Цивилизация древних ацтеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:03, реферат

Краткое описание

Сами ацтеки называли себя «мешина», или «теночка» и «атлальтелолька» - в зависимости от города происхождения (Теночтитлан, Тлателолько). Что касается происхождения слова «мешика» (mexica. От которого, собственно, и происходит слово «Мексика»), то высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «Солнце» в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекшитли), - тип водоросли, произростающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль Мигель Леон-Портилья, утверждает, что это слово означает «середина луны». Самоназвание «теночки», возможно, происходит от имени Теноча – еще одного легендарного вождя.

Вложенные файлы: 1 файл

Цивилизация древних ацтеков.docx

— 40.88 Кб (Скачать файл)

БЭК(БЭЮК)-2013

 

 

 

 

Реферат на тему: «Цивилизация древних ацтеков»

 

 

 

Выполнила: Галлямшина Гузель Ф.

Группа: ПД-13-29

Проверила: Рустиева Н.Р.

 

 

 

 

 

 

Уфа

2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древняя цивилизация ацтеков


 
Терминология

 

На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтек»  означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере.

Сами ацтеки называли себя «мешина», или «теночка» и «атлальтелолька» - в зависимости от города происхождения (Теночтитлан, Тлателолько). Что касается происхождения слова «мешика» (mexica. От которого, собственно, и происходит слово «Мексика»), то высказываются  весьма различные версии его этимологии: слово «Солнце» в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекшитли), - тип водоросли, произростающей в озере Тескоко. Самый известный  переводчик с языка науатль Мигель Леон-Портилья, утверждает, что это  слово означает «середина луны». Самоназвание «теночки», возможно, происходит от имени Теноча – еще одного легендарного вождя.

 

Легенды и традиции

 

Согласно легенде, различные  группы, которые впоследствии стали  ацтеками пришли с севера «из места» называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков (nahuatlaca, »говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»).

По легенде, Ацтеков вел  бог Уицилопочтли, что означает «колибри левой стороны». Общеизвестна легенда  об орле, сидевшем на кактусе, на острове  посреди озера и поедавшем  змею,- образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена  – орел, поедающий змею,- изображена на мексиканском флаге.

Итак, в 1256 г. Ацтеки остановились на скале, омываемой родником и окруженной зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда – лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко.

К приходу ацтеков земли  вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя  города Аскопоцалько, ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили  Тлателолько (Тлалтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в 1325 году. Со временем он стал большим искусственным  островом, теперь это место –  центр Мехико.

Согласно легенде, когда  ацтеки прибыли в долину Анауак местное  население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и  они взяли все знания, какие  только могли, от других народов,- большей  частью от древних Тольтеков (которых  могли путать с более древней  цивилизацией теотиукана). Для ацтеков  тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом  культуры. Легенды ацтеков отождествляют  тольтеков и культ Кецтальтоакля  с мифическим городом Толлан (современная  Тула, штат Идальго, Мексика) который  они также отождествляли с  более древними теотиуканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих  эпохи, каждая из которых заканчивалась  вселенской катастрофой. Наша эра –  Науи–Оллин «пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение», - которое  избежало разрушения благодоря самопожертвованию  бога Нанауатля, что значит «весь  в ранах», самый малый и смиренный  бог, страдавший от болей, вызванных  тяжкой болезнью; он превратился в  солнце. Этот миф связан с древним  городом Теотиуканом (место превращения  бога), который уже был, покинут  и заброшен в те времена, когда  в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает  Землю как создание двух богов-близнецов  – Тескатлипоки и Кецталькоатля. Тескатлипока потерял стопу при  создании мира, поэтому изображается без стопы и обнаженной костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым  Тескатлипокой.

Империя

 

Ацтекская империя, подобно  большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это  была скорее единая система сбора  дани, нежели единая система управления.

Хотя города под властью  ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после  подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, пурепеча – был главным производителем медных топоров.

Основным управленческим вкладом ацтеков стала система  коммуникаций между завоеванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и  дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог  было частью дани. За дорогами постоянно  следили, так что даже женщины  могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную  каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали  гонцы (пайнани), державшие ацтеков  в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков  привело к одному из крупнейших демографических  взрывов: население Месоамерики  увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

Самого важного чиновника  правительства Теночтитлана европейцы  обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани – переводится примерно как «Великий Оратор» тлатоке (ораторы) являлись аристократией, высшим классом  общества. Власть тлатоани росла с  возвышением Теночтитлана. Ко времени  правления Ауицотля титул «тлатоани» можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской  Империи, он не передавался по наследству.

С 1397 по 1487 гг. империю возглавил  Тлапаэлель (с науатля – «отважное  сердце»). Он мог стать тлатоани, но предпочел остаться в тени циновки  ягуара. Тлакоэлель был племянником  тлатоани Ицкоатля и братом Чимальпопоки и Мотекусомы Ильукамина и носил  титул «Сиуакоатль», то, что приказывалось  Тлакоэлелем, осуществлялось как можно  скорее. Это был жесткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство  ацтекских книг, утверждая, что все  они лживы, и переписал историю  ацтеков. Кроме того Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же подвигам относят введение обычая «цветочных войн» и установление постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Эти установления послужили скорейшему падению ацтекской  империи во времена Конкисты и  похода Кортеса.

К моменту Конкисты государство  ацтеков занимало территорию от Мексиканского  залива до Тихого океана, от устьев рек  Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях современных Гватемалы, Перу, Колумбии и Венесуэлы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинялись ацтекам.

 
Структура классов

 

Традиционно общество разделялось  на два социальных слоя, или класса: масеуалли (люди), или крестьянство, и пилли (знать). Изначально статус знати  не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли. Со временем социальный статус стал наследоваться.

Подобным образом ацтекские  воины становились пилли благодоря  своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами; и со временем воинская слава и  награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверо или пятеро пленников, его  называли текиуа, и он мог получить ранг Орла или Ягуара, позже он мог  получить ранг тлакатеккатль или  тлакочкалькатль. Чтобы стать тлатоани, нужно было захватить хотя бы семерых  пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое объединялись для этого, тогда их называли ияк. Если после определенного времени  – обычно трех битв – они не могли  взять пленника, они становились  масеуалли, считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими  отсутствие пленных; однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.

Богатая воинская добыча привела  к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного  общества ацтеков: почтека (или торговцы). Их деятельность не была исключительно  коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако, так или иначе, отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

В поздние годы империи  понятие масеуалли изменилось. Было подсчитано, что только 20% населения  занимались сельским хозяйством и производством  продовольственных товаров. Система  хозяйствования, называемая чинампа, была очень эффективна, она могла обеспечить продовольствием 190000 жителей. Также  значительное количество продовольствия получалось в виде дани и благодоря  торговле. Ацтеки были не только завоевателями, но и умелыми ремесленниками и  предприимчивыми торговцами. Позже  большинство масеуалли посвятили  себя искусству и ремеслам, их работы были важным источником прибыли для  города.

Раскопки некоторых ацтекских  городов показывают, что большинство  предметов роскоши было произведено  в Теночтитлане. Необходимо больше исследований, чтобы установить, верно  ли это для остальных районов, но если торговля была так важна  для ацтекского хозяйства , как это  представляется , это может объяснить  возвышение почтека как влиятельного класса.

 

Рабство

 

Рабы, или «тлакотин» также  составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также  сильно отличалось от того, что наблюдалось  в европейских колониях и имело  много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла  быть личная собственность, и даже собственные  рабы. Рабы могли купить собственную  свободу, и рабы могли быть свободными, если они были способны доказать, что  с ними жестоко обращались, или  у них были дети от хозяев, или  они были замужем за своими владельцами.

Обычно при смерти владельца  те рабы, чья работа высоко ценилась, освобождались. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Другой, весьма поразительный  способ освобождения раба был описан Мануэлем Ороско-и-Берра: если на базаре раб мог избежать пристального наблюдения хозяина, выбежать за стены рынка  и наступить на человеческие экскременты, он мог представить свое дело судьям, которые освобождали его. Затем  бывшего раба мыли, давали ему или  ей новую одежду (чтобы он или  она не носили одежду, принадлежавшую бывшему хозяину) и объявляли  свободным.

В полную противоположность  порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег  раба (если только он не был родственником  хозяина), никто не пытался помогать, владельцу поймать раба. Также  раба нельзя было продать без его  согласия, кроме случаев, когда власти квалифицировали раба как непослушного. (Непослушность определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению). Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег  в толпе или в узких проходах.

При покупке закованного  в кандалы раба покупателю сообщали, сколько раз этого раба перепродавали. Раба, проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение; такие рабы продавались за более  высокую цену.

Однако если закованный раб  представлялся в королевском  дворце или храме, он получал свободу.

Ацтек мог стать рабом  в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в  рабы вдове убитого по ее желанию. Отец мог продать сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, так же могли продать в рабство.

Кроме того, ацтеки могли  продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться  ценою своей свободы,- около года,- после чего шли к новому хозяину. Обычно, это было уделом неудачливых  игроков и старых «ауини» - куртизанок или проституток.

 

Развлечения и игры

Несмотря на то, что можно  было пить «пульке», (сброженный напиток  с невысоким содержанием алкоголя), ацтекам запрещалось напиваться до достижения шестидесятилетнего возраста; нарушение этого запрета каралось смертью.

Как и в современной  Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это был  «тлачтли», ацтекский вариант древней  месоамериканской игры «улама». В эту  игру играли цельным резиновым мячом  размером с человеческую голову. Мяч  называли «олли», откуда происходит испанское  «уле», означающее резину.

По другим данным мяч был  каменным, а игра в него отличалась необычайной жестокостью – вес  мяча был настолько велик, что  было большой проблемой закинуть его в специальное кольцо, расположенное  достаточно высоко, не причинив себе физических повреждений.

Участника игры, попавшего  мячом в кольцо, приносили в  жертву.

Ритуальная игра в мяч  оканчивалась жертвоприношением лучшего  игрока или капитана команды победителей. (По другим источникам в жертву приносили  капитана и игроков проигравшей  команды).

Жертвоприношение участника  забившего «гол» являлось большой  честью как для него самого, так  и для всей его семьи. Участники, которые не проявляли достаточно ловкости во время игры, оставались жить, но вместе со своими семьями низвергались к самой низшей социальной прослойке  общества.

 

Обучение

 

До четырнадцати лет обучение детей было в руках их родителей. Существовало устное предание (набор  устных наставлений), называемый уэуэтлатолли («пословицы стариков») которое передавало морально-этические идеалы ацтеков.

Существовали реплики, и  поговорки на каждый случай, были слова  для приветствия рождения и слова  прощания при смерти.

Информация о работе Цивилизация древних ацтеков