Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В воспитании современного человека наряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.

Содержание

Введение………………………………………………………..……3
Значение музыкального воспитания………………………….……5
Задачи музыкального воспитания………………………………….7
Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей……………………………………………………….9
Этапы музыкального обучения……………………………………14
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

музо готовая.docx

— 36.16 Кб (Скачать файл)

Словесный метод обращен к сознанию ребенка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Словесный метод включает в себя следующие приемы:

1. Объяснение. Оно используется, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения. Объяснение должно быть четким, кратким; дается повторно на первом этапе усвоения детьми музыкального материала и заданий. Объяснение в виде образного рассказа используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжетных музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения.

Приведем пример образного рассказа к сюжетной игре «Зайцы и медведь» (русская народная мелодия «Заинька», «Медведь», музыка Е. Тиличеевой).

«Зимнее утро в лесу. На полянке бегают, кружатся, прыжками согревают себя зайчики. До того разыгрались, что разбудили медведя, который спал в своей берлоге. Пошел он посмотреть, кто же спать ему мешает?! Увидали зайцы медведя и разбежались, под кустами попрятались. Ушел медведь. Зайцы опять выбежали на полянку и стали прыгать».

2. Пояснения. Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме. Нечеткость пояснений часто приводит к непониманию задания и плохому качеству исцолнения. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца. Например, если дети вслед за педагогом начинают повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не делайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять». Если нужно пояснить, как, например, в песне «Котя, котенька, коток» петь более длинные ноты, педагог говорит: «Давайте послушаем себя, все ли спели протяжно последнюю ноту, долго ли ее тянули, чтобы котик услышал».

3. Указания. Даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений. Например: «Кружиться надо через правое плечо, оттягивайте носочки» и т. д. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполнения действий.

4. Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного  произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед исполнением фортепианной пьесы «Жаворонок» П.И. Чайковского рекомендуется прочитать детям четверостишие В.А. Жуковского:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Иногда перед слушанием новой песни педагогу целесообразно прочитать детям ее текст.

5. Беседа. Обычно проводится с детьми после слушания музыки, реже - перед слушанием, когда надо конкретизировать содержание произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку. Беседы с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и конкретностью.

Вопросы. Беседа с детьми строится в форме вопросов и ответов.

Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения, избегая излишних детализаций и отвлечений. Вопросами уточняется содержание, характер музыкального образа, форма и средства выразительности музыкального произведения. Например, после исполнения танцевальной музыки можно спросить детей: «Что я играла, пляску или марш? Каков характер этой музыки? Какое движение можно под нее исполнить?

6. Замечания. Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий.

Замечания должны быть строгими, но в то же время корректными.

Метод практической деятельности. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений.

В пении и в музыкально-ритмических движениях необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились исполнять задание предельно выразительно. Обучая детей, следует постепенно усложнять задания в соответствии с их возрастным развитием, однако не перескакивать через усвоение навыков, определенных программой воспитания. В затруднительных случаях необходимо вести углубленную индивидуальную работу.

Все методы музыкального воспитания используются педагогом как единая система, неразрывное целое. Слово подводит ребенка к восприятию и пониманию содержания произведения, а музыка эмоционально углубляет возникшие впечатления. Музыка воздействует на чувства, но она рождает и мысли. А мысль не существует без словесного выражения.

Чтобы дети поняли музыкальное произведение, особенно непрограммное, т. е. не имеющее конкретизирующего заголовка или определенного сюжета, необходимо очень осторожно, бережно руководить восприятием музыки. Слово и музыка направляют деятельность ребенка, помогают ему понять и выполнить задание. Например, когда педагог объясняет детям некоторые приемы исполнения песен, то он одновременно показывает им, как пропевать отдельные звуки, фразы попевок. Чтобы ребенок усвоил и выполнил какое-либо музыкально-ритмическое задание, ему необходимо сначала не только услышать музыку и словесную формулировку задания, но и увидеть, как это нужно делать. При обучении всегда необходимо помнить, что образы музыкальных произведений такие тонкие, подвижные, эфемерные, что требуется большой педагогический такт, чтобы пояснениями не снизить, а углубить впечатление от музыки, не отрывая содержание от формы музыкального произведения. Как указывалось выше, слово, предваряющее слушание инструментальной музыки, должно быть поэтичным, образным, информативным. В отличие от инструментальной музыки песня как бы сама о себе рассказывает посредством поэтического текста. Его подчас сложные метафоры и стилистические обороты требуют от педагога продуманных пояснений.

Чтобы выбрать нужные методические приемы для работы с данным музыкальным произведением, педагог должен сам его хорошо знать, прочувствовать его настроение, характер, обдумать содержание. Только тогда его исполнение будет отличаться необходимой выразительностью.

 

ЭТАПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

I этап - первоначальное знакомство с музыкальным произведением.

Объектом восприятия ребенка является звучание голоса и инструмента. Основная задача этого этапа - ознакомить ребенка с музыкальным произведением, приучить его активно вслушиваться в музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства, воспринимать ее общий характер и отмечать особенности. На пер вом этапе обучения при восприятии музыки в центральной нервной системе ребенка происходит иррадиация раздражения. Концентрация,

дифференциация выражены слабо. В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. В коре головного мозга ребенка образуются временные связи, поэтому материал следует давать в целостном виде, а не раздробленно, как это имеет место на втором этапе.

Движения педагог показывает непременно под инструментальное сопровождение или напевание мелодии. Иногда, например, разучивая новую песню, педагог выделяет мелодию для лучшего запоминания, играет ее на разных музыкальных инструментах. Первый этап обычно охватывает одно или два занятия. В процессе обучения на этом этапе используются такие методические приемы, как слушание музыки, объяснение, исполнение песен и музыкально-ритмических движений в качестве образца, показ отдельных певческих приемов и способов выполнения движений, образное и поэтическое слово, беседа с детьми при помощи вопросов и ответов.

II этап - формирование умений в области пения и музыкально-ритмических движений, восприятие музыкальных произведений с опорой на их программу. Задачами этого этапа являются: создание 
радостной атмосферы для углубленного восприятия музыки, упражнения детей в слуховом внимании, самоконтроле, координации голоса и слуха в пении, слуха и характера движений в играх, плясках. В процессе этого этапа выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения заданий. Этап формирования умений продолжается длительное время. Например, некоторые песни дети могут спеть самостоятельно, выразительно только на 9-12-е занятие.

На II этапе обучения используются следующие методические приемы: повторное слушание музыки, повторный показ образцов исполнения песен и музыкально-ритмических движений, показ отдельных певческих приемов и способов выполнения движений, беседа с детьми в форме вопросов и ответов, образное и поэтическое слово, указания, пояснения, замечания - т. е. все существующие приемы обучения.

III этап - образование и закрепление навыков, т. е. автоматизация способов выполнения заданий, самостоятельное исполнение детьми песен, игр, плясок, упражнений.

Задачи этого этапа: эмоционально-выразительное исполнение заданий, развитие самостоятельности, творческой активности. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным. Автоматизируется способ выполнения того или иного задания; в то же время ребенок сознательно решает поставленную перед ним задачу и, опираясь на приобретенный навык, проявляет посильную творческую активность.

Педагог работает над совершенствованием исполнения детьми песен и музыкально-ритмических движений, продолжает воспитывать способность воспринимать музыку разных жанров.

На данном этапе педагог использует варианты игры, усложняет и изменяет задания, ставит детей в условия, требующие проявления творческой инициативы, применяя при этом разнообразные методы обучения.

Широкое творческое применение педагогом отдельных методических приемов и их сочетаний обогащает методику музыкального воспитания в целом, индивидуализирует её, предостерегает от установленных штампов, помогает творчески работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  2. Музыкальное воспитание дошкольников./ Радынова О. П. и др. —

М.: Академия, 1998.

  1. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник  для студентов высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова.  Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.
  2. Теория и методика музыкаль-ного воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /.Гогоберидзе А. Г.,Деркунская В. А. — М.: Академия, 2005.
  3. Основы музыкального воспитания и развития де-тей младшего возраста./ Зимина А. Н. — М.: Владос, 2000.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей