Музыкально – психологический массаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 13:10, реферат

Краткое описание

Цель реферата – разработать понятие музыкально- психологического массажа.

Содержание

Введение 3
1. Понятия музыкально - психологического массажа 5
1.1. Музыкально – психологический массаж 5
1.2. Музыка обладает магической силой 6
2. Сфера применения музыки 7
2.1. Почему музыка затрагивает нас? 7
2.2. Физиологическое воздействие музыки на человека 10
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

на тему «Музыкально – психологический массаж»

по предмету: «Музыкально – ритмическая теория в работе с детьми с проблемами развития»

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                  3

1. Понятия музыкально - психологического  массажа                                        5

1.1. Музыкально – психологический массаж                                                      5

1.2. Музыка обладает магической силой                                                              6

2. Сфера применения музыки                                                                                7

2.1. Почему музыка затрагивает  нас?                                                                    7

2.2. Физиологическое воздействие музыки на человека                                   10

Заключение                                                                                                            13

Список использованной литературы                                                                   15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальностью данной темы заключается в том, что музыкально- психологический массаж - это вид музыкальной психотерапии, выражающийся в чередовании мажорно-тонизирующей (отражающей эмоции радости, веселья, удовольствия) и умиротворенной музыки с целью тренировки подвижности нервных процессов, обучения контролю мышечных и психологических зажимов, непроизвольного появления улыбки и смеха; музыкальные медитации - вид музыкальной психотерапии, в котором звучащая музыка соединяется со зрительными образами и специальными формулами внушения юмористического содержания: хореография - коррекция тревожного и агрессивного поведения в ходе смешных ритмических движений, ролевых танцев с комическим содержанием; рецептивная музыкотерапия - вспомогательный вид музыкотерапии, предполагающий сопровождение всех музыкальных занятий мелодичной музыкой, предназначенной для поддерживания взаимных контактов детей, создания атмосферы взаимопонимания, доверия друг другу, дружелюбия, всеобщего единения.[6; http://psi.webzone.ru/st/150500.htm]

Указанные методы дополняла  смехорелаксация - игры и упражнения, предполагающие тренировку мышц лица в улыбке, которые проводились с целью снятия мышечного напряжения, обучения детей глубокому диафрагмальному дыханию, способствующему контролю за тревожным состоянием и тонизирующему эмоции детей.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в  качестве средства психологической  коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.[4; http://www.altermed.ru/articles.phpcid=4163]

Материалом для написания  реферата послужили авторы: Петрушин В.И., Теплов Б.М., Шушарджан С.В., Владимир Элькин и т.д.

Цель реферата – разработать понятие музыкально- психологического массажа.

Структура реферата: реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы на 15 страницах. Первая и вторая главы имеет по 2 параграфа. Первая глава посвящена - понятия музыкально - психологического массажа. Вторая глава посвящена - Сфера применения музыки. В работе использованы 6 источника литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятия музыкально - психологического массажа

1.1. Музыкально  – психологический массаж

 

Музыкально-психологический массаж - вид музыкальной психотерапии, выражающийся в чередовании мажорно-тонизирующей (отражающей эмоции радости, веселья, удовольствия) и умиротворенной музыки с целью тренировки подвижности нервных процессов, обучения контролю мышечных и психологических зажимов, непроизвольного появления улыбки и смеха.[6; http://psi.webzone.ru/st/150500.htm]

Суть этого  приема заключается в тренировке подвижности нервных процессов. Нередко, попав в трудную ситуацию, нелегко бывает из неё психологически выйти. Внимание при этом все время вертится вокруг неприятного события, вызывающего невеселые мысли. Чтобы выйти из этого состояния, нужно встряхнуться, поменять образы, стоящие перед глазами, выйти из одного состояния в другое.

Для этого ленинградским психотерапевтом В.И.Петрушиным был разработан музыкально-психологический массаж. Участникам семинара предлагается прослушать насыщенный отрицательными аффектами музыкальный фрагмент продолжительностью 2-3 минуты, постараться при этом припомнить эпизод из своей жизни, который подходил бы к данной ситуации и пережить его как бы заново. Затем, прослушав спокойную музыку, надо моментально сбросить мышечное напряжение, возникшее в результате негативного аффекта. Из негативных переживаний берутся эмоции страха и гнева, из положительных – умиротворенности и радостно приподнятые. Такой музыкально-психологический массаж похож на физическое закаливание контрастным душем с его чередованием горячей и холодной воды.[1;15]

 

 

 

1.2. Музыка обладает  магической силой

 

«Музыка обладает магической силой - вдруг собирает рассеянные мысли и дает покой встревоженной душе».

Такие слова около 300 лет  назад написал Уильям Конгрив  в своем "Гимне гармонии" ("Hymn to harmony"). За много веков до того древнегреческие рукописи гласили: "Музыкальное воспитание - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души".

[5. http://www.yugzone.ru/articles/music_t.htm /]

Верность этих слов подтверждают родители. Если их дети постоянно слушают только хэви-метал, то они нередко становятся замкнутыми и не общительными. Нечто подобное происходило в фашистской Германии, когда большим толпам людей проигрывали возбуждающие марши, которые подготавливали публику к гипнотическим речам Адольфа Гитлера.

Несомненно, музыка влияет на сердце и разум и поэтому  может использоваться для того, чтобы  настраивать их либо на зло, либо на добро. Например, считается, что определенный вид музыки развивает маленьких  детей умственно и эмоционально. Даже те, кто заикается, могут пропеть фразы, которые им трудно произнести.

В своей книге "Музыка и мозг" Энтони Сторр пишет, что  музыка производит поразительное воздействие  на людей, страдающих заболеваниями  нервной системы с расстройством  двигательной функции ("Music and the mind"). В качестве примера Сторр приводит случай с одной больной: "Скованная по рукам и ногам болезнью Паркинсона, она была беспомощна и совсем не могла двигаться, но когда она вспоминала мелодии детства, это вдруг освобождало ее от оков неподвижности".

 

 

2. Сфера применения  музыки

2.1. Почему музыка  затрагивает нас?

 

Почему музыка затрагивает  нас?

Музыка и речь - это  то, что свойственно исключительно  человеку.

Без них представить  себе нашу жизнь просто невозможно. В книге "Музыкальный ум" отмечалось, что "как речь, так и музыка отражают потребность людей в общении". Музыка чем-то подобна речи: когда музыка "говорит", наши чувства "слушают".

Почему и как музыка затрагивает нас? Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит рассмотреть: 1) из чего складывается музыка и как ее воспринимает наш мозг, 2) как восприятие музыки зависит от нашего эмоционального склада и культурной среды 3) как речь влияет на наше восприятие мира. [2;89]

Из чего складывается музыка.

Особенности звучания различных  музыкальных инструментов часто называют "элементами музыки". Один из таких элементов - тембр инструмента. Например, считается, что "благородный" и "мужественный" тембр валторны сильно отличается от "кичливого" тембра трубы. Хотя труба, и валторна принадлежат к одной группе духовых инструментов, каждый из них производит обертоны, или гармоники, различной силы. Именно поэтому каждый инструмент имеет свой неповторимый "голос".

Вероятно, первый из элементов  музыки, с которым мы знакомимся в своей жизни - это ритм. (Более подробно с тайнами возникновения и жизни ритма можно ознакомиться в книге Александра Софикса "Ум барабанщика") Знакомство с ним происходит еще в утробе, когда младенец слышит биение сердца матери. Предполагают, что наше собственное сердцебиение и даже дыхание подсознательно влияют на наше восприятие ритма.

 

 

Поэтому, возможно, не случайно большинство людей предпочитают музыкальный темп примерно 70 -100 ударов в минуту. Это средний пульс  здорового взрослого человека. [2;92]

Широкая палитра элементов  музыки вырисовывается яснее, если рассматривать различные музыкальные инструменты, а так же производимые ими мелодии и звуки. Грустные интонации фагота глубоко волнуют слушателей, а японская флейта шакухачи затрагивает сердце своим нежным и печальным плачем. Хрипловатый голос саксофона-тенора в блюзовых мотивах надолго врезается в память. "Умпа-умпа" - ритмичный бас трубы в оркестре вызывает необычное оживление и радость. А как не закружиться в танце под мелодичные звуки скрипки в вальсе. [1;115]

Музыка и мозг.

Считается, что процессы, связанные  с логикой и речью, происходят в основном в левом полушарии  мозга, а восприятием музыки, как  и нашими чувствами и эмоциями ведает правое полушарие. Так это  или нет, но факт, что человек не произвольно реагирует на музыку, не вызывает сомнений.

Музыка способна быстро вызывать чувства  и эмоции невероятной силы. То, что  в книге описывается многими  предложениями: в музыке часто можно  выразить всего лишь одним тактом или аккордом.

Существуют наблюдения о том, как слуховое и зрительное восприятие связаны с действием, которое они производят: "Слуховое восприятие вызывает гораздо более  сильный эмоциональный отклик, чем  зрительное. Вид раненого животного  или человека, который страдает молча, возможно, не произведет особого впечатления на того, кто это видит. Но если при этом человек или животное будут пронзительно кричать, то это обычно сильно затрагивает наблюдателя". [2;98]

Музыка, слова  и ваша реакция.

Существует философское  направление, утверждающее, что одно музыкальное произведение одинаково влияет на всех. Другие же считают, что реакция человека на какую либо мелодию или песню зависит от его душевного состояния в данный момент или от его прошлого. Например, кто-то, потерявший близкого, слышит определенную песню, звучащую в месте полонения Богу. На такого человека эта песня может навеять грустные воспоминания и даже вызвать у него слезы. Другие же люди, не испытавшие подобного горя, будут петь эту песню с радостью. [2;101]

Давайте так же рассмотрим, как некоторые воспринимают звучание валторны и трубы, о которых мы уже упоминали. Может быть, вы не согласитесь с тем, что звук валторны мужественный. На ваш взгляд, он, возможно, веселый и громогласный, а звук трубы больше затрагивает душу. Музыка вызывает в душе человека целый спектр неповторимых чувств, которые у каждого проявляются по-своему.

Если к музыке подходить  уравновешенно и с пониманием, то она может наоборот помочь в  жизни человека. Хотя в этом виде искусства есть много вредного и безнравственного, часто музыка обогащает жизнь, дает испытать радость и удовлетворение. Музыка способна окрылить человека эмоционально и духовно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Физиологическое  воздействие музыки на человека

 

Физиологическое воздействие  музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат[2;75].

Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов  войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации.

[5; http://www.yugzone.ru/articles/music_t.htm /]

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган.

Музыка способна устанавливать  общее настроение, причем эмоциональная  окраска образов, возникающих при  ее восприятии, различна в зависимости  от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.

Информация о работе Музыкально – психологический массаж