Опера. Опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:47, реферат

Краткое описание

Целью реферата является изучение творчества отечественных и зарубежных композиторов в контексте заявленной темы.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
• собрать материал из разных литературных источников;
• ознакомиться с музыкальным наследием М.И.Глинки;
• изучить и проанализировать собранный материал;

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1-----------------------------------------------------------------------------------4
История оперы ---------------------------------------------------------------------------5
Строение оперы --------------------------------------------------------------------------6
Ансамбль в опере ------------------------------------------------------------------------9
Хор в опере ------------------------------------------------------------------------------ 10
Оркестр в опере ------------------------------------------------------------------------ 11
Певческие голоса ----------------------------------------------------------------------- 13
Глава 2 --------------------------------------------------------------------------------- 14
История создания оперы «Руслан и Людмила» -----------------------------------15
Содержание оперы --------------------------------------------------------------------- 17
Заключение ------------------------------------------------------------------------------ 21
Использованная литература ----------------------------------------------------------22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат для аттестата.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

МАОУ ДОД «ДМШ» КУШНАРЕНКОВСКИЙ РАЙОН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Опера. Опера М.И.Глинки

«Руслан и Людмила»

 

 

 

 

 

Старцева Анастасия

ОП «Музыкальное

исполнительство (скрипка)»

Предмет: Музыкальная

литература, 7 класс

Руководитель: Аюпова Л.М.

 

Кушнаренково - 2013

Содержание

 

 

Введение ----------------------------------------------------------------------------------3

Глава 1-----------------------------------------------------------------------------------4

История оперы ---------------------------------------------------------------------------5

Строение оперы --------------------------------------------------------------------------6

Ансамбль в опере ------------------------------------------------------------------------9

Хор в опере ------------------------------------------------------------------------------ 10           

Оркестр в опере ------------------------------------------------------------------------  11

Певческие голоса ----------------------------------------------------------------------- 13

Глава 2 --------------------------------------------------------------------------------- 14

История создания оперы «Руслан и Людмила» -----------------------------------15

Содержание оперы --------------------------------------------------------------------- 17

Заключение ------------------------------------------------------------------------------ 21

Использованная литература ----------------------------------------------------------22

 

 

Введение

 

У великого русского композитора Петра Ильича Чайковского есть такие слова: «Опера и именно только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных кружков, но при благоприятных условиях – всего народа». Подтверждением этого является вся его оперная деятельность: опера была самым любимым музыкальным жанром гениального композитора, и лучшие его оперные произведения действительно стали достоянием всего народа.

Опера, тесный союз двух искусств – музыки и театра, взаимно друг друга обогащающих, является одним из самых популярных жанров. Воздействие драматического произведения и игры актёров в опере бесконечно возрастает благодаря выразительной силе музыки. И наоборот: музыка приобретает в опере необычайную конкретность, образность. Современные оперы представляют собой сложный синтез искусств: в них органически объединяются многообразные художественные средства: сольное и хоровое пение, различного рода ансамбли, симфонический оркестр, элемент изобразительного искусства (декорации, костюмы и т.п.); часто в оперу вводятся балетные сцены.

Тема оперной музыки достаточно актуальна и в наше время. Эта тема имеет множество различных направлений.

Объектом реферата является музыка отечественных и зарубежных композиторов.

Предметом реферата является оперная музыка отечественных и зарубежных композиторов.

Целью реферата является изучение творчества отечественных и зарубежных композиторов в контексте заявленной темы.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

  • собрать материал из разных литературных источников;
  • ознакомиться с музыкальным наследием М.И.Глинки;
  • изучить и проанализировать собранный материал;
  • создать методическое пособие – презентацию для использования на интегрированных уроках по творчеству А.С.Пушкина и М.И.Глинки.

При написании реферата были использованы следующие методы:

  • анализ литературы;
  • изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
  • сравнение;
  • теоретический анализ и синтез;
  • классификация;
  • обобщение.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет,  цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. 
В первой главе рассматриваются общие сведения об оперном искусстве.

Вторая глава посвящена опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила». 
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.   

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Опера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История оперы

 

Стремление усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения возникло уже в очень далёкие времена, на заре существования драматического искусства.

На открытом воздухе, у подножия горы, склоны которой, обработанные в виде ступеней, служили местами для зрителей, в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актёры в масках, в особой обуви, увеличивавшей их рост, декламируя нараспев, исполняли трагедии, прославлявшие силу человеческого духа. Созданные в эти далёкие времена трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и в наши дни не утратили своего художественного значения.

Значительное место в греческой трагедии занимала музыка, точнее – хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Именно хор выражал основную идею произведения, отношение его автора к изображаемым событиям. Театральные произведения с музыкой были известны и в средние века. Но все эти «предки» современной оперы отличались от неё тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как отличительным признаком оперы является то, что текст в ней с начала до конца поётся.

В нашем уже современном понимании «опера» зародилась в результате попытки возродить элегантность и простоту древнегреческой трагедии, которая рассказывала об истории богов и мифологических героев в драматической форме. В качестве комментатора в ней выступал хор. К сожалению, время не сохранило для нас музыку ушедшей Античности. Даже музыкальные модели, созданные с применением новейших компьютерных технологий, не в состоянии показать нам, как на самом деле звучала музыка в ту далёкую и интересную эпоху, когда даже простолюдины выражались гекзаметром, а простые смертные общались с богами, сатирами, нимфами, кентаврами и прочей мифологической публикой также просто, как наши современники с соседями по дачному участку.

В конце 16 века группа итальянских дворян пожелала освободить музыку от средневековой усложнённости и возобновить дух чистоты, которую они находили в древнегреческих пьесах. Так было соединено искусство песни с драматическим повествованием, в результате чего родилась первая опера. С того времени греческие драмы и легенды вдохновляли многих композиторов, в том числе Глюка, Рамо, Берлиоза и Стравинского.

"Современная", в нашем  понимании, опера "родилась" около  четырёхсот лет назад в итальянском городе Флоренция в доме знатного горожанина Барди. Страстный любитель искусства, сеньор Барди собрал вокруг себя талантливых поэтов, музыкантов и художников. Здесь возникла идея создать музыкальные спектакли на сюжеты древних  мифов, первой из которых была опера Пери "Эвридика". 
В дальнейшем оперы, написанные на сюжеты древних мифов или связанные с историческими событиями, получили название seria (серьёзные), а весёлые, с развлекательным сюжетом, - buffa (комические).

 

Строение оперы

Сюжетом для оперы обычно бывают литературные произведения. В опере они никогда не используются целиком, потому что не все, что написано в книге, пригодно для сцены - здесь не нужны описательные моменты, слишком большое развитие действия и количество персонажей. Текст должен быть более сжатым и лаконичным. Кроме того, более удобным для пения считаются стихи. Именно поэтому, прежде чем начать создавать оперу, композитор должен иметь переработанный стихотворный текст с нужными сокращениями и добавлениями. Такой текст называется либретто, а поэт, создавший его, - либреттист. 
Первые оперные начинания получили своё развитие, прежде всего, в творчестве такого великого композитора своего времени, как Монтеверди, который написал свою первую оперу "Орфей" в 1607 году и последнюю - "Коронация Поппеи" - в 1642 году. Монтеверди и его современники установят классическую оперную конструкцию, действующую и поныне:

  • арии;
  • дуэты;
  • терцеты;
  • квартеты;
  • ансамбли...

в них герои выражают свои эмоции.

  • речитативы;
  • хоры...

в них объясняются происходящие события (по традициям Хора из античной драмы).

  • оркестровые увертюры;
  • прелюдии...

включались программу представления, чтобы дать зрителям возможность рассесться по местам.

  • интерлюдии;
  • антракты...

сопровождали смену декораций.

 

Все перечисленные пункты чередуются и повторяются в соответствии с правилами музыкальной драматургии.

Создателем первой классической оперы в России явился гениальный композитор Глинка. В своей первой опере "Иван Сусанин" он прославил нравственную силу русского человека, его беззаветную любовь к родине. Музыка этой оперы глубоко, органически связана с русской народной песенностью. С народным песенным  искусством родной страны связаны и лучшие оперные произведения зарубежных композиторов - австрийца Моцарта, итальянцев Джоаккино Россини и Джузеппе Верди, француза Жоржа Бизе. 
Какими же средствами располагает музыка в опере, чтобы усиливать художественное воздействие драмы? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с основными элементами, из которых состоит опера. Одной из основных частей оперы является ария. Значение этого слова близко к значению слова "песня", "напев". И действительно, арии из первых опер по своей форме (большей частью - куплетной), по характеру мелодии были близки к песням, да и в классической опере мы найдём немало арий-песен (песня Вани в "Иване Сусанине", песня Марфы в "Хованщине"). Но обычно ария сложнее по форме, чем песня, и это обусловлено самим её назначением в опере. Ария, подобно монологу в драме, служит характеристикой того или иного героя. Характеристика эта может быть обобщающей - своего рода "музыкальным портретом" героя - или же связанной с определёнными, конкретными обстоятельствами действия произведения. 
Известную арию Игоря из оперы Бородина "Князь Игорь" мы отнесём к первому роду. Эта ария хотя и связана с данной ситуацией (Князь Игорь в плену), но в ней выражена не только мечта о свободе, но и гораздо более широкий круг образов: здесь и размышления о судьбе родной земли, и любовь к далёкой подруге - Ярославне. Храбрый воин, мудрый государственный деятель, любящий супруг - таков многогранный "портрет" героя, созданный в этой арии. Примером арии, характеризующей героя только в данной, конкретной ситуации, может служить ариозо Онегина в шестой картине оперы Чайковского ("Ужель та самая Татьяна"). Это ариозо передаёт внезапно вспыхнувшую любовь Онегина к Татьяне, но не раскрывает других сторон его характера. Но и в том и в другом случае ария, как и другие оперные формы, передаёт мысли и чувства конкретного героя.  
Многое в музыкальной форме арии объясняется этим её назначением в опере. Так, очень часто ария не только выражает уже созревшее чувство, но и сам процесс его формирования, она показывает, как в душе человека происходит борьба противоположных чувств и как одно из них побеждает. В музыке эта борьба находит выражение в речитативно-декламационном вступительном построении, предшествующем арии в собственном смысле слова. В этой, вступительной части обычно нет законченности, симметрии, изложение её импровизационно. И только в самой арии, в момент, когда музыка должна выразить уже оформившееся чувство, появляется мелодическая закругленность и отчётливость, формы. Так, в известной арии Лизы из "Пиковой дамы" Чайковского ("Уж полночь близится...") борьба надежды и отчаяния в душе героини выражена во вступительной части, начинающейся цитированными выше словами. Взволнованная мелодия состоит из отдельных коротких фраз декламационного характера. А итог этой борьбы - безысходная печаль прощания с обманчивыми мечтами - выливается в напевной, скорбной мелодии ("Ах, истомилась я горем!"). 
Оперная ария обычно имеет ясную законченную форму: куплетную, трёхчастную, рондо. Нередко ария состоит из двух контрастных по характеру музыки частей. Благодаря этой законченности арию можно исполнить отдельно, например, в концерте, в радиопередаче. Слушая оперную арию в концерте, вы можете составить ясное представление о герое, которого она характеризует. Но действие оперы нельзя передать только чередованием законченных арий, так же, как действие драмы не может состоять из одних монологов. В тех моментах оперы, где действующие лица именно действуют - в живом общении друг с другом, в разговоре, споре, столкновении, - не нужна такая законченность формы, какая вполне уместна в арии. Она тормозила бы развитие действия. Такие моменты обычно не имеют законченной музыкальной композиции, отдельные фразы героев чередуются с возгласами хора, с оркестровыми эпизодами. Широко используются речитатив, то есть декламационное пение. 
Примером свободно построенной оперной сцены может служить сцена ссоры Онегина и Ленского в опере Чайковского "Евгений Онегин" (первая картина второго действия), начиная от восклицания Ленского: "Онегин, вы больше мне не друг!" - эта сцена строится как свободный декламационный диалог, прерываемый взволнованными репликами хора гостей на балу у Лариных. 
В опере "Евгений Онегин" нет резкой грани между речитативом и мелодическим пением, речитатив в ней отличается напевностью и потому так легко и свободно вливается в арию или ансамбль. Но есть оперы, в которых речитатив очень приближён к разговорной речи и значительно отличается от всех остальных оперных форм. Такой речитатив (он называется "сухим" речитативом) был очень распространён в операх 18 и начала 19 века. Примером может служить опера Россини "Севильский цирюльник", где большая часть речитативов исполняется по старой традиции под фортепиано, чем ещё сильнее подчёркивается отличие речитатива от арий, сопровождаемых оркестром. 
Большое внимание речитативу уделяли многие русские композиторы, особенно Даргомыжский и Мусоргский. Стремясь к реализму в музыке, к наибольшей правдивости музыкальной характеристики, они видели главное средство для достижения этой цели в музыкальном претворении речевых интонаций, таких именно интонаций, которые наиболее характерны для речи данного персонажа. 
Речитативы Мусоргского отличаются особенной психологической выразительностью, в них раскрывается внутренний душевный облик героя. Так, например, в "Борисе Годунове" речитативные интонации в партии царя Бориса, полные огромной внутренней напряженности, взволнованности, очень отличаются от сдержанных, спокойных интонаций партии летописца Пимена. 
Преобладание речитативно-декламационного или, наоборот, мелодического пения в значительной мере обусловлено жанром оперы, типом её сюжета. Опера лирического характера даёт много поводов для мелодического пения в ариях, дуэтах; драматический, интенсивно развивающийся сюжет требует широкого использования речитатива.  
Арии и речитативы являются основными средствами индивидуальной характеристики героев оперы. Очень ярким средством характеристики героев (при этом не имеющим аналогий в драме) является ансамбль.

 

 

Ансамбль в опере

Оперные ансамбли могут быть очень разными по количественному составу:

 Название ансамбля

Количество участников

Дуэт

2

Трио, терцет

3

Квартет

4

Квинтет

5

Секстет

6

Септет

7

Октет

8


При этом обычно в ансамбль соединяются голоса различного диапазона и тембра. Мы часто слышим в опере, например, дуэт сопрано и контральто (например, Лизы и Полины в "Пиковой даме" Чайковского) и гораздо реже, в виде исключения, - дуэт двух сопрано (Сюзанны и Керубино в опере Моцарта "Свадьба Фигаро"). 
Часто ансамбль передаёт одно чувство, охватывающее нескольких героев, в таком  случае отдельные партии ансамбля не противопоставляются, а как бы дополняют друг друга и часто имеют сходный мелодический рисунок. К ансамблям такого рода принадлежит, например, дуэт Онегина и Ленского перед дуэлью в опере Чайковского "Евгений Онегин". Композитор не противопоставляет партии врагов - вчерашних друзей, а передаёт в музыке общее для обоих чувство раздумья, нерешительности перед роковой встречей: 
Не засмеяться ль им, пока 
Не обагрилась их рука, 
Не разойтись ли полюбовно? 
В соответствии с этим партии Онегина и Ленского мелодически сходны, каждый из участников дуэта повторяет за другим не только слова, но и мелодию. Но часто ансамбль объединяет музыкальные характеристики героев, чувства которых различны и даже противоположны. 
В той же опере Чайковского в первой картине мы слышим квартет (Татьяна, Ольга, Ларина и няня). Он как бы распадается на два одновременно звучащих дуэта: Татьяна и Ольга поют романс "Слыхали ль вы", а Ларина и няня вспоминают годы давно прошедшей молодости. На певучую, элегическую мелодию романса Татьяны и Ольги как бы "накладываются" декламационные фразы диалога Лариной и няни. 
Ещё ярче противопоставлены партии участников ансамбля в терцете из первого действия оперы Римского-Корсакова "Царская невеста" (Любаша, Грязной, Бомелий). Этот ансамбль передаёт нарастающий душевный разлад Любаши и Грязного. Третье действующее лицо - лицемерный и коварный лекарь Бомелий - также имеет свою, очень выразительную и индивидуальную характеристику в этом ансамбле.

Хор в опере

Большое место в опере занимают хоровые эпизоды. Хор участвует в действии оперы, изображая народ, который выражает своё отношение к происходящим событиям. В опере используются разные по составу хоры: женский (сопрано и альты), мужской (тенора и басы) и смешанный (женские и мужские голоса). В редких случаях в отдельных сценах вводятся детские хоры. На примере всё той же оперы "Евгений Онегин" мы можем видеть, как разнообразна бывает трактовка оперных хоров. В первой картине оперы мы слышим исполняемую хором песню крестьян, возвращающихся с полевых работ: "Болят мои скоры ноженьки со походушки". В  ней хор выступает как единое целое, песня эта - обобщённая характеристика крестьян. Такой же хор-песню мы слышим и в третьей картине первого действия (хор девушек "Девицы,  красавицы"). Обобщённость, суммарность  характеристики крестьян здесь вполне уместна: крестьянские сцены не связаны с развитием основного сюжета, они только фон, обстановка действия. 
И совсем иначе трактован хор в первой картине второго действия, в сцене бала у Лариных. Хор  гостей здесь - это не только "фон" в картине усадебного быта, это - активный участник действия. Более того, пересуды гостей на балу являются непосредственной причиной ссоры Онегина и Ленского - кульминации этой картины. Поэтому хор трактован здесь уже не суммарно, он индивидуализирован, в некоторых моментах он разделяется на отдельные группы, перебрасывающиеся репликами по адресу Онегина. 
Таким образом, различный характер изложения хоровых эпизодов теснейшим образом связан с участием хора в развитии действия, с его "драматургическими функциями". 
Пример максимальной индивидуализации хора мы находим в музыкальной драме Мусоргского "Борис Годунов", где из хора народа, упрашивающего Бориса принять царский венец, выделены не только отдельные группы, но даже отдельные персонажи, получающие лаконичную, но меткую музыкальную характеристику. Реплики отдельных персонажей раскрывают истинное отношение народа к событиям, подневольный характер их обращения к будущему царю.  Мне осталось рассказать о значении инструментальных эпизодов в опере. К ним относятся танцевальные эпизоды и увертюра. Танцы в опере являются не только зрелищем, но и одним из средств музыкально-драматургического развития. Хорошим примером здесь могут служить танцы из второго действия оперы Глинки "Иван Сусанин". Это - картина блестящего праздника в замке богатого польского магната. Пышно разодетые пары проходят в торжественном полонезе, вихрем проносятся в огненной мазурке и весёлом краковяке. Они готовы заранее праздновать победу над русскими. 
Средствами танцевальной музыки Глинка даёт здесь меткую характеристику польской шляхты, её горделивой беспечности и самоуверенности.

Информация о работе Опера. Опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила"