Музыкально-игровая деятельность как средство развития музыкального слуха и музыкальной памяти в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить, проанализировать особенности музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.
Объект исследования: Процесс развития музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения музыкально-игровой деятельности.

Содержание

Введение
I.Теоретическая часть
I.1.Общая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
I.2. Характеристика музыкальных способностей: музыкальный слух и музыкальная память
I.3.Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности
II.Практическая часть
II. 1 Анализ программ по музыкальному воспитанию старших дошкольников с целью выявления роли музыкально-игровой деятельности
II.2 Музыкально-игровая деятельность под руководством воспитателя как средство развития музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста
II. 3 Методические рекомендации по развитию музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Рубцовский педагогический колледж»

 

 

 

Курсовая работа

 

Музыкально-игровая деятельность

 как средство развития

 музыкального слуха и музыкальной памяти

в старшем дошкольном возрасте

 

 

 

Выполнил: студентка 3 курса

Специальность: 050144

Дошкольное образование

Шенкнехт Лариса Викторовна

Руководитель: Агрызкова В.М.

 

 

                                            

 

Рубцовск, 2013

Содержание

Введение

I.Теоретическая часть

I.1.Общая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста

I.2. Характеристика музыкальных способностей: музыкальный слух и музыкальная память

I.3.Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности

II.Практическая часть

II. 1 Анализ программ по музыкальному воспитанию старших дошкольников с целью выявления роли музыкально-игровой деятельности

II.2 Музыкально-игровая деятельность под руководством воспитателя как средство развития музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста

II. 3 Методические рекомендации по развитию музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Литература

Приложения

 

 

Введение

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников, приобщать их к миру прекрасного, к искусству, развивать музыкальные способности, начиная с самого раннего возраста, через музыкально-игровую деятельность. В дошкольном возрасте, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются все способности, умения и навыки, занятия музыкой для развития музыкально-познавательных способностей является очень важной заботой педагогов и семьи.

В соответствии с  федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели  развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

- развитие музыкально-художественной  деятельности;

- приобщение к музыкальному  искусству.

В психолого-педагогических исследованиях (Б.М.Теплова, И.Л.Дзержинской, Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой и др.) о влиянии музыкального искусства на формирование личности ребенка показано, что «включение музыки во всю сферу жизнедеятельности ребенка может положительно повлиять на образ жизни малыша: сделать его эмоционально благополучным; ускорить физическое развитие; улучшить коммуникативные возможности; развивать художественные способности». Музыка оказывает опосредованное влияние на развитие и полноценное функционирование механизмов обучения; развитие памяти, восприятия, эмоций, интеллекта и других важнейших составляющих психического развития ребенка. Музыка может стимулировать любопытство, любовь к музыке, интерес к деятельности, вызывать исследовательское поведение ребенка.

Это и послужило выбору темы нашего исследования: «Музыкально-игровая деятельность как средство развития музыкального слуха и музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста»

 Цель исследования: Изучить, проанализировать особенности музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.

Объект исследования: Процесс развития музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения музыкально-игровой деятельности.

Предмет исследования: Музыкально-игровая деятельность как средство развития музыкального слуха и музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза исследования:  Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если:

1.Выделены определения понятий «музыкальный слух» и «музыкальная память»;

2. Определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкального слуха и музыкальной памяти старших дошкольников;

3.Применяются музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста.

 

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

1) Рассмотреть литературу по данной теме.

2) Определить особенности детей старшего дошкольного возраста. 

3) Изучить средства развития музыкального слуха и музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста. 

4) Определить показатели музыкального слуха и музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

5) Разработать занятия по музыкально-игровой деятельности для развития музыкального слуха и музыкальной памяти старших дошкольников.

6) Провести диагностику развития музыкального слуха и музыкальной памяти на констатирующем и контрольном этапах. 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью развития музыкальных задатков, способностей детей, начиная с самого раннего детства. Музыкально-игровая деятельность как средство развития музыкального слуха и музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста является наиболее эффективной, ибо ребенок растет и развивается в игре. Игра является для ребенка дошкольного возраста естественной формой познания окружающего мира.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (слух,память), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

 Именно с этой целью применяют  музыкально-дидактические игры и  пособия, которые воздействуя на  ребёнка комплексно, вызывают у  них зрительную, слуховую и двигательную  активность, тем самым расширяя  музыкальное восприятие в целом.

 Применение музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

 

 

I.1 Общая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Дети старшей группы начинают больше осознавать себя членами коллектива, что облегчает проведение совместных занятий. У них появляется чувство ответственности при исполнении песен, хороводов,  танцев, они откликаются на понятные общественные явления и хотят быть соучастниками деятельности взрослых. Ребёнок в возрасте 5-6 лет способен не только целостно воспринимать различные, например, природные явления, но и выделять составные части, их последовательность, устанавливать связи, соотношения между ними. Все эти качества присутствуют и в музыкальной деятельности. В старшей группе более отчётливо проявляется интерес к музыке, стремление слушать, понимать музыку, заниматься ею. Часто ребёнок по своей инициативе задаёт вопросы. «О чём рассказывается в музыке?», «Кто спел лучше?», « Как играть на металлофоне?». Предпочитая тот или иной вид деятельности, ребенок избирательно относиться к ним. Например, больше любит танцевать, чем водить хоровод, выделяет любимые песни, игры, пляски. Дети этого возраста могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как следует исполнить лирическую песню: «Нужно петь красиво, протяжно, ласково, нежно». Они способны даже к некоторым обобщениям на основе слушательского опыта: «Музыка звучит бодро, громко. Наверное это марш»; «А теперь она протяжная, ласковая, нежная, похожа на колыбельную».

Голосовые связки ребёнка в этом возрасте значительно укрепляются, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются звуковые ощущения. Большинство ребят различают высокие и низкие звуки в интервалах квинты, кварты, терции. Они привыкают пользоваться слуховым самоконтролем и пытаются произвольно  исправлять неточности своего пения. Иногда голос пятилетних детей приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определённый тембр, устанавливается диапазон  в пределах первой октавы, у некоторых хорошо звучит «до» второй октавы. Движения детей под музыку становятся свободнее, определённее, выразительнее в передаче характера произведений. Возросшие возможности детей позволяют лучше осваивать виды музыкальной деятельности – восприятие, пение, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах, в процессе которых педагог сообщает и начальные сведения о  музыке. В этом возрасте проводиться активная работа по развитию музыкального слуха и музыкальной памяти, что способствует дальнейшему формированию музыкальных способностей.

Активный характер обучения позволяет усваивать способы самостоятельных действий, подготавливает к творчеству на занятиях и вне их. Мотивы, которые побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности, те же, что и в других возрастных группах, но интересы становятся устойчивее, а содержание занятий – более разнообразным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.2 Характеристика музыкальных способностей: музыкальный слух и музыкальная память.

 Музыка—это движение звуков, различных по высоте, длительности, тембру, динамике, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности.

Музыкальный слух   

 Музыкальность у детей - это  комплекс способностей, содействующих  успешному проявлению активной  музыкальной деятельности в доступных  формах. Интерес к музыке и  достаточно развитый слух говорят  о музыкальности у ребенка.

Доказательством этого служит очень раннее проявление этих способностей в поведении детей. Уже в первые месяцы жизни плясовой напев вызывает у малыша веселый смех, оживление, выразительную мимику, а неторопливая, несколько монотонная колыбельная песня постепенно успокаивает его, заставляет сосредоточенно прислушаться к звукам.

Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т.д.

Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

-помогает развитию музыкальных  способностей и обогащает эмоциональный  мир детей;

-развивает познавательные способности;

-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.

 

 

Музыкальная память.

  Музыкальная память включает  в себя следующие виды памяти: зрительную, моторно-двигательную, слуховую, эмоциональную. У каждого ребенка эти виды памяти выражены по-разному: у кого-то хорошо развита зрительная, у кого-то слуховая. Но для развития у детей музыкальной памяти необходимо сочетание и развитие всех видов памяти. Только благодаря их совокупности развиваются музыкальные способности. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Допустим, у ребенка хорошо развита моторно-двигательная память, которая позволяет ему бегло играть. Он может запомнить, что в каком-то конкретном эпизоде произведения нужно играть определенным образом, то есть у ребенка развивается техника игры на музыкальном инструменте. Пальцы могут запомнить, как играть, но зрительно воспроизвести произведение целиком ребенок не в состоянии, ему требуется держать перед глазами ноты, поэтому следует обратить внимание на развитие его зрительного восприятия.

   Большое значение для  развития музыкальной памяти  имеет слуховая и эмоциональная  память. Мало запомнить произведение  на слух, нужно постараться его пропеть как бы внутри себя, пережить его, потому что в одном музыкальном произведении разные участки, эпизоды могут быть разной эмоциональной окраски, то есть произведение нужно «пропустить через себя», что очень важно для его понимания, чтобы правильно передавать то, что заложил в нем композитор.

   Существует множество методик  для развития музыкальной памяти. Но для ребенка очень важен  игровой момент. В игре ребенок  быстрее учится музыкальным навыкам, развивает музыкальные способности. Представленные в этом разделе игры на развитие музыкальной памяти, учитывая способность воспроизводить мелодию, не разделены на развитие ее определенных видов. Каждая игра включает в себя элементы всех видов музыкальной памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. 1 Анализ программ по музыкальному воспитанию старших дошкольников с целью выявления роли музыкально-игровой деятельности

В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н. А. Ветлугиной, изданной в 1981году.

Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Н. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой), небольшими подгруппами и индивидуальные. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.

Главная цель программы - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.

Репертуар по слушанию музыки в программе Н. А. Ветлугиной строится на произведениях советских композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия – литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д., но репертуар по слушанию не выписан и точно не определен.

Информация о работе Музыкально-игровая деятельность как средство развития музыкального слуха и музыкальной памяти в старшем дошкольном возрасте