Методика музыки в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:44, отчет по практике

Краткое описание

Музыкальная работа в ДОУ - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

Содержание

1. Музыкальная работа в ДОУ. Понятие .……………………………………………….3
1.1 Цели и задачи музыкальной работы.……………………………………………….4
2. Музыкальные занятия и виды музыкальной деятельности ………..…..5
3. Алгоритм проведения музыкального занятия………………………..………..11
4.Заключение. Пример музыкального занятия…………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 700.15 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Музыкальная работа в ДОУ.  Понятие .……………………………………………….3

1.1 Цели и задачи музыкальной  работы.……………………………………………….4

2. Музыкальные занятия  и виды  музыкальной деятельности ………..…..5

3. Алгоритм проведения музыкального  занятия………………………..………..11

4.Заключение. Пример музыкального  занятия…………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     

 

 

1. Музыкальная работа в ДОУ. Понятие.

Музыкальная работа в ДОУ - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью  формирования полноценной личности ребёнка.

Воспитание - это целенаправленное развитие каждого  растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

Культура  – (лат.: cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Это  мир искусственных объектов: идеальных  и материальных предметов; объективированных  действий и отношений. Он создается  человечеством в процессе освоения природы и обладает структурными, функциональными и динамическими  закономерностями. Культура сохраняет  и воспроизводит традиции, благодаря  творческим инновациям обеспечивает динамику общества.

Музыкально-валеологическое  воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью  формирования полноценной личности ребенка.

Музыкальная культура понимается как жизненная  и духовная среда, в рамках которой  только и может осмысленно существовать собственно музыка.

            Музыкальная культура - это огромное  музыкальное пространство, охватывающее  профессиональный и непрофессиональный  виды музыки, а также все музыкальные  сферы общества. Музыка как физический  звук, композиторское творчество, музыкальные  науки, традиции, образование, учреждения, фестивали, конкурсы, уровень мастерства  в любой музыкальной сфере, накопленный музыкальный опыт различных исторических эпох - все это составляет структуру музыкальной культуры.

 

1.1 Цели и задачи музыкальной  работы.

 

  • Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
  • Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
  • Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

 Принципы работы.

Основными принципами работы по данному направлению являются:

  • Принцип научности;
  • Принцип реалистичности и доступности;
  • Принцип занимательности.

 

2. Музыкальные занятия и виды  музыкальной деятельности.

Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ являются -музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и  творческих способностей каждого ребёнка. Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных  занятий, обеспечивающих оптимальное  развитие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.

Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений. Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры  эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

          На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей:

  • Эстетическое: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
  • Певческие навыки: чистота интонирования, дыхание, дикции, слаженность певческих интонаций.
  • Нравственное – волевое: воспитывать чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
  • Физическое: в танцах в играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
  • Умственное: дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опят.

Виды  музыкальной деятельности.

  • Слушание
  • Пение
  • Музыкально-ритмические движения
  • Игра на детских музыкальных инструментах

 

 Слушание - может существовать, как самостоятельный вид музыкальной деятельности, а может быть с другим видом музыкальной деятельности.

Пение – ведущий вид музыкальной деятельности, самый доступный и массовый. Песенное творчество начинается с подпевания.

Музыкально-ритмические  движения – активная исполнительская и творческая деятельность с помощью движений дети передают характер музыкального произведения.

Игра  на детских музыкальных инструментах – исполнительская и творческая деятельность детей, которая помогает овладевать игрой на различных музыкальных инструментах. Это самый сложный вид

музыкальной деятельности, Самые первые инструменты это погремушка.

 

 

Песенки-распевки.

Цель распевок – подготовить  голосовые связки к пению    и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов. С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

.

Артикуляционная гимнастика.

На музыкальных занятиях педагогам  часто приходится наблюдать, что  некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит  о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому  ребёнку справиться с этими трудностями  с помощью артикуляционной гимнастики.

 

Основная  цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных  движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционные гимнастики  способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, развивают музыкальную память, запоминание текста песен, вниманию, развивают чувство ритма, учат имитации движений животных. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная(взрослый выполняет движения за ребёнком) и активная(ребёнок самостоятельно выполняет упражнения). Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участие голоса. При отборе упражнений надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

 

Музыкально-дидактические игры .

 

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных  занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются  как песенки или произносятся под музыку.  "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

 

Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее  овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется  всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Речевые игры.

Что же такое «речевая игра»? Это  стихи, с которыми и в которые  можно играть. Известно, что речевые  игры и развлечения помогают воспитывать  интерес к окружающему, стимулируют  познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает  напряжение, обычно возникающее у  детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность  к непроизвольному вниманию, обостряется  наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом.

Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические  и театральные возможности.

 

Музыкально-ритмические  движения это – мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность.  Проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

 

 

 

 

3. Алгоритм проведения музыкального занятия

1. Вводная  ходьба. Музыкально-ритмические движения.

2.Приветствие.  Валеологическая песня-распевка   для настройки на рабочий лад.

3. Слушание  музыки (активное и пассивное). Физкультминутка,  пальчиковая или жестовая игра.

4. Пение,  песенное творчество: распевки, артикуляционная  гимнастика, дыхательная гимнастика.

5. Танцы,  танцевальное творчество.

6.  Музыкальные игры, хороводы, речевые игры.

7. Игра  на детских музыкальных инстументах.  Творческое  музицирование.

8. Прощание.

 

 

 

 

 

 

4. Примет музыкального занятия.

Применение валеологической песни  распевки.

Занятие начинается с песни-распевки, необходимой  для активизации внимания детей, создания у них положительного эмоционального настроя на занятие.

Пример:            "Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской)

1. Доброе  утро!                        разводят руки в стороны и слегка

Улыбнись  скорее!                  кланяются друг другу

И сегодня  весь день              "пружинка"

Будет веселее.                        поднимают ручки вверх

2. Мы   погладим лобик,          выполняют движения по тексту

Носик и  щечки.

Будем мы красивыми,           наклоны головы к правому и левому

Как в  саду цветочки!             плечу по очереди.

 

 

«Здравствуй»

Здравствуй  солнце золотое, (поднять скрещенные руки вверх)

Здравствуй  небо голубое, (поднять ладошки вверх)

Здравствуй  вольный ветерок, (помахать ручками  вверху)

Здравствуй  маленький дубок,

Здравствуй  утро, здравствуй день,

Нам здороваться  не лень!»

«Добрый день»

«Добрый день, добрый день,

Нам здороваться  не лень.

Этими словами

Здороваемся с вами!»

Применение музыкально-дидактических игр

Применяю   во время слушания или пения (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например упражнение «Кошка»,  при разучивании песни про котика).

 

Пример:                                «ЗамОк»

Ручки складываете  в замок, переплетая пальцы. Читая  стишок, ритмично раскачиваете «замок»:  На двери висит замок.

Кто его  открыть бы мог?

Постучали,

(на этом  слове ритмично постукиваете  друг об друга основаниями  ладоней, не расцепляя пальцы)

 

 

Информация о работе Методика музыки в ДОУ