Музыка древних цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

В новых условиях жизни нашего общества профессиональная деятельность педагога, в частности педагога-музыканта, наполняется всё более глубоким содержанием, предполагая наличие более глубоких и более обширных познаний по различным вопросам культуры, образования и других гуманитарных наук. Поскольку в прежней системе образования истории развития культур Древнего Востока, их влиянию на Европейские цивилизации и значению в современной культуре уделялось недостаточно внимания, исследование по теме «Модели Древневосточных цивилизаций» представляется актуальным. Не менее актуально осмысление места и роли Востока для современной России – цивилизации, которая часто характеризуется как "евразийская".

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...2-3
Понятия «цивилизация» и «культура»……………………………….4-6
Модели древневосточных цивилизаций
2.1. Общее и особенное в культуре Древнего Востока………...7-14
2.2. Культура Древнего Египта…………………………………...15-19
2.3.Культура Месопотамии:
Шумер и Аккад……………………………………………...20-24
2.4. Хеттское царство………………………………………………25-29
Великие цивилизации дальнего Востока
3.1. Древний Китай………………………………………………..30-33
4. Особенности музыкального искусства Древнего Востока………….34-37
Заключение …………………………………………………………………..38-39
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.53 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Хеттское  царство

Во II тысячелетии до н. э. на территории Малой Азии существовало величайшее из царств — Хеттское. Под стать ему были только Вавилония и Египет. Оно, ставшее одним из первых образцов структурированного классового общества, простояло практически шесть столетий и рассыпалось под мечами иноземцев. Осколки его наследия разбросаны теперь по всему миру.

Итак, хетты. Они же неситы. Регион обитания — Анатолийское плоскогорье. Время — XVIII—XII века до н. э. Форма государственности — царство с «неабсолютной монархией». Язык — индоевропейский. Предки — неизвестны. Этническая родина — неизвестна. Потомки — не остались.

Существование же самого Хеттского царства относится к периоду 1750—1180 годов до н. э. Три века в истории этого царства — с XVIII по XVI до н. э. — называют Древнехеттским периодом. Именно в это время, как считают многие специалисты, пришедшие в область Хатти индоевропейцы под условным названием «хетты» соединились с аборигенным народом хаттами. Этот «симбиоз» и называется в науке «хеттами».

«Что же представляло собой Хеттское царство в начале своей истории? Его уклад выстраивался на традициях родового строя. Хеттские цари правили совместно с так называемым панкусом, который объединял в своих рядах всех боеспособных граждан. Панкусом руководил совет — тулия, который представлял и, соответственно, защищал интересы родовой аристократии, в большей степени — членов царского рода: братьев царя, его сыновей и других родственников. Наследовал царю поначалу не родной сын, а усыновленный племянник — сын его сестры. Поскольку панкус и тулия весьма ограничивали власть царей, то на этой почве между ними нередко возникали разногласия, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники».

Земля в Хеттском царстве принадлежала государству. На большей ее части располагались крупные хозяйства, которые обеспечивали царя и членов его рода. То есть работали на «дом царя», «дом царицы», «дом дворца» — местную администрацию. Был и общинный сектор, где землевладение уходило корнями в доклассовую эпоху. В нем, по всей видимости, можно было покупать и продавать участки земли. Старейшина общины имел довольно широкий круг полномочий с судебной и административной властью. И на государственных, и на общинных землях широко использовался труд рабов.

По сословиям хеттское деление не совпадало с классовым. Все население у них разбивалось на две группы: «свободные» — в нее входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма. Это были члены общин коренных хеттских городов. Из них же набиралась правящая верхушка. Вторая группа — «несвободные» — то есть лица, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация. Среди «несвободных» производителей, стоящих вне общин, были рабы, кабальные должники, наемники, крепостные земельные собственники. Последние, кстати, иногда были достаточно богатыми и имели собственных рабов.

Ввиду недостаточной изученности истории Среднехеттского государства, охватывавшей приблизительно 1500—1400 гг. да и. э. мы коснемся главных моментов истории хеттов периода Нового царства, когда Хатти рассматривалось как равная с Египтом, Вавилонией и Ассирией держава.

Основным занятием населения хеттского общества были земледелие и скотоводство, отраженные во многих параграфах хеттских законов. Хетты занимались разведением овец, коз, свиной и крупного рогатого скота. Во II тысячелетии до п. э. в Малой Азии распространяется коневодство. Хеттские законы сохранили нам цены на различный скот.

 

Если в результате слияния и скрещения хеттских и индоевропейских племен образовался хеттский эпос, то в процессе слияния культурных достижений этих двух этнических групп была создана хеттская культура, на которую оказали также существенное влияние также северосирийский и шумеро-аккадский культурные миры.


 

В начале II тысячелетия до н. э. в Малой Азии появляются первые, небольшие по территории государственные образования, возникшие на основе племенных союзов. Как правило, они формировались вокруг города, бывшего местопребыванием правителя. К числу таких городов-государств относятся Неса, Бурусханда, Куссар и Хаттуса.

 

Основным источником, характеризующим хозяйство и социальные отношения Новохеттского царства, является сборник законов. Судя по нему и некоторым документам (например, дарственным грамотам), основой экономики было сельское хозяйство. Широкое распространение получило скотоводство, особенно овцеводство.

 

Хеттское государство, сложившееся как крупная держава в эпоху, когда древние цивилизации Египта и Месопотамии уже обладали устойчивой культурной традицией. Хеттская держава, погибшая еще во II тысячелетии до н. э., практически не нашла отражения в античных источниках. В Библии имеются лишь глухие упоминания о «хеттеях».


 

Царь отправился в путь. Все вещи были собраны. Дворец и храмы заперты. Царь «закрыл» свой стольный град и отбыл в неизвестном направлении. До сих пор никто не знает куда. В смутное время древности — в пору переселения «народов моря» — Хеттская держава была вмиг упразднена. Она растворилась в небытие.


 

Серебро за око, серебро за зуб

Да, хетты умели сражаться, но, по меркам того времени, были людьми мягкими и избегали жестокости. Побеждая врага, они не попирали его; покоряя, не истребляли; подчиняя, не уничтожали. Они правили твердой рукой, но действовали очень дипломатично. Они делали все для того, чтобы жители завоеванных земель уважали своих новых правителей.


 

Империя? Царство? Соединенные Штаты Азии?

Завоевательная политика хеттов решительно отличалась от традиционной для того времени практики. Чаще всего хетты стремились присоединить соседние страны не военным путем, а дипломатическим. Ева Канцик-Киршбаум называет политику хеттских царей, начиная с Суппилулиумы I, «просто гениальной».

 

У хеттов — впервые в истории — возобладала идея верховенства государства над фигурой конкретного правителя. Царь не правит страной, а служит ей — таков очевидный смысл этого юридического оборота. Не вызывает удивления, что первая известная нам конституция также появилась в стране хеттов.


 

Примеры терпимости хеттов к другим народам и культурам хорошо известны. Хетты были людьми очень религиозными и почитали множество богов. За ними закрепилось название «Народ тысячи богов», данное им удивленными археологами. Расселившись по Анатолии, хетты не принуждали местное население отказаться от почитаемых им богов.

 

В последние три десятилетия чтение хеттских текстов стало обычным делом. Удалось прочесть уже более 20 тысяч клинописных табличек, найденных в одной лишь Хаттусе. Это стало подлинным открытием хеттской цивилизации. Еще несколько тысяч табличек отыскали при проведении раскопок в трех других хеттских городах Анатолии.


 

Основные памятники Хаттусы были открыты уже в первое десятилетие ее раскопок. Хаттуса располагалась в горах, среди скал и ущелий, представлявших собой естественное укрепление. Хаттуса была возведена на пересечении двух древних торговых путей. Поначалу все постройки в городе группировались вокруг большого храма.

 

Хетты были индоевропейцами, и потому их трудно было спутать с другими народами Древнего Востока. Профиль хеттов напоминал «греческий». Телосложение хеттов скорее крепкое, коренастое, чем стройное; они несколько склонны к полноте. В отличие от египтян и других азиатских народов, хетты не подрезали волосы.

Хеттские мастера использовали несколько видов железа: обычное железо, «черное небесное» (метеоритное) и «хорошее / чистое» железо (сталь). Из железа изготовлялись различные украшения. Но особенно существенно то, что из железа делались и предметы хозяйственного, бытового назначения и оружие.

 

В середине XIII века до нашей эры Хеттская держава была на вершине своего могущества. В ее столице развернулось крупное строительство. Трудно себе представить, что через какое-то столетие эта процветающая цивилизация внезапно исчезнет, практически не оставив следа в памяти других народов.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Великие цивилизации Дальнего Востока
    1. Древний Китай

 

 С позиций цивилизационного подхода Китай определяется в качестве одного из генетически автономных цивилизационных очагов мира. То есть китайская цивилизация признается возникнувшей независимо от других древних цивилизаций, прошедшей специфический путь исторического развития и обладающей самобытными культурными традициями. 

 Географический ареал формирования древнекитайской цивилизации охватывает бассейны среднего и нижнего течения рек Хуанхэ и Янцзы с прилегающими к ним районами. Одна из главных природных особенностей басссейна Хуанхэ – отложения лёссовых почв, нанесенных водами этой реки. Лёсс – специфическая порода характерного палево-желтого цвета и состоящая из мелких частиц диаметром 0,05 – 0,01 мм, которая образовалась, как принято считать, из осадков пыли, уносимой ветром из пустынь. Лёссовые почвы, толщина которых в ряде мест достигает 400 м, очень плодородны, что и предопределило историко-культурное значение данного района как эпицентра ареала обитания и хозяйственной деятельности китайского этноса.

Вопрос создания научной периодизации истории Китая является актуальным для современного китаеведения. В собственно китайской историографической традиции, окончательно сложившейся уже во II – I вв. до н. э., национальный исторический процесс структурируется исходя из династийных периодов, т.е. времени правления представителей одного и того же царствующего дома. Каждая династия имеет собственное название, отличное от фамилии правящего семейства, под которым она и фигурирует в оригинальной историографической периодизации. Между династийными периодами, представленными  централизованными государственными образованиями прото- и собственно имперского типа, пролегают периоды “смутного времени”, главным опознавательным признаком которых служит ситуация административно-территориальной раздробленности страны, на что тоже указывается в их оригинальных терминологических обозначениях: “эпоха Борющихся царств”, “эпоха Шести династий” и т. д. С точки зрения цивилизационного подхода, периодизационными критериями могут служить типы государственности, характер социально-экономических  отношений и уровень развития культурных форм, поэтому в истории Китая могут быть выделены следующие этапы: архаический (с раннего палеолита до возникновения государственности), Древний Китай – период ранних государств (XVI – X в. До н.э.), традиционный Китай - период ранних империй (III в. До н.э. – III в н.э.).

В ХІV в. до н. э. сформировалось первое рабовладельческое государство Инь.  Иньская эпоха ознаменовалась рядом магистральных историко-культурных процессов, во многом определивших дальнейший ход развития китайской цивилизации:

1.Изобретение и утверждение бронзоволитейного производства, а для основной сферы хозяйственной деятельности – переход от мотыжного к пашенно-подсечному земледелию с использованием сохи. Тогда же проявились все основные особенности земельного хозяйствования  Китая: занятие собственно земледелием, неразвитость скотоводства и отказ от создания садовых плантаций. В результате к XII – XI вв. до н. э. леса прибрежной полосы среднего течения р. Хуанхэ были сведены под пашни.

2. На иньскую эпоху приходится формирование основ социально-экономического и политического устройства местной государственности. Поздняя Инь представляла собой централизованное государственное образование с сильной верховной властью и строго иерархической социальной структурой, состоящей из двух основных и ставших впоследствии определяющими для китайского общества сословий: аристократии, возглавляемой кланом правителей и включающей в себя глав территориально-административных единиц (так называемые владетельные особы) и простого народа, т.е. непосредственных землепользователей.

В иньскую эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо-прообраз современной иероглифической каллиграфии.

Древний Китай есть родина таких изобретений, как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.

На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые было написано "Фармакология", впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами.

Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий канал  -  сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды - и Великая китайская стена.

Информация о работе Музыка древних цивилизаций