилд внушил испытуемым, что они очень сильны. После этого каж-дому из них удалось выжать в среднем 64,41 кг. «Когда созна-ние было заполнено положительными мыслями о силе, -- пи-шет Д.Карнеги, -- то их действительная сила увеличилась почти на пятьдесят процентов»

 

В экспериментах отечественного психолога А.В.Запорожца проверялось действие воображения на игры детей. В одном эксперименте их просили поиграть в зайчиков, которые пере-прыгивают через ручей. Во втором эксперименте детей просили вообразить, что они -- спортсмены-прыгуны, и им надо прыг-нуть в длину как можно дальше. Во втором случае результаты оказались намного выше, чем в первом. Известный отечественный врач-психотерапевт В.А. Райков, внушая своим пациентам, образы великих людей -- художников, исполнителей, шахматистов -- добивается того, что в состоянии внушения определенного образа талантливого человека у испы-туемых повышается уровень творческого потенциала

Информация о работе Периодизация этапов психофизиологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению