Основные направления работы с ансамблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:57, лекция

Краткое описание

Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, метроритму принадлежит едва ли не главное место. Действительно, что помогает участникам ансамбля играть вместе, чтобы создавалось впечатление, будто играет один человек. Это ощущение метроритма.
Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском искусстве. Правильно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки, неверный темп в той или иной мере искажает этот характер. Хотя и существуют авторские указания темпа, вплоть до определения скорости по метроному, темп «заложен» в самой музыке.

Вложенные файлы: 1 файл

музицирование.docx

— 32.32 Кб (Скачать файл)

 Итогом работы для таких  ансамблей всегда является концертное  выступление. В результате его подготовки у участников формируются такие навыки, как умение играть слаженно (синхронно, слушать партнера, подстраиваться под общий характер звучания. Одновременно с этим приобретаются такие качества, как ответственность перед партнерами, коллективизм. Помимо всего прочего, игра в ансамбле занятие увлекательное, способное доставлять его участникам огромное творческое наслаждение. Таким образом, учащийся получает возможность ощутить прелесть живого музицирования, и от гамм, упражнений и этюдов перейти к творчеству.

Существует достаточно много нотной  литературы для  различного состава ансамблей. Такие авторы, как Вивальди, Паганини, Шуберт (и это далеко не полный список) создали основу для ансамблевого репертуара. Существует  ансамбли с участием гитары и у современных авторов. Однако, литературы, предназначенной для конкретных ансамблей, не много. Поэтому, руководителям коллективов зачастую приходится создавать репертуар самостоятельно, делая обработки и переложения для конкретного состава ансамбля. Поделюсь своим опытом, который, возможно, пригодится молодым аранжировщикам.

Детские ансамбли бывают довольно большими, до 20 человек, так как преподаватели стремятся привлечь к коллективному музицированию максимальное количество учеников (и это правильно). Однако, специфика нашей работы такова, что больше, почему-то не означает лучше и громче. Если есть такая возможность, используйте бас-гитару или  балалайку контрабас. Хорошо добавить в ансамбль домру, которая будет вести верхний голос. Звук домры сочетается с тембром гитары и придаёт звучанию ансамбля объем.

 Теперь о репертуаре. Произведение для такого ансамбля можно брать любое − от популярной музыки, до произведений лёгкого жанра, но предпочтительно  песенного или танцевального характера. Независимо от того, сколько человек будет играть, я расписываю всё, как правило, для квартета, удваивая затем голоса. Первой и второй гитаре отдается верхний голос (мелодия). С октавным удвоением, так что первая гитара играет на октаву выше. Иногда они играют в сексу или терцию, то есть вторая гитара исполняет второй голос. Партия третьей гитары представляет собой аккомпанемент (аккорды или арпеджио). Четвертой гитаре отдается бас. Всё! Избегайте параллельных кварт и затесавшихся в партитуру секунд и септим между голосами. Желаю творческих успехов!

Быстрое развитие электронных музыкальных  инструментов, имеющих почти неограниченные возможности, привело к тому, что  синтезатор становится не только популярным, но и незаменимым во многих случаях  инструментом.

Новые цифровые музыкальные инструменты: синтезаторы, сэмплеры, рабочие станции, мультимедийные компьютеры и т.п. при улучшении качества звучания и расширении функциональных возможностей по сравнению со своими предшественниками – аналоговыми электронными инструментами – отличаются сравнительно недорогой ценой. Вследствие чего эти новые инструменты всё более востребованы в повседневном обиходе как инструменты любительского музицирования. Широкое распространение электронных инструментов и одностороннее представление об их назначении (исключительно для молодёжи и развлечений) объективно ставит перед музыкальной педагогикой задачу обучения игре на этих инструментах и формирования музыкального вкуса. Сочетание методов и приемов практической педагогики воспитания и музыкальной педагогики дает возможность выстроить модель воспитания в классе ансамбля синтезатора, которая отражает ценностные ориентиры, соответствующие разным возрастным периодам.

Учебно-воспитательный процесс автор разделил на три  этапа, содержащие в себе непосредственное обучение игре на синтезаторе ансамблевое музицирование и постоянное воспитательное действие (воздействие) со стороны педагога.

Первый этап (первый, второй годы обучения).

Задачи  первого этапа: сформировать первоначальные навыки сольной и ансамблевой  игры, познакомить с произведениями разных жанров и стилей, предоставить возможность учащимся реализовать  свои первые результаты в освоении программы в концертной деятельности, сформировать устойчивый интерес детей  к музыке, выбранному музыкальному инструменту, коллективному музицированию.

Содержанием музыкального воспитания на данном этапе  является ключевая ценность: «Природа». Это означает, что интерес к  музыкальному творчеству у младших  подростков формируется через накопление музыкальных, художественных и эстетических впечатлений, связанных, прежде всего, с природными явлениями. С другой стороны, посредством бесед, размышлений, экскурсий и других форм воспитательной работы формируется отношение ребёнка  к природе, к себе как части  природы. Результатом такой работы является выражение личностных детских  ощущений, чувств, ассоциаций посредством  звуков, рождающихся первых импровизаций.

Второй этап (третий, четвёртый годы обучения) своими задачами ставит совершенствование и развитие исполнительских навыков. Создание условий для формирования потребности творческой сольной и ансамблевой деятельности.

Педагогическое  содействие личностному развитию заключается  на данном этапе в формировании образа Человека как феномена мира, а основным видом творчества является выполнение детьми усложняющихся творческих заданий  в электронной музыке, связанных  с аранжировкой.

Аранжировка включает четыре основных действия: анализ текста оригинала, составление проекта  аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата.

На всех её этапах – от анализа текста оригинала  до внесения коррективов в готовый  продукт – формируется личность юного музыканта.

На первом этапе – анализ текста оригинала – происходит погружение в эпоху, в которую жил и  творил композитор. Подростки знакомятся с историей его жизни, размышляют о его значении в контексте  культуры того времени, воздействии  его музыки на современников, чем  вызван музыкальный рисунок произведения и пр.

На следующих этапах (от составления  проекта аранжировки и до внесения коррективов в результат) проявляется  понимание собственного отношения  к событиям, озвученных автором, выраженное через подбор звуковых средств, паттерна, тембрового решения, шумовых эффектов, режима исполнительской артикуляции  и пр. Этому способствует метод авторской интроспекции, когда юный аранжировщик при показе комментирует собственные действия, что постепенно приводит к осознанию своей человеческой сущности.

Третий  этап (пятый год обучения). Это этап творческой реализации учащихся в сольном и ансамблевом исполнительстве.

Ключевой  ценностью является Общество как  феномен современной культуры во всех его проявлениях. Например, понятие  Отечество (Родина) как место, где  человек родился и познал счастье  жизни, разрешается через погружение в отечественную музыкальную  культуру, включающую не только произведения признанных мастеров XVIII – XX века, но и современную классику, лучшие образцы рок- и поп-музыки, джазовые композиции, авторские песни.

Таким образом, в течение пяти лет обучения происходит восхождение ребёнка от одной ключевой ценности, характеризующей жизнь, достойную Человека, к другой. Это последовательное расположение, согласно возрастному развитию, помогает ребёнку более осмысленно подходить к жизни как таковой.

Другой  особенностью авторской методики является работа с инструментальными ансамблями разного состава – объединениеПараллельно с учебной работой организуется последовательное участие исполнительских составов в различных конкурсах и фестивалях (районных, городских, всероссийских и международных). Цель такого вида деятельности – более полное раскрытие творческого потенциала личности на базе исполнительской практики.

Успешная  работа класса ансамбля во многом зависит  от правильного выбора репертуара и  связанного с ним комплектования составов инструментальных ансамблей1.

Программа обучения предполагает удовлетворение познавательного интереса ребёнка, близкое знакомство с различными музыкальными инструментами, приобретение им умений в совместной творческой деятельности, обогащение навыками общения. Работа педагога направлена на выявление  интересов и возможностей каждого  ребёнка. Независимо от музыкальных  способностей ребёнок получает возможность для творческой    самореализаци


Информация о работе Основные направления работы с ансамблем