Мотив «укачивания» в ритмике колыбельных песен мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы:
— отобрать самые показательные варианты колыбельных песен мира
с точки зрения ритмических особенностей;
— расшифровать отобранные варианты;
— выявить значения и функции колыбельных песен;
— обзор определений колыбельной песни;
— выявление главных поэтических тем;
— изучить ритмические особенности колыбельных песен;
— исследовать мотив «укачивания» в ритмике колыбельных песен мира.

Содержание

Введение
Первая глава.
Значение и функции колыбельных песен.
Содержание колыбельных песен
Вторая глава.
О ритмике колыбельных песен
Мотив «укачивания» в ритмике колыбельных песен мира
Заключение
Библиографические ссылки

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (Нюкалова).docx

— 287.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Мотив «укачивания» в ритмике колыбельных песен мира

 

Содержание:

Введение

Первая глава.

Значение и функции колыбельных песен.

Содержание колыбельных песен

Вторая глава.

О ритмике колыбельных песен

Мотив «укачивания» в ритмике колыбельных песен мира

Заключение

Библиографические ссылки

 

Введение

 

Аргументация выбора темы.

Изучение и понимание колыбельной песни даёт возможность лучше понять красоту и выразительность музыкального языка народа, глубже воспринять его национальную специфику. В поисках музыкального материала для курсовой мы наткнулись на целый ряд колыбельных песен народов мира, воссозданных в анимационной форме. «Колыбельные мира» — это российский анимационный проект, посвящённый колыбельным различных народов мира. В рамках проекта создано несколько десятков мультфильмов, каждый из которых представляет одну колыбельную на родном языке, при этом сюжет фильма основан на содержании песни, а изобразительное решение отражает колорит соответствующего народа. Руководители проекта — продюсер Арсен Готлиб и мультипликатор Елизавета Скворцова. Начиная с 2006 года проект получил большое количество премий на российских и международных фестивалях, а также награды международных детских, благотворительных организаций. Эти колыбельные песни очень ярко выражают национальный характер, достаточно самобытны, поэтому и привлекли наше внимание. Из них мы выбрали десять песен различных народов для расшифровки, подробного анализа и изучения ритмики колыбельных песен. На протяжении долгого времени ученые-фольклористы обращали внимание на жанр колыбельной песни, но, несмотря на это, до сих пор остается достаточно много неосвещенных проблем.

Одна из них — ритмика колыбельных, которая, по мнению многих исследователей, и так же на наш взгляд, представляет собой один из наиболее значимых элементов этого жанра. Этот аспект становится еще интересней в условиях наличия у нас музыкального материала колыбельных песен различных народов.

Цели и задачи работы:

— отобрать самые показательные варианты колыбельных песен мира

с точки зрения ритмических особенностей;

— расшифровать отобранные варианты;

— выявить значения и функции колыбельных песен;

— обзор определений колыбельной песни;

— выявление главных поэтических тем;

— изучить ритмические особенности колыбельных песен;

— исследовать мотив «укачивания» в ритмике колыбельных песен мира.

 

Обзор литературы.

В процессе работы над поставленной нами задачей мы изучили ряд источников, которые помогли нам в нашем исследовании. Среди них можно выделить работу В. Головина о колыбельной песне и классификации мотивов, статью Ю. Соколова о содержании и образной сфере колыбельных, книгу Ф. Капица, Т. Колядич о русском детском фольклоре. Наиболее интересным для нас источником оказалась статья А. Ветухова о народных колыбельных песнях, их образной сфере, содержании, значении, влиянии на ребенка. Эта статья была найдена в этнографическом обозрении 1892 года под редакцией Н. Янчука на старославянском языке.

 

Методы исследования.

 

Практическая значимость работы.

Работа может быть использована в материалах по курсу музыкального фольклора, народного исполнительского искусства, на кафедре народных инструментов. Она может быть интересна как педагогам и студентам, так и просто любителям народной музыки.

 

Первая глава

 

Значения и функции колыбельных песен

 

Колыбельные песни исполняются над колыбелью с младенцем во время его укачивания и укладывания спать взрослым человеком – бабушкой, дедушкой, матерью, няней или же ребёнком-подростком, которого называют баяльщиком или качельником. Она поется в особом ритме дыхания, соотнесенном с ритмом дыхания и сердцебиения поющего (чаще матери) и ребенка. Это состояние подобно тому, которое возникает у человека при гипнотическом внушении – состояние открытости души миру. И именно в этом состоянии малыша ему поют о доброте и миролюбии; о том, что он защищен; о его замечательных качествах характера; о том, что у него хорошо сложится жизнь; что его оберегают и животные, и растения, и близкие люди, и природа и что все ему готовы помочь. И в открытом состоянии он впитывает эти представления о мире вокруг него.

Народные колыбельные песни поются с древних времен. Колыбельные произошли от слова «колыбель», в русской традиции по-другому их называли «байками» (от древнерусского слова «баять», то есть говорить, сказывать), поэтому в них и пели «баю-бай». И во все времена именно колыбельная была первым учебником жизни для ребенка, задающим ему ориентиры жизни, нравственные ценности.

Сегодня в русской фольклористике можно обнаружить множество определений колыбельных песен, схожих и различающихся между собой, например:

— «Колыбельные песни — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка».

— «Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания».

— «Колыбельные – первые уроки родного языка».

— «Колыбельная – это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, недопускающие проникновения зла».

— «Колыбельные песни – один из фольклорных жанров, стоящих «на грани быта и искусства»».

Также как и любой другой жанр народной музыки, колыбельные песни выполняют множество функций, например:

— практическая функция убаюкивания. Главное назначение колыбельных песен — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. В связи с этим вторым своим назначением колыбельные песни могут быть рассматриваемы отчасти и как «рабочие» песни, неразрывно связанные с трудом и отображающие в себе ритмы трудового процесса. Преобладающим размером русских колыбельных песен является четырехстопный хорей, и это может быть сопоставлено с ритмом движений раскачивающейся колыбели, естественно распадающихся подобна качанию маятника на две группы — вперед — назад.

— взаимопроникновение. Человек, укладывающий ребенка спать, сам должен пребывать в умиротворенном, расслабленном состоянии, а пение колыбельной помогает в этом: позволяет отрешиться от суеты прожитого дня, насладиться тишиной, лучше почувствовать и выразить свою любовь и нежность. Ритм колыбельной песни соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова, образы песни проникают в глубину души маленького ребенка.

— коммуникативная функция. Колыбельная песня - это не просто средство успокоения ребенка. Это важный процесс установления крепкой связи между мамой и ребенком, процесс общения радостного, спокойного, уединенного.

— когнитивная функция. Перед ребенком проходит целый мир разных образов его будущей жизни – счастье и радость, трудности и умение преодолевать препятствия, будущая семья и будущая профессия, взаимоотношения людей и их труд, нравственные устои и обычаи. Кроме того, посредством колыбельной песни ребенок учится узнавать близких ему людей, а через них – и весь окружающий его мир.

— эстетическая функция. В состоянии открытой души миру, малыш слушает добрую, светлую колыбельную песню о доброте и миролюбии, о красоте природы, птиц, животных и проникаясь этой добротой, вырастает чутким и хорошим человеком.

— воспитательная функция. Малыш получает в колыбельных первый свод нравственных устоев и первое знание общечеловеческих ценностей. Рождается Человек с Человеческими ценностями. Вот чему учила народная «колыбельная педагогика», утерянная нами: «ближних бойся осуждать», «будем рано разбужать, на работку посылать, на работу на таку – на веселую страду» (нет уныния по поводу «страды», а есть оптимизм и желание жить и не бояться трудностей!), «а еще, сынишка, знай – стыдно, коли ты лентяй, засыпай-ка, засыпай, баю-бай, баю-бай».

Самая значимая функция колыбельной – быстро убаюкать малыша – прекрасно «выполняется» благодаря своей особой мелодии, которая идет как бы по кругу и постоянно повторяется. С первых минут жизни малыш ежедневно слышал народные колыбельные песни, напевы которые складывались веками и в которых сочетались особые слова, особый ритм, особая интонация и особая мелодия – светлая, умиротворяющая, монотонная.

Колыбельные песни – это не только снотворное для малыша, но и его оберег. Такие народы как ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным песням мистическое значение. Согласно древним традициям этих народов, для каждого младенца создавалась своя колыбельная песня – ее при рождении ребенка сочиняла сама мать. А потом данная песня всю жизнь служила ему оберегом. Слова и мелодии защищали ребёнка от злых духов, бессонницы, болезней. Эти песни наполнены любовью, добротой и похожи на сказку. Таким образом, можно говорить и о магико-ритуальной функции.

 

Содержание колыбельных песен

 

Преобладающие поэтические темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).

Но колыбельные зачастую имеют самые различные, порой удивительные темы и сюжеты, классификация которых может быть самой разнообразной. Так, по тематическому принципу можно выделить два типа колыбельных: традиционные и импровизационные. В традиционных колыбельных нередко мысли матери обращаются к теме бедности, поэтому эти песни весьма печальны по своему социальному содержанию, нередко передаваемому с оттенком горькой иронии. Однако чаще встречаются импровизационные колыбельные, рисующие обстановку и поведение персонажей, нехарактерные для крестьянской семьи, то есть песни, пришедшие из другой социальной среды (о нянюшках, мамушках, сенных девушках, поварах, о подарках ребенку и его родным). Кроме того импровизационность как произвольное и свободное варьирование бытовавших традиционных мотивов и образов создает многообразные композиции, а также позволяет включать произведения других жанров детского фольклора, подчиняя их структурно-поэтическим и ритмико-мелодическим законам колыбельной песни.

Колыбельные песни можно классифицировать и по содержанию: на песни, описывающие мир ребенка и рассказывающие о мире матери с непосредственнным выражением своих душевных забот, дум, переживаний, любви и нежности к ребенку, с изображением окружающей действительности.

Кроме того существуют колыбельные с невероятным, сказочным сюжетом; колыбельные, текст которых является реминисценцией народной или городской поэзии. Или тексты литературного происхождения.

Существует и другая классификация колыбельных песен, предложенная А. Мартыновой. Она выделяет следующие группы песен:

1. колыбельные императивные, содержащие пожелания ребенку, его родным, окружающим его людям, животным, птицам и другим существам, требования к ним, а так же пожелания ребенку смерти;

2. повествовательные, в которых сообщается о каких-то фактах, содержатся бытовые зарисовки, или небольшой рассказ о животных, что несколько сближает их со сказками. Можно выделить несколько типов повествовательных колыбельных: о ребенке, о людях, о животных, о птицах;

3. заимствованные из других жанров;

4. литературного происхождения.

Зачастую в колыбельной песне наблюдается медленное, как бы дремотное нанизывание образов, подсказанных ленивым ходом ассоциаций. Иной раз в этих полусонных импровизациях однако нетрудно бывает вскрыть психологическую устремленность поющей женщины. В таком состоянии нередко находят себе выражение желания и мысли, обычно заглушаемые бодрствующим сознанием.

Темы колыбельной песни имеют большое количество вариаций, изучение которых может дать живую картину разнообразия бытового и психологического повседевного уклада жизни семьи.

 

Вторая глава.

О ритмике колыбельных песен.

 

Колыбельная песня сложилась, как и все фольклорные жанры, постепенно, в результате многовекового отбора лучших вариантов. Это небольшое по форме произведение, состоящее обычно из коротких (1–2 стиха) строф. Сюжет колыбельной песни развивается динамично, в каждом стихе развертывается новая картинка, поскольку ребенок не может долго задерживать свое внимание на одном предмете.

Древние колыбельные песни не имели рифмы, ее заменяли повторы однотипных слов или побудительных междометий («Баю-бай, засыпай / Скоро глазки закрывай»). Припевы, основанные на междометиях («Баю-бай», «Люли-люленьки», «А-а-а»), придают тексту монотонность и размеренность. Кроме того, они могут становиться в начале, в конце, или быть связующим элементом в песне, а также выступать в роли самостоятельных попевок.

Припев являлся одним из главных факторов в процессе создания своеобразного ритмического рисунка колыбельной песни, хотя закономерное чередование ударных и безударных слогов отсутствовало. Каждый стих имел по два опорных ударения, вокруг которых свободно группировались безударные слоги. Рифма и размер прежде всего появились в запевах, припевах, концовках песен. Чаще всего в колыбельных песнях использовался четырехстопный хорей с мужской или женской рифмой.

Информация о работе Мотив «укачивания» в ритмике колыбельных песен мира