Мотив «укачивания» в ритмике колыбельных песен мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы:
— отобрать самые показательные варианты колыбельных песен мира
с точки зрения ритмических особенностей;
— расшифровать отобранные варианты;
— выявить значения и функции колыбельных песен;
— обзор определений колыбельной песни;
— выявление главных поэтических тем;
— изучить ритмические особенности колыбельных песен;
— исследовать мотив «укачивания» в ритмике колыбельных песен мира.

Содержание

Введение
Первая глава.
Значение и функции колыбельных песен.
Содержание колыбельных песен
Вторая глава.
О ритмике колыбельных песен
Мотив «укачивания» в ритмике колыбельных песен мира
Заключение
Библиографические ссылки

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (Нюкалова).docx

— 287.10 Кб (Скачать файл)

В колыбельных песнях XIX века, как правило, употребляется хорей с пиррихием или хорей и ямб. Дактилическая рифма встречается значительно реже. Данная рифмовка сближает песни с разговорной речью, делает их доступными для детей.

К особенностям колыбельных песен можно отнести преимущественное употребление существительных и глаголов. В колыбельных песнях встречаются различные повторы: аллитерации, ассонансы, синонимы, тавтологические слова и выражения, повторы слов в одном стихе, повторы начальных слов смежных стихов, цепевидных повторений слов смежных стихов, повторений целых стихов, местоимений с предлогами и без предлогов, служебных слов, звукоподражаний. Одни участвуют в создании системы обращений, другие придают повествованию динамику и в то же время обеспечивают однотонный ритм. Также характерно многократное повторение однотипных ритмов, отсутствие резких звукосочетаний, обилие шипящих звуков, размеренный такт, спокойная мелодика звучания, что и помогает ребенку засыпать. Чаще всего колыбельная песня имеет двухдольный размер, который естественно ложится на спокойный сердечный ритм (68—72 удара в минуту). Благодаря четкому, равномерному музыкальному рисунку происходит гармонизация биоритмов матери и ребенка.

Текст колыбельной песни несет идейно-образную, смысловую функцию. В нем находиться содержание, настроение и атмосфера всей песни. Стих колыбельной имеет особое строение, так как направлен на восприятие его ребенком. Поэтому он должен быть наиболее простым и ясным по содержанию, структуре и рифме: каждый стих чаще всего это законченное синтаксическое целое, самостоятельная фраза и число строк равняется числу предложений. В народной поэзии короткие стихи для детей обычно состоят из четырех строк, длинные же – состоят из двустиший. Именно длинные стихи используются для колыбельной песни. Рифмы в стихах колыбельных песен находятся в ближайшем соседстве, а слова которые служат рифмами являются главными носителями смысла всей фразы. Все это проявляется и в музыке с помощью музыкальных форм, структур, а также средств музыкальной выразительности.

 

 

Мотив «укачивания» в ритмике колыбельных песен мира.

 

Ритмика колыбельных песен разных народов очень похожа. В ней преобладает слоговый ритм. Основной формообразующей единицей колыбельной является мотив. Он играет важное функциональное значение в песне и состоит из формул.

Мотив «укачивания» один из важных мотивов колыбельной песни, который помогает ей в выполнение самой главной задаче – усыпить ребенка. Обычно он используется в середине и в конце колыбельной песни в виде напевания одной гласной, чаще «а» или слов «баю-бай», «люли-люли», «качи-качи», «баю-укачаю» и так далее. Примером может послужить турецкая колыбельная, в конце которой используется такой мотив на одной гласной «а». Формула этого мотива представляет собой ритмическую группу ( восьмая – четверть с точкой); а в мелодическом плане она состоит из трех нисходящих м.3 на одной высоте, завершающихся восходящим glisando. Вся формула повторяется несколько раз:

Помимо выписанного, мотив «укачивания» повсеместно используется в колыбельных, является своего рода стержнем всей песни. Это формула с ритмической группой (четверть - две восьмых или наоборот); в мелодии можно обнаружить нисходящие интонации на б.2, м.3 и б.3, иногда завершающиеся восходящим движением. В той же турецкой колыбельной уже во втором, четвертом, шестом тактах, этот мотив совпадает с завершением фраз. В седьмом такте он заметен на первой и второй доле с остановкой на четвертной длительности и повторением одного звука.

 

Очень простая и в тоже время показательная русская колыбельная в мажорном ладу с двухдольным размером. Здесь этот мотив приходится на третий и четвертый такт (четверть – две восьмых). Элементы повтора звуков, распева подчеркивает такой укачивающий характер. Такой же принцип и в седьмом такте за счет неточного повторения всей строфы:

 

Ирландская колыбельная в отличие от предыдущих двух песен имеет более подвижный темп и игривый характер. Она привлекает внимание своим однообразным ритмическим рисунком (восьмые), который, с одной стороны, придает монотонность, с другой, - устремленность. Интересна эта колыбельная и своей волнообразной мелодической линией. Каждая «волна» равна двум четвертям и заканчивается восходящим движением, при этом почти все волны находятся на одинаковой высоте. Этим и достигается эффект «укачивания». Кульминация наступает в конце шестого – начале седьмого такта, это точка золотого сечения, где в ритмическом плане можно обнаружить мотив «укачивания» (две восьмые – четверть), а в мелодической линии наблюдается большая волна, завершающаяся на повторении тонического звука:

 

В метрическом плане интересна украинская колыбельная. Здесь вся строфа делится на 2 раздела. В первую очередь это деление связано со сменой размера: сложного двухдольного (12/8) на сложный смешанный (5/8). Данное деление подчеркивается и характером. Первый раздел более мягкий, нежный, распевный, имеет мелодические и ритмические точные повторы, непрерывное и повторяющееся движение снизу вверх, а также ритмическая формула (четверть – восьмая) напоминают качание колыбельки. Второй раздел строфы – кокетливый, изящный, движение восьмыми на nonlegato, присутствуют повторы секундовых интонаций, которые придают музыке игровой, шуточный характер, а общее плавное поступенное нисходящее движение сглаживает мелодическую линию и приводит к небольшой коде, точно повторяющей первый такт песни:

 

Следующая колыбельная отличается своей простотой, короткой двухстрочной строфой, которая повторяется множество раз с различным текстом. Это колыбельная племен эвенков, которая исполняется в умеренном темпе, на одном динамическом оттенке, на legato. Благодаря этому ощущается монотония, которая и помогает колыбельной выполнять свою главную задачу. Тем не менее, мотив «укачивания» здесь тоже присутствует: в первую очередь это распев одного слога (четверть с точкой - восьмая), который трижды повторяется на разной высоте и напоминает формулу «люли». Вся колыбельная построена на пунктирном ритме, что нехарактерно для этого жанра, однако он сглаживается штрихом (legato) и мелодической линией, чаще на одном звуке, реже ход на секунду и терцию:

Очень нежная, светлая, и незатейливая голландская колыбельная. В отличие от предыдущих колыбельных, она исполняется мужским голосом почти на piano, в спокойном движении. Песня имеет двухдольный метр, мелодические и ритмические повторы, высотный диапазон составляет квинту – все это подчеркивает уравновешенность и размеренность колыбельной, а внутреннее движение по три восьмые немного освежает и оживляет характер всей песни в целом. Здесь ярко проявляется и мотив «укачивания»: это поступенное нисходящее движение с повторением звуков и ритмические группы (четверть c точкой – четверть – восьмая – четверть с точкой; четверть - восьмая), которые напоминают различные формулы: «Баюшки-баю», «люли-люли»:

 

Французская колыбельная по характеру напоминает второй раздел украинской колыбельной: кокетливый, шуточный характер, который подчеркивается синкопой, ритмической группой (две шестнадцатые – восьмая), паузами, квинтовыми скачками. Однако этот характер сглаживается минорным ладом, округленностью фраз, спокойным темпом, исполнением колыбельной женским нежным высоким голосом на piano. Мотив «укачивания» здесь ярко выражен в конце второго такта: распев слога на триоли в нисходящем движении, приводящее к тоническому звуку; но его можно обнаружить скрытой линией во всей колыбельной: это мелодическая направленность фраз вверх и вниз, движение шестнадцатыми в начале второго и четвертого такта, напоминающее раскачивание колыбельки, а также повторения звуков:

 

Очень индивидуальна и своеобразна чукотская колыбельная. Она исполняется родителями ребенка на mezzo-forte под аккомпанемент ударных инструментов. Удары приходятся на каждую долю такта в размере 4/4. Однако распевы слогов в песне группируют восьмые длительности по три, образуя формулу: 3 + 3 + 2. Характер колыбельной этой песне придает мотив «укачивания», заключенный в распевах: это секундовые восходящие и нисходящие интонации, повторяющаяся ритмическая и мелодическая линия. Интересно, что вся чукотская колыбельная песня построена на трех слогах: «ка-ко-мей», являющихся формулами мотива «укачивания» равного одному такту:

 

Татарская колыбельная по характеру напоминает лирическую песню, которая исполняется нежным женским голосом, в спокойном темпе, на legato. Ритм песни основан на движении восьмыми с остановкой на тоническом звуке в конце первого и второго раздела строфы. Мотив «укачивания» здесь можно обнаружить вначале строфы, в конце первого раздела и в конце строфы. Также как и в украинской колыбельной, здесь разделы отличаются сменой метра, а возвращение к первоначальному происходит в конце второго раздела. Однако в мелодическом и ритмическом плане эти разделы сближаются, то есть сохраняются ритмическое движение восьмыми и мелодическое поступенное движение вверх и вниз:

 

Из всех рассмотренных нами колыбельных выделяется молдавская своей импровизационностью, достаточно протяженной строфой (19 тактов), мелодичностью, милизматикой. Ритм здесь скорее не слоговый, а parlando rubato. Размер 4/4 в данном случае выступает в качестве метра для упрощения разбора и анализа объемной строфы колыбельной. По своему характеру, темпу и манере исполнения эта песня напоминает с одной стороны балладу, с другой – дойну. И все же колыбельные черты здесь тоже можно проследить: это многократные повторения звуков, волнообразный характер мелодической линии, движение восьмыми и шестнадцатыми, образующие украшения на распеве слогов. Витиеватая мелодия строфы вся пронизана мотивом «укачивания». Однако очень ясно выражен этот мотив в восьмом такте на распеве слога (половинная – восьмая), напоминающий убаюкивающие формулы «ба-ай» или «а-ай». Характер раскачивания колыбельки придает ритмические формулы: (четверть с точкой – восьмая) в четырнадцатом такте и (две восьмые – половинная) в девятом – десятом, одиннадцатом и двенадцатом тактах. В мелодии этот эффект достигается восходящими короткими распевами начального слога в седьмом и тринадцатом тактах, а также многократно повторяющиеся восьмые на одном звуке, иногда ускоряющиеся за счет триолей:

 

Все колыбельные, проанализированные нами, очень яркие, самобытные, неповторимые, и каждая из них имеет свой набор средств музыкальной выразительности, присущий только ей и почеркивающий ее характер, сюжетную линию или тематическую идею.

 

 Исходя из расшифровки и анализа данных колыбельных, мы вывели следующую схему:

Колыбельная

Размер

Формулы мотива «укачивания»

Турецкая

4/4

       

Русская

4/4

Ирландская

4/4

Украинская

12/8; 5/8; 12/8

Эвенков

5/4

       

Голландская

12/8

       

Французская

4/4

       

Чукотская

4/4

Татарская

7/8; 4/4; 7/8

       

       

Молдавская

4/4

               


 

Таким образом, наиболее часто используемой формулой мотива «укачивания» можно считать

, встречающийся в турецкой, русской, татарской, обратный – в ирландской. Другим популярным ритмическим оборотом можно считать
, который встречается в колыбельной эвенков, молдавской колыбельной, обратный – в турецкой. В украинской и голландской используется формула
. Она также является частью формулы
в татарской колыбельной. 
Заключение

Колыбельные песни поются с давних времён, они передаются из поколения в поколение и существуют у всех народов. Поэтому в них можно обнаружить наличие многих общих черт в функциональных, структурных и семантических аспектах, главным из которых мы выделяем формульный мотив «укачивания». И все же колыбельные песни каждого народа имеют свои особенности в силу различных языковых и внеязыковых обстоятельств. Поэтому они все уникальны, особенные и требуют пристального внимания.

Что же касается исполнения колыбельных песен, то малышу не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Сама фонетика этих песен несет положительную окраску, вне зависимости оттого, каким голосом их исполняют. Ребенок реагирует прежде всего на тембр голоса, мягкость исполнения, лиричность звучания, и по большому счету ему равно, кто поет для него колыбельную: мама, папа, бабушка или дедушка. Главное, чтобы от души.

 

 

Библиографические ссылки:

1. GHILAȘ, V., Cântecul de leagăn. // Arta muzicală din Republica Moldova. Istorie și modernitate. Chișinău: Editura Grafema Libris, 2009

2. KAHANE, M. De la cântecul de leagăn la doină. // Anuar științific, nr.5, 1965,

3. HÂNCU, А.; ZELENCIUC, V. Folclorul obiceiurilor de famile. Chişinău: Editura Ştiinţa, 1979,

4. БАРАНОВ, Д. Символические функции русской колыбели // Славянорусские древности, Вып. 3. – Санкт Петербург, 1995, с. 156.

5. ВЕТУХОВ, А. Народные колыбельные песни // Этнографическое обозрение, № 1-4. Москва, 1892, с. 230.

6. ГОЛОВИН, В. Колыбельная песня и приемы убаюкивания ребенка на Русском Севере // «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР. Ленинград: Композитор, 1991, с.78.

7. КАПИЦА, О. Детский фольклор. Москва: Советская Россия, 1991, с. 131.

8. КОЛЯДИЧ, Т.; КАПИЦА, Ф. Русский детский фольклор: учебное пособие, Москва: Наука, 2011, с. 202.

9. МАРТЫНОВА, А. Русская колыбельная и крестьянский быт. Ленинград: Композитор, 1977, с. 176.

10. МАРТЫНОВА, А. Опыт классификации русских колыбельных песен. // Советский этнограф, №4, Ленинград: Композитор, 1974, с. 126.

11. ПОМЕРАНЦЕВА, Э. Детский фольклор/ // Русское народное творчество. Москва: Наука, 1975, с. 194.

12. ЭЛИАШ, Н. Русские народные колыбельные песни. Опыт классификации фольклорного жанра. – Ленинград: Композитор, 1944, с. 267.

 

 

 

Информация о работе Мотив «укачивания» в ритмике колыбельных песен мира